30
31
димой жесткости пороги дверей устроены значительно выше и шире, чем обычно. Но не все оказалось в автомобиле удачным — неудобен доступ к двигателю, и любые работы, кроме замены свечей и регулировок, требуют демонтажа всего мотора. Если «Мерседес» и «Порше» для широких кругов автомобилистов представляют скорее академический интерес, то новая «Шкода», созданная чехословацкими конструкторами, вызвала инт.ерес практический. Эта четырехместная малолитражка, выпускаемая в модификацияхфикация положительно сказалась на себестоимости новой машины — специалисты утверждают, что «Пежо» выглядит дороже, чем он есть на самом деле. Все же этот автомобиль не так уж дешев, если сравнивать его с массовым «РеноР12», который несколько легче, чуть длиннее (4340 мм против 4170 мм у «Пежо») и на 12 процентов дешевле. Правда, у «Пежо» независимая задняя подвеска (чего нет у конкурента), алюминиевый блок двигателя и кулачковый вал в головке — конструктивные особенности, удорожающие производство.У этих автомобильных выставок многолетняя история. Иные давно уже отметили полувековой юбилей. Как всегда, заранее известно, сколько заводов представят свою продукцию, что за машины будут экспонироваться, какие модели впервые увидят здесь свет. И все же накануне открытия вокруг салона царит ажиотаж. Он мало похож на возбуждение детей, ожидающих перед дверью, когда их пустят в комнату, посреди которой стоит разукрашенная елка. Но здесь есть нечто общее — ощущение новинок, ожидание сюрприза не улетучиваются и тогда, когда, приоткрыв дверь, обнаруживаешь привычную картину. Франкфурт, Париж. Лондон, Турин. Четыре выставки, четыре двери. Приоткроем их по порядку. Охотники за лошадиными силами За первой дверью на территории в 190 тысяч квадратных метров 61 автозавод Европы, Азии и Америки демонстрировал свою продукцию, настоящую и будущую. В центре внимания находились три модели очень известных предприятий. «Мерседес-Бенц-Klll»—низкий (1125 мм) двухместный автомобиль — поражал не только непривычными формами. В задней части пластмассового кузова pac-i полагался двигатель типа Ванкель с тремя роторами, транзисторным зажиганием и непосредственным впрыском топлива. Его создание и доводка обошлись заводу в кругленькую сумму — сорок миллионов марок. Старейшая автомобильная фирма пошла на такие расходы в первую очередь ради престижа — конкуренты вырвались вперед в области роторных двигателей. Ей удалось добиться на новом моторе удельной мощности на 37 процентов большей, чем у соперников — НСУ (ФРГ) и «Мазда» (Япония) — и обеспечить надежную работу трех отсеков. Однако этой экспериментальной модели уготована участь лаборатории на колесах — серийного производства ее завод не планирует. Заднее расположение двигателя, двухместный спортивный кузов с убирающимися фарами отличал и другую новинку выставки — «Порше-914». Как известно, Ф. Порше был создателем первых «фольксвагенов», чьи агрегаты использовались и на автомобилях «Порше» начала 50-х годов. Наконец, ни для кого не секрет, что в разработке новых «фольксвагенов» деятельное участие принимал завод «Порше». Эта многолетняя связь нашла выражение ив модели «914», где широко применяются узлы машин обеих фирм. Так, она снабжается либо мотором «Фольксваген-411Е» с впрыском топлива, либо двигателем «Порше-911Т» с кулачковым валом в головке (оба с оппозитными цилиндрами и воздушным охлаждением). У новой модели — съемная крыша, так что по существу «Порше-914» представляет собой открытый автомобиль. Для придания несущему кузову необхо«Ш100» и «Ш110Л», сменила хорошо известную модель «1000МБ» («За рулем», 1967, № 6) и явилась одной из немногих новых машин с задним расположением двигателя. По сравнению с предшественницей у «Ш100» и «Ш110Л» измененная форма кузова, увеличенный багажник, дисковые тормоза передних колес и двухкруговая тормозная система. Последняя важна в смысле повышения безопасности. Она применяется также на новых автомобилях «Волга ГАЗ-24», «Порше-914». «Аутобьянки-А112». Еще новинки? Их не было. Зато множество Ныне выпускаемых моделей претерпело ту или иную модернизацию. Кельнский филиал «Форда» в ответ на новый «Опель-капитан» («За рулем», 1969, № 7) начал устанавливать на модели «20М» V-образный шестицилиндровый двигатель (2520 смЗ, 125 л. с. при 5300 об/мин), трехступенчатую автоматическую трансмиссию и по четыре круглых «йодных» ф ары . Обострившаяся «гонка мощностей» заставила многие заводы обратить взоры на системы впрыска топлива. На двухлитровом БМВ-2000ТИ ее применение позволило поднять мощность со 120 до i30 л. с. Охота за лошадиными силами продолжается, и уже в нынешнем году автомобили моделей «Опель-капитан», «Фольксваген-411Е», СААБ-99Е, «ВолBO-1800E» и «Ситроен-ДС21» получат электронную систему впрыска «Бош». В чем причина безудержного стремления к повышению мощности? Лет тридцать назад важнейшим показателем динамики автомобиля считалась максимальная скорость. Теперь же на первый план выдвинулась приемистость. Действительно, в переполненных автомобилями городах важно точно знать, к ак быстро сможет машина «стартовать» на зеленый свет, через сколько секунд разгонится она до 100 км/час. При большом запасе мощности приемистость, разумеется, лучше. .Внешний [вид и «быт 930 экспонатов, среди которых были автомобили 85 марок из 12 стран, — это Парижский салон, самая представительная из четырех традиционных выставок. Внимание здесь было приковано к двум машинам. «Рено-Р12» многих Шокировал. Вопервых, внешностью, которая повторяла уже знакомые черты СААБа-99. Во-вторых, отказом от излюбленной заводом торсионной подвески в пользу пружинной. В-третьих, тем, что фирма отошла наконец от «ситроеновской» схемы, по которой двигатель размещался внутри базы, а коробка передач находилась впереди передних ведущих колес. Если «Р12» унаследовал от своего предшественника «Р10» практически лишь двигатель, расточенный со 1100 до 1300 смЗ, то «Пежо-304» заимствовал от «младшего брата», модели «204» («За рулем». 1965, № 11 и 1968, № 3), значительно больше. Это весь силовой агрегат, многие элементы шасси. Широкая униПередние ведущие колеса, поставленный поперек машины мотор — эти конструктивные черты характерны сегодня для многих малолитражек («Остин-макси», ФИАТ-128, «Пежо-304»), которые появились в 1969 году. В ногу с ними идет новая модель «А111», выпущенная заводом «Аутобьянки», дочерним предприятием ФИАТа. Рядом с этими малогабаритными автомобилями американские машины выглядят какими-то дредноутами. Возьмем три конкурентных модели наиболее популярного в США класса машин, которые будут выпускаться в 1970 году: «Шевроле-шевелль», «Форд-торино» и «Плимут-дастер». У них V-образные восьмицилиндровые двигатели рабочим объемом 5,5—6,5 ли мощностью 250—330 л. с. База этих машин составляет 2900 — 3000 мм, а весят они 1550—1650 кг. Обратившись к услугам статистики, увидим, что в США 86 процентов выпущенных в 1968 году легковых автомобилей имели восьмицилиндровые моторы, 89 процентов — автоматические трансмиссии и 43 процента — кондиционер воздуха. В то же время только на 11 процентах машин применялись дисковые тормоза. Если заокеанские автомобили продолжают резко отличаться от английских. итальянских, i французских, немецких, то черты национальной принадлежности, присущие ранее машинам стран Европы, теперь стираются. «Хиллман», «Ауди», СИМКА, ФИАТ порой мало разнятся между собой. Меньше стало и принципиальных конструктивных различий. Это результат острой конкурентной борьбы, стремления ни в чем не отстать от соперника. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что больше половины европейских легковых автомобилей идет на экспорт, и модель, резко отличающаяся от «ходового товара», может не найти сбыта на заграничном рынке. Модернизация, удучшение, варианты... Выставка в Лондонском Эрлс-корт (Графском подворье) собрала около трехсот машин 66 фирм. Она не блеснула сюрпризами, а явилась смотром эволюции уже хорошо знакомых моделей. Конечно, на ней демонстрировались последние «Остин-макси» («За рулем», 1969, № 11) и «Форд-капри» («За рулем», 1969, № 9), новый четырехдверный вариант «Форда-эскорта» и «Санбим-альпин» (удешевленная разновидность модели «Рэпнр») с кузовом типа «фастбек». Посетители увидели модернизированный «Остин-мини», у которого изменились облицовка радиатора и форма передних крыльев. Заметим, что эта малолитражка без существенных изменений выпускалась на протяжении десяти лет ис конвейера завода летом 1968 года сошел двухмиллионный «мини». После победы автомобиля «Хиллманхантер» в марафонском ралли Лондон — Сидней многие автомобилисты захотели приобрести копию этой машины. Фирма30 i«Мерседес-Бенц-Klll» с роторным двигателем, пятиступенчатой трансмиссией, дисковыми тормозами и независимой подвеской всех колес. База 2620 мм. Вес 1100 кг. Скорость 260 км/час. Разгон до 100 км/час за 5,2 секунды (фото слева). Новая модель «Шкоды». Выпускает3 ся в вариантах «Ш100» (988 см , 43 л. с . 775 кг, 125 км/час) и «Ш110Л» (1107 смЗ, 49 л. с , 795 кг, 135 км/час). Машины достигают 100 км/час за 24 или 20 секунд и расходуют 9 или 9,5 л на 100-км.«Порше-914». Снабжается либо 80сильным (4 цилиндра, 1679 смЗ), ли3 бо 110-сильным (6 цилиндров, 1991 см ) двигателем. Машина весит соответственно 900 или 940 кг, развивает скорость 177 или 201 км/час, разгоняется до 100 км/час за 13 или 10 секунд. Роторный двигатель «МерседесБенц-К111» имеет 3 объем камер равноценный 3600 см цилиндров поршневого мотора. Мощность 280 л. с. при 7000 об/ мин, крутящий момент 30 кгм при 5000 об/мин.решила сыграть на популярности, и в 1970 году начнется выпуск «Хиллмана-ГТ», более мощного и быстроходного варианта базовой модели. Присутствовали на лондонской выставке и другие герои марафона, — в частности. стенд J * 129 был отдан нашим «Москвичам». Посетители салона могли увидеть и продукцию автопромышленно* сти ГДР, машины «Вартбург» («За рулем», 1966. № 10). С середины 1969 года у них повышена до 50 л. с. мощность двигателя, .введен новый щиток приборов. «.Коротышка» дебютирует т салоне красоты За Туринским салоном укоренилась слава салона автомобильной красоты. Здесь немало экспериментальных образцов, построенных кузовными фирмами, — утонченные и вычурные, футуристические, элегантные, роскошные. Небольшие итальянские заводы «Изо», «Ма. зерати», «Феррари», «Ламборгини» предоставляют свои спортивные шасси в распоряжение автомобильных скульпторов «Пининфарины», «Виньяле» или «Загато». Итальянцы щелкали языками, окружив «Феррари-365-ГТБ/4» — хищного вида машину с приземистым кузовом. Технические данные гипнотизировали не меньше, чем внешность. — 12 цилиндров, 4390 смЗ, 352 л. с , 270 км/час. Но все же чем-то марсианским веяло от этих «Изо-леле-150» или «Ламборгини-эспада». Астрономические мощности, скорости, цены... Для нынешних городских улиц, где машины идут крыло к крылу.- где дорог каждый метр стоянки и разворачиваться порой приходится на месте, нужен дешевый автомобиль-коротышка. Его создание оказалось нелегкой задачей. Безобразную и непрактичную микролитражку-ящик выставил во Франкфурте завод «Дорнье» (ФРГ). Попытку завода «Велам», который показал в Париже двухместный автомобильчик длиной 1,3 метра со 125-кубовым мотором, тоже нельзя воспринимать всерьез. И вот в «Турине» появился «АутобьянКИ-А112». Он вызвал всеобщий интерес. Перед нами специальный автомобиль для больших городов — четырехместный, длиной 3,24 и шириной 1,48 м. имеющий радиус поворота 4,4 м (в порядке сравнения напомним, что у старого «Запорожца» эти показатели соответственно 3.33; 1,4 и 4,8 м). Помимо двух дверей, в задней стенке предусмотрен большой люк для багажа. У «Аутобьянки» передние ведущие колеса, поперечно расположенный двигатель, взятый от ФИАТа-850, подвеска и тормоза ФИАТа-128. Очевидно, машины именно такого типа завоюют крупные города, где на счету каждый квадратный метр улицы и стоянки. Во всяком случае, многие заводы, и в частности «Рено», сейчас полным ходом разрабатывают микрогабаритные (но не микролитражные) автомобили. Л. МИХАЙЛОВ«Рено-Р12» с четырехместным кузовом весит 800 кг. Двигатель — 4 цилиндра, 1289 см 3 , 54 л. с. Скорость 140 км/час. Разгон до 100 км/час за 17 секунд.Поперечное расположение двигателя и трансмиссии автомобиля «Аутобьянки-А111». Двигатель — 1438 смЗ, 70 л. с. при 5500 об/мин. Вес 930 кг. Скорость 155 км/час.«Пежо-304». Двигатель — 1288 смЗ, 58 л. с. при 5750 об/мнн. Вес 915 кг. Скорость 150 км/час. Разгон до 100 км/час — за 15,6 секунды. Расход топлива — 10,1 л на 100 км.«Линкольн - континен таль-Ш» 1970 года (8 цилин дров, 7540 см 3 , 360 л. с ) .«Аутобьянки-А112». Мотор — 903 смЗ, 44 л. с. Скорость 135 км/час.«Хиллман-ГТ». Двигатель1725 см 3 . 88 л. с. при 5200 об/мин. Вес — 950 кг. Скорость 156 км/час. Разгон до 100 км/час — за 13,2 секунды. Расход топлива 11,2л на 100 км.г _,. ^ ^ Щ | ^31