Когда грузовик почти достиг середины перекрестка, слева выскочил человек на юрком мопеде и, не успев затормозить, врезался в левое заднее колесо автомобиля. Случилось это в Адлере на нерегулируемом перекрестке улиц Ленина и Белорусской. Ширина улиц 9и7 метров соответственно, обе асфальтированные. Стало быть, перекресток по всем признакам равнозначный. Должен ли был водитель мопеда пропустить грузовой автомобиль, выезжающий справа? Как говорят, двух мнений быть не может. И тем не менее...ших населенных пунктах не все улицы равны по значимости в общей дорожной сети. Одни из них связывают промышленные, торговые и административные объекты или проходят населенный пункт по трассе основной междугородной дороги. Движение транспорта и пешеходов здесь более интенсивное, чем на других, которые служат лишь подъездными путями в жилых районах. Естественно, что улицы и дороги с интенсивным движением являются основными. Однако внешне они не всегда обладают теми признаками, по которым водители обязаны считать их главными, и часто транспорт по такойГЛАВПосмотрите, какую справку дал следственным органам Дорожно-эксплуатационный участок № 137 (цитируем дословно): «Автотрасса Новороссийск — Батуми проходит по улице Ленина в Адлерском районе г. Сочи и ул. Ленина является основной и главной улицей (дорогой) в Адлере, а все остальные улицы по отношению к ней являются второстепенными». Комментируя происшедшее, приходится снова напоминать о том, что преимущественное право проезда или обязанность уступить дорогу на перекрестке водители определяют по внешним признакам. Каким? В одних случаях это сигналы светофоров и регулировщиков, а также дорожные знаки, в других — условия, перечисленные соответствующими статьями Правил движения. Значение сигналов регулирования понятно всем и усвоено настолько хорошо, что не вызывает уже недоуменных вопросов или кривотолков. А вот недостаточно четкое понимание статьи 66 Правил движения и роли дорожных знаков довольно частая причина транспортных происшествий на нерегулируемых перекрестках." И особое беспокойство вызывает тот факт, что непонимание проявляют здесь не одни водители. Иногда ошибаются и работники службы организации и регулирования движения, а с ними — органов следствия, прокуратуры, суда. Не только в городах, но ив неболь-НАЯ УЛИЦАКто виноват?улице движется во столько же рядов, как и по пересекающей. Конечно, водители, постоянно работающие в небольшом населенном пункте, знают направление основных транспортных потоков и для них не составляет труда отличить основную улицу или дорогу от второстепенных. Но могут ли это сделать безошибочно те, кто находится здесь временно или впервые? Очевидно, не всегда. Во многих случаях «местные» улицы в районах новостроек или после реконструкции оказываются шире основной трассы. А в больших городах, к которым с разных сторон подходят несколько дорог, где имеются и свои внутренние магистральные пути, даже постоянные жители затрудняются в безошибочном определении характера пересекаемой улицы. Интенсивность движения вообще не может служить (и по Правилам движения не служит) признаком приоритета. Во-первых, потому что интенсивность оценивается субъективно, во-вторых, она резко изменяется в различные часы суток. К сожалению, в следственной и судебной практике нередки случаи, когда местные органы Госавтоинспекции, дорожные организации дают справки о том, что одна из улиц, образующих перекресток, является «главной», хотявнешние признаки, содержащиеся, в частности, в подпункте «б» статьи 66 Правил движения, отсутствуют. Как ни странно, бывает, что органы прокуратуры и суда основывают свои постановления и приговоры на таких неправомерных справках. Право местных дорожных органов и Госавтоинспекции отдавать преимущество в движении по тем или иным улицам и дорогам неоспоримо. Но так же неоспорима их обязанность четко информировать водителей о вводимом порядке проезда перекрестков посредством предусмотренных ГОСТом дорожных знаков. Но и необходимые дорожные знаки надо устанавливать грамотно. Очень часто водители, проезжающие по главной улице или дороге, видят знак «Главная улица или дорога» либо «Пересечение со второстепенной дорогой», тогда как в поперечном направлении нет знака, обязывающего уступить им дорогу. И наоборот, в тех случаях, когда на второстепенных направлениях установлены знаки «Пересечение с главной улицей или дорогой», «Проезд без остановки запрещен», водители, пользующиеся приоритетом, не осведомлены об этом. Темп движения по основному направлению снижается, так как водители не уверены в том, что могут двигаться беспрепятственно. Положение явно ненормальное. Упорядочить информацию водителей об условиях приоритета на перекрестках можно и нужно в самое короткое время. Тем более, что недалек день, когда вступят в силу нормы новой международной Конвенции о дорожном движении, согласно которой единственным признаком второстепенной дороги будет отсутствие на ней покрытия. А что же ответить на вопрос, кто виноват в происшествии, которое мы описали вначале? Мы не можем, разумеется, заочно судить о том, насколько своевременно водитель автомобиля оценил возникшую на пути опасность и правильно ли на нее отреагировал. Но в том, что он принял уличный перекресток за равнозначный, его вины нет. Она целиком лежит на дорожниках и автоинспекции. И еще одно. Никакие справки не могут подменять Правила движения. Г. СОЛОВЬЕВНа страницах неоднократно печатались материалы о Волжском автозаводе. Я хочу вкратце рассказать о нашем учебном комбинате и пригласить на учебу водителей, желающих работать на строительстве автомобильного гиганта в г. Тольятти. Здесь трудится целая армия квалифицированных рабочих, в том числе машинистов автомобильных кранов. В настоящее время /потребность в них значительно возросла. Готовим мы крановщиков в учебном комбинате строительства. Поэтому я обращаюсь через журнал к тем товарищам, которые захотят, получить специальность машиниста автокрана и работать на нашей стройке. Согласно условиям приема на учебу в наш комбинат, мы приглашаем прежде всего во-Д орогая редакция! вашего журналаПРИЕЗЖАЙТЕ И НАМ I ТОЛЬЯТТИ!дителей-црофеосианалов со стажем работы на автомобиле не менее года. Обучение проводится с отрывом от производства в течение двух месяцев. Курсантам выплачивается стипендия в размере 76 рублей в месяц, одиноким предоставляется (бесплатно) благоустроенное общежитие. Занятия начинаются в начале каждого месяца. Желающих приехать к нам, вероятно, будет интересовать и заработок. Для сведения могу сообщить, что почасовые тарифные ставки машинистов автокранов установлены в таком размере: по четвертому разряду — 62,5 коп.; по..пятому — 70,2 коп.; по шестому — 79,0 коп. Плюс к этому ежемесячно выплачивается до сорока процентов заработной платы за безаварийную работу. В заключение хочу напомнить, что при поступлении к нам на учебу, как и всюду, необходимо представить в приемную комиссию комбината соответствующие документы: паспорт, военный билет, трудовую книжку, три фотокарточки. Итак, добро пожаловать к нам по адресу: Куйбышевская область, г. Тольятти, ул. Краснодонцев, 35. Н. ЯЛЫМОВ, директор учебного комбината ордена Ленина « Куйбьппевгидростроя »23