ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ДОСААФ АВТОМОБИЛИСТАМ И МОТОЦИКЛИСТАМГод от года расширяется хозрасчетная деятельность оборонного Общества — открываются новые предприятия, мастерские. За последние пять лет их продукция выросла почти в восемь раз. Получаемая ими прибыль идет на капитальное строительство, расширение и укрепление материально-технической базы учебных, спортивных организаций. на дальнейшее улучшение оборонно-массовой работы. Дело, однако, не только и не столько в накоплении денежных средств. Разнообразна выпускаемая предприятиями Общества продукция. Это наглядные учебные пособия, к примеру, макеты и приборы для изучения правил движения и отработки приемов безопасного вождения автомобиля, мотоцикла, р азрезы механизмов и многое другое. Часть продукции наших предприятий в своем роде уникальна. Само собой ясно, что хорошо продуманное, изготовленное на промышленном уровне оборудование классов — важное условие высокого ка*чества обучения будущих специалистов. С принятием нового Закона «О всеобщей воинской обязанности» перед Обществом встали большие задачи по организации подготовки допризывной молодежи к службе в Советской Армии, по обеспечению учебных пунктов наглядными пособиями. Именно в этих целях предприятия ДОСААФ в 1969 году приступили к серийному выпуску командирских ящиков КЯ-56, прицельных станков ПС-51, стрелково-тренировочных приборов, макетов запалов для ручных гранат. действующих макетов ударно-спускового механизма автомата. Но, пожалуй, больше всего продукции выпускают наши предприятия для автомобилистов и мотоциклистов. Ленинградский завод спортивного судостроения в 1967 году освоил производство картов. а в 1969 году уже перешел на выпуск улучшенной модели гоночного микроавтомобиля (см. «За рулем», 1969, № 7); с 1970 года здесь начнется выпуск новой спортивной техники — карта АК-3 с двигателем 175 смз, гоночного автомобиля формулы «Юность» на базе серийных агрегатов «Запорожца» модели «966» (двигатель форсирован до 50 л. с ) . Не так давно в Москве была организована первая промышленная выставка ДОСААФ. Сюда представили свои изделия предприятия двадцати пяти республиканских, краевых, областных комитетов, мастерские Центрального морского клуба и Центрального стрелково-спортивного кл\у>а ДОСААФ, а также шесть предприятии центрального подчинения. Здесь было много интересных экспонатов. Мотошлемы «Пилот» и «Старт», сделанные Латвийским промкомбинатом ДОСААФ из стеклоткани и синтетических смол, изящны, прочны и легки. Шлемы продаются в магазинах. Комбинат Литовского республиканского комитета ДОСААФ представил на выставку разнообразные металлические мишени для пневматических тиров. Они изготовлены с большой выдумкой и изяществом. Производственные мастерские Киевского и Донецкого областных комитетов показали оригинальные электрифицированные макеты города для изучения правил движения. На выставке были представлены и такие учебные пособия, как схема работы двух- и четырехтактного двигателя, однодискового сцепления, рулевой трапеции, простейшего карбюратора. Промышленное производство в ДОСААФ растет. Расширяются производственные площади, обновляется оборудование, становится все более разнообразным ассортимент. В постановлении IV Пленума ЦК ДОСААФ сказано, что одной из главных задач является всемерная активизация и улучшение деятельности первичных организаций Общества, укрепление и расширение их материально-технической базы. Дальнейшее совершенствование производства на предприятиях ДОСААФ будет способствовать выполнению этой задачи. П. ОГОЛЬЦОВ, заместитель начальника управления материально-технического обеспечения ЦК ДОСААФНа таких макетах польские школьники изучают правила движения.«СТОП! РЕБЕНОК НА ДОРОГЕ!»Сообщения об автомобильных катастрофах, об убитых и раненых на дорогах всегда вызывают щемящее чувство горечи. Вдвойне больнее, когда жертвой катас трофы становится ребенок, которому бы жить да жить. ,Увы, самые беспечные участники движения — дети. Они могут броситься под колеса автомобиля за выкатившимся на проезжую часть мячом. Могут, едва научившись держаться на велосипеде, р инуться на нем в гущу транспортного потока. Они пренебрегают правилами движения и потому, что не знают их как следует, и потому, что не представляют грозящей опасности. А опасность эта возрастает у нас в Польше с каждым годом, и стремительнее, чем идет автомобилизация. Например, в 1968 году количество автомобилей увеличилось на 7 процентов, а число катастроф возросло на 7,8 процента. Между тем, именно в детстве, вместе с основами арифметики и грамматики нужно браться за изучение правил движения. Недаром старая польская пословица гласит: «Чего в молодости не выучил, того в старости знать не будешь». А к томц времени, когда дети станут взрослыми, знания, о которых идет речь, будут иметь первостепенное значение: ведь интенсивность движения возрастет в несколько раз. Пока же дети остаются детьми, взрослым нужно проявлять величайшую предусмотрительность и осторожность, чтобы обезопасить их жизни. Таковы идеи широкой кампании под названием «Стоп! Ребенок на дороге!», начатой в 1967 году по инициативе Автомобильного клуба польских журналистов. Сейчас это движение охватывает 11 воеводств страны, и число его участников непрерывно растет. Комитет, возглавляющий кампанию, объединяет представителей многих организаций, ведомств и институтов. В него входят журналисты и учителя, представители харцерских (пионерских) организаций, коммуникационных (транспортных) отделов и милиции. Войска Польского, Народного страхового общества и Польского автомобильного союза. Это деятельный коллектив добровольцев-энтузиастов, организующий и направляющий разнообразную по своим формам работу. Участниками движения «Стоп! Ребенок на дороге!» опубликовано в газетах и журналах 2100 материалов, посвященных безопасности движения, проведено 317 телевизионных и 410 радиопередач, 88 тысяч встреч и бесед в школах и лагерях молодежи. Организовано 32 постоянных и9 передвижных выставок по безопасности движения. Этой теме было посвящено 55 конкурсов детских рисунков, в которых участвовало 320 тысяч юных авторов. С основами правильного поведения на улицах дети знакомятся в школьных уголках безопасности движения. Их насчитывается 2430. Руководящие ими учителя прошли специальную подготовку в клубах и учебных центрах Польского автомобильного союза. При многих школах созданы и так называемые коммуникационные городки с имитацией улиц и перекрестков, где юные велосипедисты на практике осваивают правила движения. Чтобы отвлечь детей от игр на улицах, в польских городах построено 400 новых спортплощадок. Водители Варшавского войскового округа обратились ко всем водителям Войска Польского с призывом принять самое активное участие в кампании «Стоп! Ребенок на дороге!». Харцеры молодежной службы движения учредили в ряде воеводств специальные флажки для аккуратных водителей с надписью «Благодарим за осторожную езду!» А дети, отличающиеся безупречным поведением на улицах, получают значки «Я знаю правила движения». В Кракове для детей изготовлены специальные светоотражающие знаки на одежду. Они хорошо видны водителям в темное время. В Катовице школьники носят яркие белые береты. Инициативу журналистов-автомобилистов все активнее поддерживает широкая общественность страны. Принимаются все новые меры к повышению безопасности на дорогах. Так, в ходе нашей кампании только в Краковском воеводстве обновлено и установлено вновь 11 360 дорожных знаков. На главных магистралях они светящиеся. На двухстах километрах дорог нанесены линии разметки. Во всех городах и поселках воеводства четко обозначены пешеходные переходы. Результаты этой большой н многообразной работы уже начинают ощутимо сказываться. В начале статьи говорилось, что процент жертв дорожно-транспортных происшествий выше процента прироста автомобилей в стране. Однако применительно к детям картина начинает меняться в лучшую сторону. Число детей, погибших в автомобильных катастрофах, тоже увеличилось, но меньше, чем взрослых, а число раненых детей в целом по стране даже уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 2,1 процента, причем в воеводствах, участвовавших в кампании «Стоп! Ребенок на дороге!», — на 6 процентов. Надо сказать что уже второй раз активная деятельность по пропаганде и организации безопасности движения в воеводстве Катовице была отмечена первой премией Народного страхового общества, составляющей 250 тысяч злотых. Такую же премию получил комитет Познани. Премии министра коммуникации — по 150 тысяч злотых каждая — присуждены воеводству Быдгощ и городу Лодзь, а почетные премии Польского автомобильного союза — воеводствам Краков и Лодзь. Начатая журналистами-автомобилистами кампания «Стоп! Реоенок на дороге!» переросла свое первоначальное значение, превратилась в широкое движение, охватывающее большинство воеводств и городов. Благородное дело привлекает все новых сторонников и энтузиастов. — значит, все меньше будет катастроф на дорогах, меньше бессмысленных жертв. Казимир ВОЛЬФФ-ЗДЗЕНИЦКИ, г. Варшава президент автоклуба Союза журналистов Польши23