ДЛЯ ПАМЯТНИКА ИЛЬИЧУЦитадель Октября — город Ленина готовится к встрече 100-летия со дня рождения основателя Советского государства. Московская площадь. В центре ее на огромной железобетонной плите поднялся постамент будущего памятника Владимиру Ильичу Ленину. В перевозке 250-тонного монолита из розового гранита активное участие приняли автомобилисты. Из карьера «Ровное» монолит следовал на санях-волокушах, затем на барже, а по улицам Ленинграда его доставили на площадь во-По следам наших выступлений99ХОЧУ МАШИНУ!99ЖПеревозка площадь.постаментана МосковскуюФого В.Голубовскогодители 20-го грузового атотранспортного предприятия. Уникальная операция завершена успешно. Теперь постамент возвышается во весь свой восьмиметровый рост. Скоро на нем будет воздвигнут памятник вождю.ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬСоветские автомобили — постоянные экспонаты на международных автомобильных выставках, ярмарках ив салонах. В 1969 году гости автомобильной ярмарки в Сан-Пауло могли видеть наши ГАЗ-69. В Тегеране на промышленной ярмарке демонстрировались МАЗ-504 и КрАЗ-256. Сидней знакомился с автомобилями ЗАЗ-966, ЗИЛ-130ИГ, УАЗ-452 и МАЗ-503. Все наши легковые машины, в том числе и новая «Волга», многочисленные грузовики ульяновского, горьновсного и других заводов демонстрировались осенью в Брно. А весной в Тунисе выставлялись ГАЗ-69М- и AM , ГАЗ-66, ЗИЛ-130ИГ. Летом йаши автомобили ЗАЗ-966, МАЗ-516 и другие побывали в Познани, Измире, Дамаске. И, конечно, на всех ярмариах автомобильная экспозиция не обходилась без «Москвичей». Осооенно представительными и «урожайными» стали для нас традиционные осенние ярмарки в Лейпциге и Пловдиве. На лейпцигской были представлены почти все модели отечественных легковых и грузовых автомобилей, а также специализированные машины — панелевозы, цистерны, цементовозы. В Пловдиве, кроме «Москвичей» моделей «412», «427» и «434», экспонировались автобусы Павловского и Львовского заводов, самосвалы ЗИЛ, а также новые модели «Волги» и «Запорожца». И вот результаты осенних выставок 1969 года. В Пловдиве автомобилю ГАЗ-24 присуждена золотая медаль. А на ежегодной Лейпцигской ярмарке золото завоевал советский грузовик «Урал-375». В этом году намечается показать наши автомобили на всех ярмарках в салонах, где они экспонировались в 1969 году, а кроме того — на выставках в Каире и Будапеште, Измире и Багдаде, Вене и Хельсинки.Да, автомобилей в продаже еще мало. Да, желающих приобрести их во много раз больше. Однако это не значит, что можно мириться со стихийными, неофициальными очередями и списками, что правила торговли автомобилями не должны совершенствоваться. Об этом шла речь в нашем фельетоне «Хочу машину!» («За рулем», 1969, № 9). Многочисленные читательские отклики на выступление журнала вылились в своеобразную заочную «конференцию покупателей» на тему, как организовать торговлю автомобилями на тот период, пока спрос на них намного превышает предложение. Рекомендаций самых разнообразных поступило на этот счет много. Некоторые читатели приходили прямо в редакцию, приглашали посмотреть, например, как образцово ведется запись и перерегистрация очередников на «Волгу» в... Измайловском парке культуры и отдыха, а заодно... посодействовать официальному признанию этой очереди. То же самое предлагает в своем письме москвич А. Зиновьев. Однако подавляющее большинство придерживается другой точки зрения и подкрепляет ее резонными доводами. Читатели пишут, что самодеятельные очереди, насчитывающие сотни тысяч записавшихся, ни в коей мере не отражают действительного количества покупателей, готовых приобрести автомобиль. Определенная часть таких очередников — это те, кто твердо не решил, будет ли покупать автомобиль вообще. Записались, как говорят, на всякий случай. Кроме того, самодеятельная очередь не защищена от недобросовестных сделок. Поэтому москвич В. Еремин, Р. Затравкина из Саратова, В. Попов из Воронежа, Г. Протас из Кировоградской области и ряд других авторов писем предлагают магазинам формировать очередь без всяких ограничений, но с одним обязательным условием — сразу внести аванс, как это принято в некоторых социалистических странах. Эти деньги — одну или две трети цены машины — предлагается использовать для наращивания мощностей автомобильной промышленности. Много приверженцев нашла мысль продавать автомобили по месту работы с помощью общественных организаций. Об этом пишут Д. Воронин из Ставрополя, харьковчанин П. Заволока, Л. Расквитарцев из Новочеркасска, В. Степанов из Грозного, С. Тихоненко из Вильнюса и другие. Они считают, что такая мера обеспечит самый справедливый отбор кандидатов в покупатели, отдав предпочтение передовикам производства, заслуженным кадровым работникам, ветеранам труда. Кроме того, при таких условиях на нетрудовые доходы машину не купишь. Однако некоторые читатели, в частности, ленинградец А. Герлихман, указывают и на существенные недостатки подобного принципа продажи. Предприятие предприятию рознь. На одном работают тысячи человек, а на многих мелких — лишь десятки. Как тут быть? В неравных условиях окажутся также жители небольших городов, поселков, деревень. Неожиданную идею предложили П. Белов из Ростовской области и Б. Хаустов из Орска. Они считают, что, поокольку число желающих приобрести машину намного превышает торговые лимиты, следует право на покупку разыгрывать в лотерее. Продать недорогие билеты и предоставить тем, кто выиграет, возможность тут же за свои деньги купить автомобиль. Не будут в обиде и те, кому не повезло. Во-первых, не велика потеря: стоимость билета меньше, чем полтинник и рубль, собираемые кое-где в стихийных очередях на «организационные» расходы, во-вторых каждый будет знать, что эти деньги пойдут на какое-нибудь полезное дело, в-третьих, у каждого останутся шансы выиграть в следующих выпусках лотереи. Высказаны и другие соображения по уменьшению всяких очередей. Например, ростовчанин Г. Кариков и Н. Нагибин из Красного Сулина полагают необходимым установить минимальные сроки эксплуатации автомобиля в личном пользовании. Допустим, для «Москвича» восемь, а для «Запорожца» — шесть лет. Значит, до истечения этого срока его владелец не имеет права приобретать новую машину. В. Шевченко из Мурманска предлагает записывать в очередь только тех, кто имеет права водителя, другие авторы писем — лишь тех, кто постоянно прописан в данной местности, и т. п. М. Перминов из Свердловской области считает, что при любой системе организации торговли автомобилями право на первоочередную их покупку должно предоставляться участникам Великой Отечественной войны. Таковы основные предложения наших читателей. Ну, а как отреагировали на критику работники Министерства торговли СССР? Мы с удовлетворением хотим привести здесь ответ заместителя министра С. А. Трифонова: «Рассмотрев фельетон «Хочу машину!», Министерство торговли СССР сообщает, что в нем правильно ставится вопрос о совершенствовании «Правил продажи населению легковых автомобилей». В настоящее время указанные Правила пересматриваются с учетом требований современной торговли ив ближайшее время будут направлены на заключение заинтересованным организациям». Итак, правила торговли автомобилями будут другими. В их обсуждении наши читатели тоже «заинтересованная организация», и мы просим Министерство торговли рассмотреть их предложения, изложенные в обзоре, с этой точки зрения. Будем надеяться, что новые правила не оставят места для стихийных очередей и внесут ясность в то, что нуждается в уточнении.20