В крупнейших наших городах на многих наиболее загруженных улицах введена система координированного управления светофорами, широко известная под названием «зеленой волны». Выехав на такую магистраль, водитель соблюдает рекомендуемую указателями скорость и не останавливается у перекрестков: повсюду его встречает зеленый огонек светофора. Преимущества «зеленой волны» неоспоримы. Транспортный поток движется равномерно, без остановок и рывков, сберегается топливо, время, меньше изнашиваются агрегаты самих машин; меньше выхлопных газов в воздухе, увеличивается пропускная способность магистрали, повышается безопасность движения. Но это лишь в том случае, если водители, проезжая расстояние от одного светофора до другого, точно укладываются в пределы «ленты времени» (так 'называют специалисты расчетный отрезок времени, в течение которого гарантируется безостановочный проезд соседних перекрестков). Однако на практике все бывает сложнее. Прежде всего, при двухстороннем движении и 'неравномерных расстояниях от одного перекрестка до другого средняя рекомендуемая для данной магистрали скорость .не всегда обеспечит безостановочное движение: автомобили, следующие к одному перекрестку с противоположных направлений, при равной скорости преодолеют расстояние от предыдущих перекрестков за разное время. Кроме того, возможны отклонения от «ленты времени» и изза неточностей в показаниях спидометра. Истинная скорость может быть выше или ниже той, что показывает его стрелка. Иногда различные помехи заставляют водителя тормозить. После этого расчетная 'скорость приведет автомобиль к перекрестку уже при красном сигнале. В таком же положении окажутся и водители, повернувшие на магистраль с пересекающих улиц. Средняя расчетная скорость здесь также не обеспечит прибытия к перекрестку на зеленый сигнал светофора. Другое дело, если водитель, проехав очередной перекресток, знает, с какой скоростью ему выгоднее двигаться, чтобы безостановочно миновать следующий. Такая система гибкой информации водителей о рекомендуемой в данный момент скорости для безостановочного движения по «зеленой волне» была разработана автором этих строк и свыше двух лет применяется на Кировском проспекте Ленинграда. Что она собой представляет? На световых указателях, установленных в 30—40 метрах за каждым регулируемым перекрестком, поочередно вспыхивают цифры рекомендуемых скоростей. Обычно мы указываем последовательно три значения, но конструкция рассчитана «а восемь скоростей от 20 до 60 км/час. Управляют указателями автоматы, запрограммированные по графику «зеленой волны». Если водитель проехал перекресток, когда зеле„ый сигнал светофора только засветил, указатель поре-СКОРОСТЬ РЕКОМЕНДУЕТ АВТОМАТЧ -я*:Световой указатель рекомендует придерживаться скорости 50 км/час... ...Проходит несколько секунд, и на указателе вспыхивает цифра <»60»; чтобы успеть вовремя к следующему перекрестку, нужно поторопиться.Фого Н. комендует ему сбавить скорость, чтобы он не появился у следующего перекрестка слишком рано. Затем на указателе вспыхнет цифра, показывающая расчетную скорость движения по «зеленой волне». С такой скоростью и будет двигаться основ-Артамонованой транспортный поток. А для тех, кто успел миновать перекресток перед самой сменой сигналов, указатель порекомендует максимальную скорость: если не поспешишь, то застрянешь у следующего светофора.21