ЧЕМПИОНЫ АВТОМНОГОБОРЬЯСпортсмены тринадцатисоюзных респ ублик , городов Москвы и Ленинграда вышли на старт лично-командного чемпионата СССР по автомобильному многоборью. Программа включала стрельбу из малокалиберной винтовки , соревнования на экономию топлива ифигурное вождение автомобиля. Первое место уверенно заняла коман ­ да Эстонской ССР, опередившая на 14 очков вторых призеров спортсменов РСФСР и на 16 очковзанявших третье место автомобилистов Украины . Большого успеха добилась представительница Эстонии перворазрядница Айно ' Саареокс. Она сумела опередить многих опытных водителей-мужчин и занять третье место в классе машин ГАЗ-51. Чемпионом же здесь стал К. Вирн (Эстонс кая ССР), а обладателем серебряной медали А . Лось ( У краинская ССР). На «Волгах» первенствовал мастер спорта из Симферополя Н. Л юбимов .«В различной литературе поавтомобиляммне нес колькораз встречался термин «топливная экономич ­ ность», — пишет намЮ . Висляков из г. Саратова. — Что это такое, и з чего складывается икакопределяет ­ ся топливная экономичность автомобиля?» На этот вопрос отвечает инженер-испытатель, начальник лабораториидорожных испытаний АЗЛКЛ . Бархи.ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬТопливная экономичность — одно из основных эксплуатационных качеств автомобиля. Под этим термином понимают расход топлива в определенных, заранее оговоренных условиях движения (состояние дороги, характер нагрузки, скорость и др.). От них и зависит ,в основном расход топлива. Кроме того, большое влияние на экономичность оказывают регулировка карбюратора, угол опережения зажигания, передачи, которые преимущественно использует водитель, передаточное число главной передачи, конструкция и состояние шин. В реальных условиях автомобиль работает на различных скоростных режимах, при меняющихся нагрузках, на разных дорогах. И эти факторы сочетаются в самых разнообразных пропорциях, меняясь буквально ежеминутно. Поэтому единого, «универсального» показателя оценки топливной экономичности быть не может. Для сравнения разных моделей автомобилей и для проверки соответствия отдельных экземпляров техническим условиям заводов по расходу топлива приняты несколько условных методов определения топливной экономичности. КОНТРОЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА — важный показатель технической исправности автомобиля, состояния и регулировки двигателя, системы питания, трансмиссии, ходовой части — всех агрегатов и механизмов, от которых зависит количество расходуемого горючего. Величина контрольного расхода обычно указывается в технической характеристике машины. Для удобства сравнения и подсчетов ее относят обычно к 100 километрам пути (л/100 км). Замер делают на прямой передаче при температуре жидкости в системе охлаждения 80—90 градусов во время движения по сухому ровному участку дороги с короткими уклонами не более чем в полтора процента. Результат — среднее арифметическое из двух-четырех замеров при заездах по 3—5 километров в противоположных направлениях. Для «Москвича-412» (после обкатки не менее 5 тысяч километров), например, контрольный расход топлива не должен превышать 8,8 л/100 км при скорости 80 км/час. В зимнее время эта цифра увеличивается на 10 процентов. При определении контрольного расхода топлива во время испытаний пользуются специальным прибором с мерными колбами. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА — график, показывающий зависимость расхода топлива от скорости автомобиля при постоянном режиме работы двигателя на каждой скорости. На этом графике по горизонтали откладывают скорости автомобиля, по вертикали — удельный расход топлива, соответствующий этим скоростям. Снимают экономическую характеристику так. Двигаясь на прямой передаче по горизонтальному километровому участку шоссе с заданной скоростью, специальным прибором измеряют расход топлива. Фактическая скорость контролируется по времени прохождения этого километра. Замер повторяют в двух направлениях. Средний расход топлива переводят в удельный показатель (л/100 км), и полученная точка занимает место на графике. Когда таким образом проходят весь диапазон скоростей от минимально возможной на прямой передаче до максимальной, строят по точкам экономическую характеристику. Пример ее — на рисунке. Эта характеристика дает возможность объективно сопоставить по экономичности разные модели автомобилей, в какой-то мере оценить их фактический расход топлива. Для сравнения машин проводят такжеЗАМЕРЫ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ при езде по городским улицам с интенсивным движением, на автострадах, по булыжнику, проселку и т. д. В этом случае важно соблюсти равенство условий для всех автомобилей. В таблице приведены данные о среднем расходе топлива «Москвичом-412» по отчету о государственных испытаниях. Как видите, он может изменяться в очень широких пределах. Конечно, ни одну из этих цифр нельзя считать нормой расхода топлива для «четыреста двенадцатого». При установлении нормы учитываются переменная нагрузка во время движения, расход бензина при техническом обслуживании и другие эксплуатационные факторы, влияющие на расход топлива.В ТРЕТИЙ РАЗ ПОДРЯДВ холодную , д ождливуюпогоду проходил в Ленинграде лично-командный чемпионат страны по шоссейно-кольцевым гонкам на стандартных автомобилях. Соревнования завершились победой спортсменов Москвы . Второе место заняли гонщики Эстонии, третье — Л енин ­ града. В заездах на машинах «Москвич-408» семь круговгонку возглавлял ленинградец В. Харитонов, но незадолго до фини ­ ша он сошел страссы из-за неисправности автомобиля. Первым дистанцию занончил инженер-испытатель Московс кого автозавода имени Ленинскогоком ­ сомола Н. Ш евченко . Второе место досталось спортсмену этого же предприятия А . Л амину , третье — м инчанину Е. Г урису . Вне конкуренции был на трассе инже ­ нер-испытатель Московского автозавода имени Ленинского комсомола И. Астафьев. Он уверенно победил в классе машин «Москвич-412». П рошлогодний чемпион страны В. Р жечицкий довольствовался на этот раз серебряной медалью, «бронзу» в ыигралрижанин В. Масленников. На «Волгах» сильнее всех выступили гонщикиПрибалтики . В третийраз чемп ионом здесь стал эстонский спортсмен И. Р ятсепп .САМАЯ РАССЕЯННАЯ КОМАНДАПервенство страны 1969 года по мотог онкам на ипподроме проходило вдвух столицах — во ФрунзеиДушанбе . В Киргизии стартовали женщины (125 смЗ) и мужчины на мотоцинлах 125 и 175 смЗ, а вТаджикистане — ю ноши (125 смЗ) и мужчины на машинах 350 смЗ. Героями чемпионата стали гонщини Каменск-Уральского спортивно-техничес кого клуба. Они не только одержали победу в командном зачете, н оивыиграли две золотых и две серебряных медали. Однако радость уральцев по поводу дос тигнутого успеха была омрачена странной рассеянностью спортсменов Благовещ енского автомотоклуба, к оторые «забыли» з ахватитьс собой на чемпионат переходящий кубок , завоеванный в 1968 го ­ ду. В итоге почетныйпризтаки не был вручен команде Каменск - У ральского . Результаты соревнований Личный зачет. Женщины: 1. Л. Тулль (СТК «Иыуд», Эстонская ССР); 2. Л. Беленко (АМК, Алма-Ата), 3. Г. Щайкина (АМК. Фрунзе); юноши: 1. С. Журавлев (СТК. Каменск-Уральский), 2. А. Акименко (АМК, Благовещенск), 3. В. Кувалдин (АМК, Фрунзе); мужчины: 125 смЗ — 1. В. Чупин, 2. Ю. Максимов (оба СТК, Каменск-Уральский), 3. А. Лукьянчик (АМК, Минск); 175 смЗ — 1. К. Цалкаламанидзе (СКА, КЗАКВО), 2. В. Абадовский (СТК, Каменск-Уральский), 3. А. Матыцин (АМК, Благовещенск); 350 смЗ — 1. В. Хельм (СТК «Иыуд». Эстонская ССР); 2. Ю. Самбурский (СТК, Владивосток). 3. А. Щербань (СТК, Киев). Командный зачет: 1. СТК, Каменск-Уральский; 2. АМК, Фрунзе; 3. АМК, Владивосток.oga Характер дорогей Си п. О—-"5ок 2 но д В* й: о сз йкяо в« я » а-=ах ооSи щuhXX ОДорожная экономическая характеристика «Москвича-412».Скоростное кольцо 11,2 автомобильного полигона НАМИ Равнинные дороги 10.3 удовлетворительного качества (Минское шоссе) Горные дороги 9,8 Крыма (участок дороги Ялта — Судак — Ялта) Дороги пересечен9,2 ного профиля (Москва—Ялта — Москва) Дороги с булыж9,6 ным покрытием 9,7 Грунтовые дороги Городские улицы 8,3 (Москва)118,0 98,054,072,0Р56,0 44,0 41,0Р3 40 ЯШ 70 80 ШНОО « Н И ОП40 tи D СКОРОСТИ АВТОМОВЙЛЯ, К М / Ч АС20