«ДОвяаве!^Начальник Главпефтеснаба РСФСР комментирует, письма наших читателейВ редакционной почте журнала письма по различным вопросам обслуживания автомобилистов составляют весьма заметную часть. Значительное число их посвящено работе автозаправочных станций. Это и неудивительно. Для автомобиля или мотоцикла бензин и смазочные материалы — ежедневный хлеб насущный, продукты первейшей необходимости. Малейшие перебои в работе АЗС сразу сказываются на рабочем ритме автотранспорта. А перебои эти, к сожалению, бывают. При этом обиженными чаще всего остаются индивидуальные владельцы автомобилей и мотоциклов. Со своими обидами они, естественно, обращаются в журнал. За помощью, за советом. Письма эти часто отличает лишь обратный адрес на конверте, а в остальном они похожи одно на другое. Мы отобрали наиболее характерные из них и попросили начальника Главнефтеснаба РСФСР И. М. ТОРОЧКОВА прокомментировать их, ответить читателям журнала, что делается для улучшения работы АЗС.АЗСБУДУТРАБОТАТЬточно знакомы с существующими положениями. В таких случаях, а также если на АЗС вообще отказываются отпустить бензин индивидуальному владельцу транспортного средства, м ожно потребовать книгу жалоб и предложений и записать свою претензию. А вообще по телефону (он есть на каждой АЗС) следует позвонить на нефтебазу, которой эта станция подчиняется, и недоразумение сразу будет ликвидировано. Нефтебазам, расположенным в сельской местности, где нет поблизости автозаправочных станций, дано указание про ­ давать бензин и индивидуальным владельцам. К роме того, многие нефтебазы имеют передвижные АЗС. Сейчас на территории Российской Федерацииоко ­ ло 600 таких передвижных станций. Иногда припроверке жалобы оказывается, что индивидуальному владельцу отказались отпустить бензин по талону, предназначенному для 'государственного автотранспорта. В таких случаях работники АЗС поступают правильно. Автозаправочные станции обслуживают индивидуальных владельцев только по талонам рыночного фонда и по заборным книжкам или на специальных станциях за наличный расчет. Иногда по талонам недоберешь 10 — 15 литров. Сдачу талонами не дают. Почему? Учитываются ли нак-нибудь образующиеся на АЗС излишки? В. СМИРНОВЛУЧШЕприблизительно одногоВедь в эксплуатации разной мощности. новые автозаправочные А. НИКОЛАЕВНа нашей городской АЗС бывает лишь бензин А-66 и автол-10. А ведь для нормальной эксплуатации современных машин требуются бензин А-72 и А-76 и различные улучшенные сорта масел. Ничего этого, как правило, АЗС предложить не может. Такой убогий ассортимент ведет к преждевременному износу машин. Г. ВАСИЛЕВСКИЙпуск талонов на 5, 10 и 20 литров бензина, появились талоны на 0,25, 0,5 и1 литр смазочных масел, а также талоны на 2,5 и 10 литров топливной смеси для мотоциклов. У нас все АЗС типа. А почему? н ужны станции Какими будут станции?г. Буй Костромской областиС выпуском новых более совершенных машин расширился ассортимент бензинов и масел. Однако «е все старые АЗС имеют достаточно емкостей для хранения всех необходимых горюче-смазочных материалов и не располагают нуж ­ ным количеством раздаточных колонок для их отпуска. Местные условия не всегда позволяют обеспечить АЗС дополнительными емкостями и колонками. Это приводит к ограничению ассортимента бензина, который может отпустить АЗС. М ыпринимаем меры к тому, чтобы в таких трудных случаях на АЗС было хотя бы два сорта бензина, например А-66 и А-72, а недостающий здесь бензин А-76 завозим на какую-нибудь из ближайших АЗС. При строительстве новых АЗС все эти недостатки учитываются. Новые станции смогут отпускать любые сорта бензина. Не застанет их врасплох и. г орючее для новых машин, которые сойдут с конвейеров в ближайшие годы. С появлением легкового автомобиля на базе ФИАТа АЗС будут полностью обеспечены бензином соответствующего октанового числа. Что касается смазочных материалов, то почти любая АЗС имеет возможность обеспечить потребителей всем необход имым . Если какого-либо масла нет, значит, виноваты местные работники, не позаботившиеся о своевременном пополнении ассортимента. Почему АЗС Дивногорска не отпускает бензин по заборным книжкам , приобретенным в Красноярске? Особенно трудно приходится сельским автолюбителям: АЗС поблизости нет, а нефтебазы зачастую вообще отказываются продавать бензин индивидуальным потребителям. А. МИХЕЕНКОМоскваНовые АЗС проектируются с . таким расчетом, чтобы они были удобными для потребителя, недорогими в строительстве и экономичными в эксплуатации. Для увеличения их пропускной способности предусматривается автоматическое управление раздаточными ко ­ лонками. Обязательной принадлежностью станции будут топливо-смесительные колонки для заправки мотоциклов. Сейчас такие колонки уже смонтированы более чем на двухсот АЗС Российской Федерации, в ближайшее время ими будут оборудованы все станции. Помимо заправки станции предложат автомобилистам и другие услуги: подкачку шин, наполнение радиаторов и т. п. Около 70 АЗС уже имеют такое оборудование. Гипроавтотранс создал типовые проекты автозаправочных станций на 500, 750 и 1000 заправок в сутки. В нынешнем году разрабатывается и проект маленькой (на 200—250 заправок в сутки) АЗС городского типа с особой герметичностью и безопасностью е эксплуатации. А если меньше паров бензина станет попадать в атмосферу, м ож ­ но будет сократить противопожарные и санитарные разрывы и строить АЗС ближе к центрам населенных пунктов, что прибавит удобств индивидуальным владельцам машин. Для автолюбителей создаются ико лонки-евтоматы с монетниками. Пять типов таких колонок для объемного и весового отпуска бензина, масел и топливной смеси разработал НИПИ «Нефтехимавтомат». Монетники рассчитаны на любые комбинации монет достоинством в 15, 20 и 50 копеек. В нынешнем году выпускается небольшая партия таких колонок-автоматов для проведения испытаний на надежность в различных климатических условиях страны. Массовое производство таких колонок предполагается начать в 1969 году. С появлением их на всех АЗС приблизится возможность отменить систему отпуска бензина по талонам.г. ТулаТалоны — не деньги, поэтому нельзя пускать их в многократный оборот, превращая в суррогат денег. К роме того, сдача талонами затруднила бы контроль за работой АЗС, запутала бы учет. Излишки, образующиеся на АЗС в результате недобора бензина, строго учитываются. Согласно инструкции, заправщик сразу же должен занести в специальную ведомость номер машины ико ­ личество -недобранного бензина. К кон ­ цу смены оно суммируется, а излишек талонов на эту сумму сдается на нефтебазу. За незарегистированные излишки заправщик отвечает по закону так же , как и за недостачу. Такие излишки — явление ненормальное, и против него принимаются меры. Основным средством предотвратить •недобор является выпуск талонов более мелкими купюрами . Поэтому в прошлом году был прекращен выпуск 100-литровых талонов, а 50-литровые будут составлять лишь 10 процентов к общему количеству. В то же время увеличен выг. Дивногорск Красноярского краяЗаборные книжкии талоны рыночного фонда на бензин действительны на всей территории Советского Союза независимо от места их приобретения. Недоразумения здесь можно объяснить лишь тем, что иногда работники станций плохо проинструктированы, 'недоста2-11-