Занос машины на скользкой дороге, к сожалению, еще довольно частая причина транспортных происшествий. Не случайно все пособия и инструкции по технике вождения требуют от шоферов учит ывать на скользких дорогах увеличение тормозного пути и опасность заноса. Иными словами, снижать скорость, избегать резких действий рулем и тормозами и соблюдать ббльшие интервалы и дистанцию при движении. Тормозить плавно, обязательно используя двигатель. Водители все это знают, однако... Наступают заморозки, появляется гололед, и число дорожных происшествий в результате заноса автомобилей резко возрастает. Беседы с участниками этих происшествий показали, что ошибаются в приемах управления на скользких дорогах в основном те, кто мало или совсем не знаком с физическими законами, на которых основано движение автомобиля в сложных условиях. А теория тут нер азрывносвязанас практикой. Заносом называют боковое скольжение задних колес при одновременном прямолинейном движении автомобиля. Заноса передних колес практически не бывает, поскольку при их боковом скольж ении всегда возникает центробежная сила, направленная в сторону, противоположную заносу, которая его и гасит. Занос всегда связанс действием на автомобиль боковой силы. При движении по кривой и любых отклонениях от прямолинейного движения она возникает как производная от центробежных сил. Если поверхность дороги имеет поперечный уклон, то занос может возникнуть под действием силы тяжести. Но чаще всего он начинается при торможении, резком увеличении подачи топлива или резком «сбрасывании газа», а также в момент проезда через бугры и впадины. когда нарушается контакт шин с поверхностью дороги. Среди причин, вызывающих занос. особую опасность представляет торможение — ведь сцепление шин с поверхностью дороги так незначительно, что и небольшая по величине боковая сила способна вызвать занос. А уж если тормоза отрегулированы плохо и «берут» неодновременно, то заноса просто не избежать.Hejietucbl заноса!При анализе происшествий, возникш ихв результате заноса, во всех случая х обращает на себя внимание несоответствие скорости движения или интенсивности торможения дорожным условиям. Очень часто одно сопутствует другому: водители, превысившие допустимую на скользкой дороге скорость, резче, чем можно, тормозят при опасностях. Авторы всех специальных пособий сходятся на том, что для прекращения начавшегося заноса необходимо прервать торможение и одновременно повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Однако, если бы все было так просто, сколько происшествий икатастроф можно было бы предотвратить! Разумеется, при небольшой скорости и не очень скользком дорожном покрытии поворотом руля в сторону заноса можно выровнять автомобиль, и именно этот прием следует применять. Но спасает он далеко не всегда. • Слишком часто повернутые в сторону заноса передние колеса не катятся, а скользят по поверхности дороги в прежнем направлении. А все потому, что из-за превышения скорости слишком возросла сила инерции и слишком малой стала сила сцепления шин с дорогой. Сказывается при этом и центробежная сила, которая увеличивается пропорционально квадрату скорости (если скорость повышается вдвое — то эта сила — вчетверо). К тому же с уменьшением радиуса поворота действие центробежной силы, а стало быть, интенсивность заноса прогрессивно нарастает.Финал почти всегда одинаков — после нескольких полных оборотов вокруг вертикальной оси автомобиль вылетает за пределы дороги, а наталкиваясь на препятствие, — опрокидывается. Причем все это происходит в доли секунды, у водителя нет времени даже осознать происходящее, и... в сводке происшествий ГАИ появляется лаконичное «шофер не справился с управлением». На скользких дорогах при потере машиной устойчивости водитель почти рефлекторно стремится снизить скорость приемами, усвоенными при работе в обычных дорожных условиях. Он, конечно, знает, что на скользкой дороге не следует разобщать двигатель и трансмиссию, но зачастую по привычке выводит рычаг коробки передач в нейтральное положение, и это только усугубляет обстановку. Ш афер знает, что резкое торможение может вызвать занос, но перед лицом непосредственной опасности рефлекторно жмет на педаль тормоза с недопустимой силой и поспешностью. Шофер знает, что для прекращ ения заноса надо прежде всего прекратить торможение, но расстояние между автомобилем и объектом опасности быстро сокращается, усиливая испуг, и он не в силах оторвать ногу от тормозной педали. Таким образом, скорость, не соответствующая дорожным условиям, является первопричиной всех происшествии, связ анныхс заносом. Поэтому в основе мастерства вождения автомобиля лежит способность шофера «чувствовать» дорогу, правильно оценивать обстановку, разумно выбирать скорость и своевременно принимать меры в тому, чтобы занос не возник, или, если уж возникнет, чтобы его можно было погасить. Для выбора скорости на скользких дорогах готовых рецептов не существует. Условия меняются в широких пределах, и невозможно подсказать, с каким усилием надо нажимать на педаль тормоза даже при идеально исправных и отрегул ированных тормозных механизмах. Но главное надо запомнить: на скользких дорогах не развивай высоких скоростей, тормози осторожно — берегись заноса1 В. ГОРОВОЙ, шофер-инструкторПЕРЕДАЧИ И ТОРМОЗА редачу, соответствующую возможностям двигателя и состоянию дороги. ф На трудных участках дороги не старайтесь «тянуть» из последних сил на той или иной передаче. Переходите вовремя на низшую, пока двигатель еще может давать высокие обороты. ф Знайте, что в момент сбрасывания газа можно легко выключить любую передачу, не § Ни в чем так не заметна прибегая к помощи сцеплераЗмица между плохим и хорония. Это экономит силы и врешим водителем, как в пользомя. вании передачами и тормозами. ф Перед железнодорожным ф Только тогда, когда вы допереездом выберите такую певедете переключение передач редачу, чтобы не пришлось меи управление тормозами до нять ее, пересекая пути. полного автоматизма, у вас буф Прежде чем включить заддет оставаться достаточно врений ход, дайте автомобилю мени для оценки дорожной полностью остановиться. обстановки. ф Умелое применение тормоф Искусство технически гразов — свидетельство вашей квалификации. мотного, культурного вождеводительской ния — в умении находить в Она тем выше, чем меньше и каждый отдельный момент пеплавнее вы тормозите. ф Старайтесь всегда выдерживать такие скорости и дистанции, чтобы прибегать к тормозам лишь в крайнем случае. ф Проверяйте всегда работу тормозов, когда садитесь за руль незнакомого автомобиля. ф После многочасовой езды под дождем, через лужи, броды и т. п. нажмите несколько раз подряд на тормозную педаль. Так удаляют воду, которая может попасть в тормозные барабаны. ф Если надо остановиться быстро, тормозите, не выжимая сцепления. ф Резкое торможение — верный путь к заносу, когда автомобиль выйдет из повиновения.ИЗ ВОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ24