Газовая т урбина на тягачеЕмника1^зоy,^u»tt.r>^,.«Турбо-титан III» с полуприцепом.pviНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬКогда шведская фирма СААБ объявила о том, что на модели 1967 года будет устанавливаться V-образный четырехцилиндровый двигатель, у многих это вызвало некоторое удивление. За все время выпуска переднеприводных автомобилей СААБ-96 фирма ставила на них только двухтактные трехцилиндровые рядные двигатели рабочим объемом 841 см 3 . Такой двигатель, работающий на маслобензиновой смеси в соотношении 1 : 33, с возвратно-петлевой продувкой развивает при степени сжатия 8,1 мощность 40 л. с , имея максимальный крутящий момент 84 кгм при 3000 об/мин. Однако большими недостатками этих двухтактных двигателей являются относительно высокий расход топлива и несколько дымный выпуск. В связи со специальными законами, принятыми или принимаемыми в настоящее время в различных странах, которые ограничивают загрязнение воздуха выпускными газами, последний недостаток мог помешать экспорту автомобилей СААБ. Поэтому фирма заключила соглашение с западногерманским филиалом «Форда» на поставку V-образных четырехцилиндровых двигателей от модели «Форд-таунус 12М» (кстати, тоже переднеприводной), которые по своим габаритам вписываются в моторный отсек автомобиля СААБ-96. Выпуск автомобилей СААБ-96 с двух. тактными двигателями будет продолжаться, правда, в меньшем количестве. СААБ-96 1967 годаНедавно фирма «Шевроле» (США) построила новый тягач. Он должен работать с полуприцепом-фургоном из нержавеющей стали, вес автопоезда 35 тонн, длина 15 метров. Особенности «Турбо-титана III» (так названа новая машина) — газотурбинный двигатель и автоматическая трансмиссия. Газотурбинные двигатели все настойчивее «наступают» на позиции поршневых. Их разработкой конструкторы фирмы «Шевроле» занимаются уже более 15 лет. Двигатель «Турбо-титана» — п ятая турбина, сделанная заэти годы. В нем использованы результаты многочисленных исследований. При 4000 об/мин на выходном валу двигатель имеет мощность 280 л . с. В то же время число оборотов тяговой турбины достигает 35 000 в минуту, а турбины привода компрессора — 35 700. Максимальный крутящиймомент 121 кгм. В камере сгорания температура достигает 930 градусов. Установленный вдоль продольной оси автомобиля двигатель какбы разделен на три взаимосвязанных части. «Сердце» его — турбины — в центре. Спереди — камера сгорания, сзади — понижающий редуктор. Теплообменник представляет собой пористый барабан. Благодаря этому «холодильнику» температура газов. идущих от ведущей турбины, с нижаетсяс 630 градусов до 149—260. Теплообменник повышает к.п.д. двигателя и снижает шум. Тягач «Турбо-титан» не имеет привычной системы тормозов. Для торможения водитель пользуется двигателем. В автоматической трансмиссии, имеющей шесть передач, двигатель успешно выполняет роль тормоза-замедлителя.Выставка гаражного оборудованияНедавно в торговом представительстве Польской Народной Республики в Москве были продемонстрированы образцы гаражного оборудования. На стендах — гидравлические домкраты различной грузоподъемности, оборудование для смазки узлов автомобиля, приборы и аппаратура для проверки электрооборудования автомобиля, прибор, замеряющий угол установки передних колес, оборудование для мойки и т. д. Большой интерес вызвал у посетителей прибор для контроля за установкой фар . Его размещают на направляющих перед включенной фарой автомобиля. Поток света преобразуется оптической системой зеркал и линз в узенький луч, попадающий на шкалу. В зависимости от деления, н а которое лег луч, можно определить, правильно ли отрегулирована фара. На пути луча установлено фотосопротивление, преобразующее световую энергию в электрический ток. Таким образом. можно контролировать и силу света фары. Представленные на выставке экспонаты убедительно говорят об успехах, достигнутых нашими польскими друзьями.Конец прошлого года принес новые высшие достижения. Три рекордных результата показал австриец И. Ортнер на гоночных автомобилях В 800 километрах от Лондона ре«Абарт». На дистанции четверть мишилась судьба первого места в чемли (401 метр) в классе 750 см 3 он пионате Европы по авторалли 1966 развил скорость 99,307 км/час, в класгода. Здесь, на заключительном, трисе 1100 см3 — 111,116 км/час. На надцатом этапе первенства — ралли 500 метров с места его результат в Английского королевского клуба, классе 750 см 3 — 106,163 км/час. оставил трассу один из основных преАнглийский гонщик Л. Тернер на Сюрприз тендентов на победу финн Тимо Мяавтомобиле «Форд-кортина спешл» в кйнеи. Он таки не смог ликвидироклассе до 1500 см 3 установил нескольна старте чемпионата вать разрывв три очка, отделявший ко международных рекордов на коего от лидера первенства поляка Соротких дистанциях со стартом с мебеслава Засады. ста: четверть мили — 129,1 км/час, Чемпионат мира 1967 года по кольИтак, спортивный мир получил но500 метров — 140,9 км/час, 1 килоцевым автогонкам (формула 1) отвого чемпиона Европы. Впервые им метр — 170,8 км/час. крылся соревнованиями под Иоганстал представитель социалистической несбургом. Из 18 стартовавших деВ классе до 2000 см3три новых страны. Прошлогодний победитель сять не дошло До финиша. И среди международных рекорда превысил Рауно Аалтонен выступал неудачно и них Г. Хилл и Д. Кларк, выступавшие Г. Гане (ФРГ). На автомобиле «Брэбоказался за чертой призеров. Второе на «Лотусах». хэм» с 315-сильным двигателем БМВ место досталось Тимо Мякинену, треон развил на четверть мили скоНеожиданную победу одержал мотье — шведу Тому Тране. рость 135,7 км/час, на 500 метров лодой гонщик завода «Купер» мексиБольшие успехи Засады в таких 142,2 и на 1 километр — 180,2 км/час. канец Педро Родригес. Дистанцию труднейших соревнованиях этого гов 80 кругов он преодолел со средней Два рекорда на дистанции 10 кида, к ак «Ралли цветов» в Италии, скоростью 155.709 км/час. На втором лометров установил 54-летний В. Герц «Рейд польский», к ак ралли «Акроместе — Д. Лав («Купер»), на треть(ФРГ). На автомобиле 3 «НСУ-специал» полис» в Греции, ралли в ФРГ, говоем Д. Сертисс («Хонда»). Чемпион в классе 500 см он достиг. рят сами за себя. Эти успехи по прапрошлого года Д. Брэбхэм был толь258,7 км/час, а в классе 350 см3 — ву разделяет жена чемпиона Ева Зако шестым. 249,2 км/час. сада, которая не раз стартовала В новом сезоне большим изменеОбновлены и некоторые мотоциквместе с мужем в качестве штурниям подверглись составы фирменлетные рекорды. Итальянец П. Кава мана. ных команд, выступающих в чемпиона 'Машине «ФБ-Минарелль» класса Первые достижения Засады в спорнате мира по формуле 1. Ниже наз75 смЗ в заездах с места на дистанте относятся к послевоенным годам. ваны основные заводские гонщики, ции 1 километр показал 103 км/час, Будущий чемпион Европы по ралли участвующие в первенстве: БРМ — 10 километров — 132 км/час и на входил в сборную команду Польши Д. Стюарт и М. Спенс; «Брэбхэм100 километров — 136 км/час. по... легкой атлетике ив метании Репко» — Д. Брэбхэм и Д. Хьюлм; копья конкурировал с одним из силь«Игл» — Д. Герней и Р. Гинтер; «Кунейших в мире копьеметателей Янупер-Мазерати» — И. Риндт и П. Родшем Сидло. Участие в легкоатлетичеригес; «Лотус» — Д. Кларк и Г. Хилл; ских состязаниях, увлечение лыжами «Мак-Ларен» — Б. Мак-Ларен; «Фери настольным теннисом оказались рари» — Л. Бандини и Д. Уильяме; очень полезными для такого слож«Хонда» — Д. СертиссСобеслав Засадачемпион Европыного вида спорта, к ак автомобильное ралли, требующего выносливости, самообладания и многих других спортивных качеств. Советские раллисты давно дружат с Собеславом Засадой. Мы от души рады его успеху и поздравляем с заслуженной победой.Рекорды, ренорды...спортивный•Л-ЩЩ^ Г ЛОБУС