Пришла зима с морозами, вьюгами, гололедом. Автолюбителю, жаждущему круглый год ездить на своем «Запорожце», «Москвиче» или «Волге», не избежать предварительных работ, чтобы подготовить машину к этим условиям. Их цель обеспечить: во-первых, достаточно легкий, надежный и быстрый пуск двигателя; эффективный прогрев работающего и возможно более медленное остывание заглушённого мотора; во-вторых, достаточный комфорт для водителя и пассажиров (это хороший и быстрый прогрев салона, отсутствие сквозняков, хорошая видимость); в-третьих, нормальную работу всех агрегатов трансмиссии. На этот счет написано немало, в том числе ив нашем журнале. Но каждый год армия автолюбителей принимает новое пополнение. Вполне вероятно, что многие из «новобранцев» еще не обзавелись подобной литературой, да и далеко не все знают, о чем где прочитать. Поэтому мы решили повторить несколько проверенных практикой советов. Начнем с «камня преткновения», пуска двигателя. Двигатель заводится, когда в камеры сгорания поступает рабочая смесь нужного состава, на свечи подается ток высокого напряжения и, главное, коленчатый вал вращается с «пусковой» скоростью. Как этого достичь? Вот несколько простых способов, которые тем не менее не всем известны. Тщательно удалите из бензобака и системы питания скопившуюся там ЕОду. Замерзнув в сильные морозы, маленькая капелька воды может причинить вам при пуске мотора большие неприятности. Итак, удалите отстой и промойте бензобак, бензонасос, карбюратор и всю систему. Специальная зимняя регулировка карбюратора очень важна. В журнале «За рулем» (1964, № 1 и 1966, № 10) рассказано, как ее сделать. Аккумулятор, если нужно, зарядите «до полного», проведите тренировочный цикл «разрядка-зарядка» и доведите плотность электролита в банках до 1,27—1,29. Это . общеизвестно. Но очень желательно еще устроить «ревизию» состояния всех приборов электрооборудования. Клеммы «стартерного» и «массового» проводов тщательно очистите и убедитесь в надежности их контакта со штырями аккумулятора. Проверьте и, если нужно, очистите, прошлифуйте и отрегулируйте по инструкции контакты прерывателя и реле стартера. Очистите от нагара свечи. В двенадцатом номере нашего журнала за 1969 год рассказывалось о том, как изготовить и применять устройство, улучшающее искрообразование при пуске двигателя. А как обеспечить пусковые обороты коленчатого вала? Это самое сложное. Обязательно замените менее вязким (АС-6) то масло, на котором двигатель работал летом, или разбавьте его«веретенкой» примерно на 26—30 процентов. Маловязкое масло — половина успеха при пуске в мороз. Если вы, серьезно готовясь к зимней эксплуатации, установили предпусковой подогреватель (см. «За рулем», 1964, № 10; 1965, № 1 и 1969; № 2) или ваша машина хранится в теплом гараже, советуем заменить воду в системе охлаждения антифризом. Тогда не придется в течение дня каждые два-три часа прогревать двигатель, что не всегда удобно. Кстати, намного замедлит остывание мотора и ускорит прогрев специальный капот из войлока или сходного материала, закрывающий двигатель сверху. Кренится он на каждой модели по-своему, важно только, чтобы капот не мог лопасть в вентилятор. Двигатель работает. Стоит подумать ио себе. Чтобы не простужаться, закройте дорогу сквознякам. Внимательно проверьте, как прилегают двери к уплотнительным резинкам, как закрываются окна. Стандартный отопитель обычно обеспечивает вполне приемлемую температуру в салоне и чистое лобовое стекло. Заранее проверьте герметичность всех соединений его воздушных и водяных коммуникаций и исправность вентилятора, позаботьтесь оКЛЕЙ,«ДУХОВКА» И НЕМНОГО ТЕРПЕНИЯНа «Запорожцах» модели «965А» после пробега 50—60 тысяч километров случается, «разбалтываются» в гнездах лопатки направляющего аппарата вентилятора. Из-за этого внутреннее кольцо с генератором опускается, и лопасти крыльчатки вентилятора бьют по корпусу, становится невозможно натянуть ремень. Все кончено, — думает иной автолюбитель, — и отправляется в магазин за запасными частями. Однако можно поступить проще. Вот какой рецепт предложила группа московских автолюбителей, чьи «Запорожцы» уже достигли солидного возраста. Корпус и внутреннее кольцо направг ляющего аппарата из алюминиевого сплава одновременно отливаются в форму, где предварительно установлены стальные направляющие лопатки. В процессе эксплуатации из-за разбалансировки вращающихся частей генератора или вентилятора внутреннее кольцо, а следовательно, лопатки направляющего аппарата испытывают неравномерную нагрузку. Это обстоятельство вместе с односторонней нагрузкой от натяжения ремня и влечет ослабление заделки лопаток и подвижность кольца относительно корпуса. Ремонт этого узла заключается в .том, чтобы восстановить взаимную неподвижность деталей направляющегоР и с. 1. Приспособление для фиксации деталей направляющего аппарата (затушевано); 1,7 — гайки; 2 — нижнее кольцо приспособления; 3 — ось; 4 — среднее кольцо: 5 — клин; 6 — верхнее кольцо приспособления; 8 — кольцо; 9 — лопатка; 10 — корпус.Р и с. 2. Заделка лопаток: а — правильная; б — неправильная; 1 — корпус, 2 — слой клея, 3 — место керновки, 4 — лопатка.аппарата в строго определенном (соосном) положении. Зафиксировать кольцо 8 относительно корпуса 10 (рис. 1) лучше при помощи приспособления (позиции 1, 2, 3, 4, 6, 7 ) . Если же не удастся сделать его, то можно ограничиться клиновыми пластинами 5, вставленными между лопатками с обеих сторон. Закрепить лопатки можно на клею или механическим способом, но надежнее применить оба метода. Прочность клеевого соединения во многом зависит от чистоты поверхностей. Поэтому направляющий аппарат хорошо промывают в бензине и кисточкой или (Струей из резиновой груши ацетоном или уайт-спиритом вымывают остатки масла из гнезд лопаток. Затем струей сжатого воздуха (можно от ручного насоса) удаляют из гнезд растворитель. Если щели в гнезде малы и удалить из них масло трудно, надо выжечь его, поместив направляющий аппарат в нагретую до 200 градусов сушильную камеру (духовой шкаф обычной бытовой газовой плиты) на 30—40 минут. ' Для склеивания можно применить карбинолвный клей или БФ-2. Однако лучшие результаты, особенно при больших зазорах, дает эпоксидный клей с наполнителем (чугунным или железным порошком). Эпоксидный клей приготавливают из 100 весовых частей смолы ЭД-5 или ЭД-6, 30 весовых частей дибутилфталата, 10 весовых частей полиэтиленполиамина или малеинового ангид-