ЕЩЕ РАЗ О ПРИВАРНЫХ КРЫЛЬЯХШофер первого класса Н. Осадченко из г. Пугачева, В. Николаенко из Ленинграда и многие другие читатели спрашивают, в чем конструктивная, технологическая или иная причина того, что на всех новых моделях легковых автомобилей задние крылья несъемные. В январском 'номере «За рулем» 1969 года л статье С. Чуразова «У вас новый «Москвич» подробно рассказано об эксплуатационных и технологических преимуществах приварных крыльев, о способах их ремонта и [замены. Ответ на многие 'вопросы вы, возможно, найдете в этой статье. Теперь еще об одам важном достоинстве приварных крыльев. 'В старой конструкции, ico съемными крыльями между крылом и багажником была внутренняя стенка-терегородка. На «Моснвиче-407», [например, .на такую конструкцию уходило 4 — 5 кг стального листа. Зная, что в ближайшие годы выпуск легковых «автомобилей IB стране значительно В01э,рзстет, .нетрудно подсчитать, 'сколько «Запорожцев», «Москвичей» и «Волг» мы теряли бы ежегодно из-за ненужных внутренних стенок багажника. Получится солидная колонна автомобилей — (примерно 15 тысяч «Москвичей» или более 20 тысяч «Запорожцев». Борьба за уменьшение металлоемкости автомобиля, эа экономию стального листа, облегчение конструкции — вот одно из [важных [направлений работы коллективов автозаводов. Естественным шагом в этом направлении явилась ликвидация внутренней стенки багажника и переход на приварные задние крылья. Именно такую конструкцию 'Имеют кузова большей части современных малолитражек массового производства.Сгорающие отложения образуют пламя, вырывающееся из выпускной трубы. После остывания шлак можно удалить мягкой проволокой диаметром около 2 мм. Обгоревшее покрытие глушителя и трубы надо восстановить, чтобы детали не ржавели. Чистить глушитель требуется, к ак правило, через 12 — 1 5 тысяч километров пробега. Если его долго не очищать, то отложения, смешанные со стекловатой, проникнут в корпус глушителя и его придется заменить. Кстати, этот способ пригоден не только для «Тулы», но и для «Вятки» и мотоциклов.ДИОД ВМЕСТО РЕЛЕ НА «ЗАПОРОЖЦЕ»«В журнале «За рулем» N° 3 за 1969 год рассказано, как заменить реле обратного тока мотоцикла ИЖ диодом. Можно ли сделать то же самое на автомобиле «Запорожец»? Почему такие конструкции не выпускаются промышленностью вместо реле-регуляторов?» С такими вопросами обратился в «Справочную службу» ленинградец Ю. Шивов. Отвечают специалисты НИИАвтоприборов. В принципе установка диодов вместо реле обратного тока на автомобиле возможна. Так, для ЗАЗ-965 понадобятся два германиевых диода Д305, которые должны быть включены параллельно (диоды типа Д231 — 234 нежелательны 1из-за большого падения напряжения). Применение двух диодов необходимо потому, что генератор автомобиля может вырабатывать ток величиной до 16 а, а Д305 рассчитан только на 10 а. Для лучшего отвода тепла от диодов каждый из них следует закрепить на латунной, медной или дюралюминиевой шайбе диаметром не менее 150 мм. Подключение в цепь нужно делать так, как рекомендовано в статье «Диод вместо реле обратного тока» («За рулем», 1969, № 3), в соответствии с маркировкой на диоде. Для отключения реле обратного тока между его якорем и сердечником следует вставить плоскую изолирующую прокладку. Рекомендовать подобное устройство для промышленного производства нельзя из-за увеличения габаритов и удорожания реле-регуляторов. Кроме того, многолетние наблюдения за работой релерегуляторов различных автомобилей показали, что случаи самопроизвольной разрегулировки этих приборов чрезвычайно редки.суров. Грузовые автомобили Чехословакии. Издательство «Техника», (г. Киев), 1965. И. А. Д авыдови Э. Н. Орлов. Автомобили УАЗ-451М и УАЗ-452. Издательство «Транспорт», 1968. С. Г. 3 ислии , Н. Т. М озохи н, О. И. П елюшеик о, В. С. С оловь ­ е в , А. И. Ч е р.н омашеице в, И. Е. Я кубович . Автомобили высокой проходимости ГАЗ-69, ГАЗ-69А, .М-72. Горьковское книжное издательство, 1959.НАТЯГ НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН«При сборке двигателя мотоцикла «Восход» я обнаружил, что подшипник 204 легко надевается на цапфу коленчатого вала. Допускается ли • такая посадка подшипника?» — спрашивает Н. Малахотко из Волгоградской области. Отвечают работники завода. Цапфа коленчатого вала и подшипник 204, изготовленные в пределах допусков, могут иметь такое сочетание размеров, когда подшипник надевается на цапфу свободно, без натяга. Опасаться этого .не следует, так как при работе двигателя внутреннее кольцо подшипника будет вращаться на шариках, а не вокруг цапфы, поскольку трение качения шариков по беговой дорожке меньше, чем трение скольжения кольца .на цапфе. Чтобы исключить осевое перемещение коленчатого вала, нужно сдвинуть его вместе с опорным подшипником влево и .поставить шайбы заподлицо со стенкой картера.АВТОХОЗЯЙСТВО ПОЛУЧИЛО НОВЫЕ МАШИНЫКак распределяются новые автомобили между водителями на автотранспортных предприятиях? Об этом спрашивает шофер из г. Вийска Ф. Николий. В Министерстве автомобильного транспорта РСФСР нам сообщили, что единой инструкции на этот счет нет, но принципы, которыми обычно [руководствуются на предприятиях при распределении новых машин, общие. Вот что, (например, узнали Мы в Щелковском автотранспортном предприятии «Мособлавтотранса». Желающих получить новые машины, конечно, много. Поэтому вопрос этот решает специальная комиссия, в которую входят директор, начальник отдела эксплуатации, представитель местного профсоюзного комитета, начальники колонн. При рассмотрении кандидатур на получение машин учитывается прежде всего стаж работы водителя на предприятии, затем его производственные показатели, отношение к работе. Стаж, к примеру, должен быть по крайней мере три-четыре года. Бывает, безусловно, и так. что один водитель имеет больший по сравнению с другими стаж, однако комиссия решает закрепить новую машину эа другим, потому что у него лучшие производственные показатели, нет нарушений трудовой дисциплины, правил техники безопасности и правил движения и т. Д. Короче говоря, новую машину получает тот, кто ее по-настоящему заслужил.НЕ РЕКОМЕНДУЕМ«Для усиления звука сигнала на мотороллере В-150М я хочу заменить сигнал переменного тока С34-А сигналом постоянного тока (С37 или С37-А) мотоцикла ИЖ. Как его подсоединить?» — спрашивает Ж. Станюков из Чувашской АССР. Отвечают работники завода. Мы не рекомендуем устанавливать на В-150М сигнал постоянного тока С37 или С37-А, поскольку при работе он потребляет большой ток (до 5 а). Батарея, которой снабжен мотороллер, обладает емкостью 6 а-ч и заряжается при максимальных оборотах коленчатого вала током 1 а. При частом пользовании сигналом она не сможет обеспечить нормальную работу потребителей тока. Если вы хотите убедиться в этом, то, поставив сигнал постоянного тока, пересоедините идущий к нему желтый провод с клеммы «Н» на клемму «ЛС» переключателя.ОБ АВТОМОБИЛЯХ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИЮ. Калиновский из Херсона интересуется, в каких книгах можно подробнее познакомиться с устройством таких машин. Им специально посвящена книга «Автомобили высокой проходимости» (автор Н. И. Каротоношко), выпущенная • в 1957 году издательством «Машгиз». Она содержит обстоятельный анализ конструкции лучших образцов отечественных и зарубежных автомобилей ico всеми ведущими колесами. Можем рекомендовать также книгу «Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости» (автор Н. И. Селиванов), вышедшую в свет недавно, в 1967 году (издательство «Наука»). Она содержит описание большого числа конструкций колесных и гусеничных вездеходов, снегоходов, амфибий, насыщена чертежами и фотографиями (на 272 страницы приходится 256 иллюстраций и 37 таблиц). Познакомиться с устройством отдельных автомобилей .высокой проходимости помогут также следующие издания: В. И. А нохин . Отечественные автомобили. Издательство «Машиностроение», 1968. А. С. Л итвинов , Р. В. Р оте нб ер г, А. К. Ф румкин . Шасси автомобиля, Машгиз, 1963. Н. А. К ун яе в. Автомобили ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Издательство ДОСААФ, 1967. А. М. М ан ­ОПРЕДЕЛИТЕ СНАЧАЛА ПРИЧИНУ«Объясните, пожалуйста, как устранить подтекание масла из-под сальника передней вилки на мотоцикле «Восход». — просит Н. Волков из Иркутской области. Вот что отвечают работники завода. Масло может в этом узле утекать двумя путями: из-лод воротника сальника и по резьбе корпуса сальника. В первом случае определяют износ сальника и плотность, с которой его воротник поджимается спиральной пружиной. Изношенный сальник заменяют, а растянувшуюся [пружину укорачивают. Во втором случае подтягивают корпус сальника, а если это не поможет, — меняют его прокладку.КАК ОЧИСТИТЬ ГЛУШИТЕЛЬ «ТУЛЫ»?С таким вопросом обратился в редакцию тов. Репин из г. Горького. Отвечают работники завода. Продукты сгорания отлагаются главным образом в выпускной трубе. Проще всего удалить их выжиганием. Для этого трубу нагревают докрасна пламенем паяльной лампы или горелки. Особенно тщательно это надо сделать в месте соединения трубы с корпусом глушителя. Сам глушитель греть не следует, чтобы не спеклась заполняющая его стекловата.27