все зависит вт водителяСлучайность, неблагоприятное стечение обстоятельств. Что греха таить, этим мы склонны объяснять еще многие дорожные происшествия. «Я-то действовал по правилам! — сетуем мы, попав в беду. — Но разве можно было предвидеть, что этот чудак выкинет вдруг такую штуку!» К таким же аргументам при случае прибегает, вероятно, и «чудак». Что ж , говоря языком популярного фильма, улица, конечно, полна неожиданностей. Но не слишком ли многое мы относим порой на счет «случая»? Не слишком ли принижаем в разных дорож ­ ных конфликтах собственные «заслуги?» Начиная разговор на такую тему, позвольте обратиться к примеру из той области, в которой почти каждый мужчина считает себя крупным специалистом. Я имею в виду футбол. Согласитесь, что любая тактическая находка, самое неожиданное построение боевых порядков команды могут привести к успеху лишь тогда, когда все это помножено на мастерство исполнителей и строгую игровую дисциплину. Высокая техническая подготовка игроков, глубокое понимание существа происходящего на поле, их умение мыслить творчески — вот что делает ту или иную тактику победной. Без этого любые самые лучшие замыслы тренеров обречены на провал. То же самое ив водительском деле. И здесь, какими бы совершенными ни были правила движения, сколько бы усилий ни прилагали для лучшей организации транспортных потоков соответствующие органы и службы, в конечном счете все зависит от водителя — его благоразумия, выдержки и осторожности за рулем. Конечно, и дисциплинированный водитель не всегда в состоянии предотвратить опасные последствия лихачества или других проступков нарушителей порядка на дороге. Но во многих случаях он хозяин положения, он своими умелыми действиями может исключить аварийные ситуацми. Доказуемо ли это утверждение на практике? Полностью. В проверке его, собственно, и заключалась суть эксперимента, который редакция провела летом минувшего года с помощью автоинспекции г. Риги. Идея его была высказана в опубликованных на страницах нашего журнала рекомендациях Международной автомобильной федерации («За рулем», 1969, № 7). Очень советуем прочитать эти рекомендации тем, кто с ними не знаком, и еще раз задуматься над их смыслом тем, кто имеет представление об этом документе. Однако мы допускали, что эта статья, которая так и называлась «Все зависит от водителя», могла некоторых и не убедить, показаться абстрактными домыслами, лишенными реальной почвы в наших условиях движения. Потому мы и решили продолжить разговор об осторожности водителей, но уже, что называется, с цифрами в руках, получить подтверждение выводам статьи в самой жизни. Почему для этих целей надо было ехать в Ригу, а не сделать все в Москве? Столица многим могла показаться примером неубедительным: здесь, мол, особые, порой исключительные условия движения, сотни тысяч автомобилей, необычайно интенсивные потоки транспорта и пешеходов, сложные уличные «развязки» и т. п. С этой стороны Рига — город, каких в стране немало. Стало быть, и обстановка самая типичная. Мы попросили стать нашими помощниками в проведении эксперимента 100 рижских автомобилистов. Госавтоинспекция Риги раздала им 100 специальных анкет и вдоволь небольших карманных карточек (см. образцы) для ведения учета. Эксперимент начался 14 июля 1969 года и длился ровно три недели. Несколько слов о его участниках. Что представляли собой эти сто риж ан как водители? Среди них треть составили профессионалы и две трети автолюбители. Все это были опытные уже водители с солидным стажем. Достаточно сказать, что половина провела за рулем от 3 до 10 лет, треть — от 10 до 20 лет, а остальные — еще больше. Половина из этих ста водителей управляла «Москвичами» и «Волгами», 20 человек — грузовыми автомобилями, остальные — машинами других типов и марок. Еще одно важное условие — дневной пробег. В среднем наши помощники наезжали по 90—120 километров. Таких анкет мы получили почти 40. У 20 с лишним водителей этот показатель составил 150—200 километров. Теперь о том, в чем состояло полученное ими задание, к ак проходил сам эксперимент. В течение первой недели каждый водитель должен был самым внимательным образом проследить за тем, что происходит с ним и вокруг него, и взять на учет все опасные ситуации, в которые он попадал по своей или чужой вине. Мы имели в виду ситуации, которые на этот раз остались без последствий, закончились благополучно, но при ином стечении обстоятельств могли привести ик дорожному происшествию. Здесь не было цели анализировать обстановку. Главное заключалось в том, чтобы узнать, часто ли подстерегают водителей всякие неприятности. ВедьВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВОДИТЕЛЯ1969г.пока не случится ЧП, привычно думать, что все идет хорошо. Подсчет велся способом «карманного счетчика», описанным в статье «Все зависит от водителя». Кроме получения конкретных сведений, результатов, над которыми предстояло работать в дальнейшем, такое задание было полезно тем, что тренировало наблюдательность, учило различать опасности на пути. И вот какая получилась картина по прошествии первой недели. Оказалось, что в критические ситуации водитель (напоминаем, речь идет об опытных и дисциплинированных водителях) попадает в среднем от 3 до 15 раз за день, а порой и чаще. Вдумайтесь в эти цифры: столько разв день несчастье было совсем рядом, а причастные к этому наверняка думали, что ездят вполне безопасно. Примечательно также, что число опасностей не обнаружило в ходе эксперимента прямой зависимости от дневного пробега автомобиля. Во многих анкетах он уменьшался, а число аварийных ситуаций возрастало. Многие участники эксперимента, покрывая за день расстояние значительно меньшее, чем их коллеги, оказывались в критических положениях куда чаще. Стало быть, все дело в манере езды, в сложности трассы.ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВОДИТЕЛЯ тест журнала Ф. И. О. Адрес I неделя Дни недели «За рулем»Водительский стаж Марка и модель автомобиля. II неделя III неделякол-во опасных ситуацийкмкол-во опасных ситуацийкмкол-во опасных ситуацийкм1 234567 Итог 14.VII-.J0.VII 21.VII—27.VII 28. VII—3. VIII