По конструкции все дисковые тормоз а — довольно однотипны, и сейчас нашли широкое признание. Их стали применять даже такие известные своими высокосовершенными колодочными тормозами заводы, как «Альфа-Ромео» и «Порше». Дольше всех крепились американцы, которые, как всегда, не спешили осваивать разработанные в Европе технические новинки. Кроме того, у них перед глазами был пример фирмы «Крайслер», ставившей в 1949—1955 гг. на свои машины дисковые тормоза довольно неудачной конструкции. Надо также иметь в виду, что в Европе с ее извилистыми улицами, горными серпантинами и узкими дорогами дисковые тормоза понадобились раньше. И все же в 1966 году на американских легковых автомобилях «Рэмблер», «Линкольн» и «Форд» (моделей «Тандерберг» и «Мустанг») уже появились дисковые тормоза, которые ставились по желанию покупателя за дополнительную плату. В общем они подобны европейским конструкциям, но ввиду значительного веса (до 2 тонн) американских автомобилей в них предусмотрено дополнительное охлаждение диска и накладок. Толстые тормозные диски имеют радиальные вентиляционные отверстия, число рабочих цилиндров увеличено с двух до четырех, а сама скоба, на которой они крепятся, сделана весьма массивной. Специалисты предсказывают, что лет через пять дисковые тормоза привьются почти на всех американских легковых автомобилях. Что же касается «Старого света», то здесь, как мы говорили, — они уже практически признаны. Л. ШУГУРОВ, инженер Ри с. 3. Дискоиый тормоз <Гирлинг» для задних колес.ВозвращаяськнапечатанномуЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТОФельетон под таким названием был опубликован на страницах нашего журнала в октябре минувшего года. В нем критиковалось бюрократическое отношение некоторых работников исполкомов к такой важной градостроительной проблеме, как гаражное строительство, размещение автомобилей в городе. Конкретно речь шла о мытарствах гаражного кооператива по Новоовсянниковской улице в Ленинграде. Исполком Ленинградского городского совета депутатов трудящихся рассмотрел фельетон. Вот что пишет в редакцию заместитель председателя исполкома тов. Кочкин. «Кировский райисполком в начале 1964 года заключил договор сроком на один год на эксплуатацию участка под гаражи с автокооперативом по Новоовсянниковской улице, причем члены кооператива заранее были предупреждены райисполкомом о временном характере занятия участка. Затем договор был продлен еще на один год, а в текущем 1967 году, в связи с началом работ по строительству зеленой защитной зоны, участок, занимаемый гаражами, должен быть освобожден. Автокооперативу для хранения машин могут быть предоставлены места на открытых охраняемых стоянках в этом же районе, в частности на Оборонной улице. Ленгорисполком, учитывая сложность и актуальность гаражной проблемы, разработал и утвердил специальным решением № 164 от 25 февраля 1965 года мероприятия об упорядочении хранения и обслуживания автомобилей индивидуальных владельцев в г. Ленинграде. В соответствии с этим решением в период 19661970 гг. в городе должны быть пост- роены за счет ссуд банка четыре гаража-гостиницы на 350 машино-мест каждый. Управление бытового обслуживания уже начало разработку проектной документации на некоторые из этих гаражей. Кроме того, в дополнение к существующим будут оборудованы еще 13 открытых охраняемых стоянок без технического обслуживания, две открытые долговременные стоянки с минимальным техническим обслуживанием и пять сезонных автостоянок. Эти мероприятия позволяют улучшить положение с хранением автомобилей индивидуальных владельцев. Ленгорисполком обращает внимание на то, что в Ленинграде не имеется возможности отводить участки под одноэтажные гаражи-боксы, ввиду острой недостачи городских территорий под новую застройку. Хранение автомобилей индивидуальных владельцев а дальнейшем будет обеспечиваться путем строительства кооперативных гаражей за счет средств членов кооперативов, гаражей-гостиниц за счет ссуд банка и открытых автостоянок за счет накоплений предприятий бытового обслуживания. Места для строительства гаражей и автостоянок проектами планировок новым жилых районов предусматриваются». Как видим, в ответе, полученном редакцией, есть и слова о «сложности и актуальности гаражной проблемы», и цифры новых автостоянок и машиномест в гаражах. И все же он оставляет чувство глубокой неудовлетворенности. Напомним суть фельетона: исполком Кировского района Ленинграда решил снести 250 кооперативных гаражей. По плану озеленения. Между тем два года назад здесь было просто болото, и автолюбители не только засыпали его, но и по требованию исполкома обнесли территорию капитальным забором, высадили свыше тысячи деревьев. Горисполком считает нормальным положение, когда труд, и притом немалый, по благоустройству и озеленению территории под гаражи оказывается затраченным впустую. Да, райисполком предупреждал членов гаражного кооператива о «временном занятии участка» и заключил с ними договор на один год. Но ведь в фельетоне как раз и ставился вопрос о том, правильна ли подобная практика. Ведь коллективные гаражи не палаточный городок: постоял здесь, а потом снялся и перешел на другое место. Откуда такое легкое отношение к труду и затраченным средствам? Неужели дело в том, что это силы и деньги самих владельцев автомобилей? Гаражи по Новоовсянниковской улице решено снести, чтобы создать зеленую защитную зону. Но разве от того, что гаражи будут сломаны, находившиеся в них машины исчезнут из города? Разумеется, нет. Кому же на пользу такое решение? Автомобили эти все равно останутся где-то поблизости, только если прежде они худо-бедно были пристроены, то теперь окажутся на улицах, затрудняя движение и уборку, будут кочевать по дворам, вызывая нарекания жильцов и т. д. Не разумнее ли было не трогать пока те машины, над которыми уже есть крыша? Со временем, конечно, когда будет возможность распорядиться этой землей более эффективно, ну, скажем, построить на этом месте подземный или многоэтажный гараж, переселение нынешних обитателей станет закономерным и естественным. Но зачем же это делать сейчас, создавая новые хлопоты? В оправдание таких решений часто ссылаются на запрещение отводить участки под одноэтажные гаражи-боксы в крупных промышленных городах и административных центрах. Но ведь в данном случае речь идет не о новом строительстве. Нельзя же подобное запрещение понимать как указание снести уже построенное, не предлагая ничего взамен. Ну, а кан будет решаться проблема в дальнейшем? Этому посвящена вторая часть полученного редакцией ответа. Горисполком цитирует свое решение, датированное февралем 1965 года. И это удивляет. В минувшем году утверждены директивы по новому пятилетнему плачу, наметившие резкое увеличение производства легновых автомобилей, что открывает широкий простор для развития автолюбительства в стране. В том же году принято специальное постановление Совета Министров РСФСР, обязывающее горисполкомы в кратчайший срок решить вопросы улучшения технического обслуживания автомобилей, принадлежащих индивидуальным владельцам, и строительства в необходимых количествах (подчеркиваем — в необходимых!) кооперативных гаражей-стоянок. Как же можно решать проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня на уровне 1965 года? Естественно было бы ожидать нового решения горисполкома. Судя же по ответу, полученному редакцией, в силе остается старый документ. Но даже и этот план выполняется крайне медленно. Было намечено построить четыре гаражагостиницы. С тех пор прошло два года, а Управление бытового обслуживания только начало разрабатывать проектную документацию на некоторые из этих гаражей. Что же это за темпы7 В дополнение к существующим, пишет горисполком, за четыре года будут оборудованы 15 открытых охраняемых стоянок. А почему не несколько десятков или даже сотен? Ведь это выгодно не только владельцам автомобилей, но и для бюджета города. Эти мероприятия, говорится в письме, позволяют улучшить положение с хранением автомобилей индивидуальных владельцев. Улучшить — да. Но не коренным образом изменить ненормальное положение, в котором находятся автолюбители и могут оказаться сотни тысяч новых обладателей «Москвичей», «Запорожцев» или «Волг». Нет, не может удовлетворить читателей журнала ответ Ленинградского горисполкома. В новых условиях решение гаражной проблемы требует иного подхода к делу. И мы вправе рассчитывать, что вопросы эти будут поставлены и рассмотрены исполкомом вновь.Эта конструкция включает в себя и привод ручного тормоза, действующий через нажимной рычаг. По мере износа накладок скоба проворачивается вокруг оси. компенсируя износ; а) общий вид (для наглядности показан только контур тормозного диска - • • его цилиндрическая поверхность); б) схема устройства (ЕИД сверху): 1 — рабочий цилиндр; 2 — опорная пятка нажимного рычага; 3 — механизм Регулировки тормозов; 4 — кулачок: 5 — Рычаг ручного тормоза; 6 — нажимной Рычаг; 7 — з ажимная скоба: 8 — тормозные накладки; 9 — тормозной диск; ш — ось зажимной скобы.лъ