АвтопробегМосква -Ц СофияТоржественный митинг в Москве перед стартом. В первой шеренге — болгарские автомобилисты. Колонна взяла курс на Софию. Фото В. Кузьмина и А. ЯковлеваОсталась позади Москва, заполненная народом площадь имени 50-летия Октябрьской революции, речи, гром оркестра. Двухкилометровая вереница — двадцать восемь автомобилей — устремилась на юг. На капотах славянской вязью выведено: «Москва — София». Этот автопробег по дорогам двух братских стран посвящался Национальному празднику болгарского народа — Дню свободы. Центральный комитет ДОСААФ и Центральный Совет Болгарского автомобильного туринг-клуба явились его организаторами, а участниками — сильнейшие автоспортсмены Народной Республики Болгарии и Советского Союза. Среди них — неоднократные чемпионы СССР Д. Борисов, В. Ильин, Ю. Козлов, Ю. Лесовский, X. Рюютель, Г. Хольм, известные болгарские раллисты Р. Кюркчиев, Д. Миланов, С. Ставров, А. Тасков. Четырнадцать советских и четырнадцать болгарских автомобилей держат путь на Софию. Праздник друзей — наш праздник. Дружба двух братских народов имеет давнюю историю — бок о бок сражались они против иноземных захватчиков, вместе боролись с фашизмом, общими усилиями крепят сегодня социалистический лагерь. Тула, Орел, Умань, Одесса — места былых сражений, памятники героям. Здесь колонна останавливается, утихают моторы. Волнующие митинги, венки к подножью памятников, приветственные речи, цветы. Болгарские друзья рассказывают о своих успехах за годы народной власти, провозглашают здравицы в честь советского народа. А тут же рядом как наглядное свидетельство достижений республики, строящей социализм, — четырнадцать автомобилей, на заводских табличках которых значится: «Сделано в Болгарии». Болгария встречает нас прекрасной погодой, букетами свежих гвоздик и радушным" «Добре дошли, другари». Русе, Варна, Тырново, Габрово, Пловдив, аккуратные деревеньки, современные кемпинги, вездесущие «Булгаррено>, дружеские встречи, приветствиявсе это представляется сейчас какимто полиэкранным, стереофоническим, многоцветным кинофильмом, который за восемь дней пронесся перед тобой в стремительном темпе, и пустить заново ленту нелегко, даже мысленно, приостановить ее бег, выделить самое интересное, самое важное. Все важно, все интересно. И притом очень цельное общее впечатление жизнерадостности. Вечереет. На зеленых склонах Шипки людское море. Пять тысяч автомобилей привезли сюда, на торжественную зорю в честь героев, павших в боях за освобождение Болгарии, десятки тысяч человек. Многие пришли пешком, приехали на автобусах. Замерли ряды солдат. Склонены боевые знамена. Оркестр тихо играет траурный марш. Идет перекличка — называют имена русских и советских солдат, офицеров и генералов, геройски погибших при освобождении страны от захватчиков. 2. «За рулем» № 199fluOpe дошли, другари99Молчат герои. Они рядом, в земле горы Столетова или там, на склонах горы Исполин. Жива о них память, и из строя солдат всякий раз, когда поверяющий называет воинское звание, фамилию русского воина и полк, раздается ответ: «Погиб в боях за свободу Болгарии». Перекличка закончена, звучит салют. Всюду зажигаются факелы. А наверху белый, освещенный прожекторами, кажется, парит в ночном небе, памятник борцам за свободу. Прощаемся—и в город Пловдив. Там нас ждут соревнования по фигурному вождению автомобиля. Лучший результат у нашего спортсмена К. Гирдаускаса. Наутро идем к «Алеше». Так болгары называют величественный памятник советским воинам-освободителям, поднявшийся над городом. Венки, букеты цветов ложатся к его подножью. София. Праздничный парад. На трибуне — руководители Коммунистической партии и правительства Болгарии, партийно-правительственная делегация Советского Союза во главе с членом Политбюро ЦК КПСС Председателем Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорным. Парад открыли партизаны и бойцы Отечественного фронта. Они — в кепках и беретах, с трофейными винтовками за спиной. Следом за ними «ОпельБлитцы», «Австро- Даймлеры», КДФ двадцатипятилетней давности буксируют легкие полевые пушки, минометы. А дальше — уже сегодняшний день:бронетранспортеры, гусеничные тягачи с пушками, ракетовозы, танки — олицетворение силы новой Болгарии, строящей социализм и готовой защитить его завоевания. «Новой Болгарии, строящей...» —; и в памяти встают другие кадры. Снова Пловдив. Сверкающие белизной просторные цехи нового, буквально «с иголочки» завода «Булгаррено». Его директор Тодор Кашилский знакомит нас с производством, обстоятельно отвечает на наши вопросы. —Собираем в день десятки машин «Булгаррено». Пока в них лишь 30 процентов деталей отечественного производства. В будущем году их доля вырастет до 50 процентов. Кузова? Штамповки получаем из Франции, но сварку, окраску и сборку ведем у себя. Вас интересует качество машин — не уступает «Реяо». Интересуемся: а что за необычные машины стоят вон там? Они не похожи на «Рено». Оказывается, это опытные образцы легкового автомобиля «Хебрус-25» с кузовом из стеклопластика. У него передние ведущие колеса и мотор «Рено», но ему уже есть замена — новый болгарский 1100-кубовый двигатель. А где делают «Булгаральпин»? Хотя, вот они — в дальнем углу цеха, девять почти готовых спортивных автомобилей. Эти приземистые машины (высотой всего ИЗО мм) с задним расположением двигателя и дисковыми тормозами всех колес хорошо себя зарекомендовали в международных рал-9