f t ) инишировал спортивный 1969-й. ^Как и предыдущие годы, он был наполнен разными по значению и масштабам соревнованиями автомобилистов и мотоциклистов. С наиболее важными из них «За рулем» уже познакомил читателей. Но спортивный календарь так велик, что осветить на страницах журнала все старты не представляется возможным. В материалах, которые будут публиковаться под новой рубрикой «Спортивное обозрение», мы намерены рассказать о тех проблемах, которые выдвигают те или иные спортивные события, о влиянии их на массовое развитие авто- и мотоспорта. Первое такое обозрение посвящается заключительным событиям минувшего сезона — всесоюзным первенствам по спидвею среди клубных команд и мотокроссу. Это были ДВЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ в летописи отгремевших спортивных баталий 1969 года. Оба чемпионата имеют много общего. И тот и другой стартовали ранней весной, а финишировали глубокой осенью. Сильнейшие спортсмены — участники этих чемпионатов выступали также в первенствах мира, но, к сожалению, гае добились заметных успехов. И, наконец, распределение мест на всесоюзных соревнованиях по спидвею и мотокроссу оказалось примерно таким же, как ив прошлом году. Снова чемпионом Советского Союза в мотогонках по гаревой дорожке стала уфимская команда «Башкирия». Победа досталась ей ценой огромных усилий. На протяжении многих туров опытные башкирские мастера Б. Оамородов, Г. Кадыров, Ф. Шайнуров, Г. Куриленко, Ю. Чекранов вместе с талантливой молодежью преследовали шедшую уверенной поступью команду «Восток». Успешное выступление гаревиков с берегов Тихого океана, — безусловно, главный приятный сюрприз закончившегося чемпионата. Только на самом финише уфимцам удалось обойти своих менее опытных соперников. В прошлом году любители гаревого спорта впервые познакомились с двумя представителями команды «Восток» — А. Павловым и В. Заплеш ным, которые пробились в финал личного первенства СССР. Впервые, потому что до сих пор дальневосточные спортсмены выступали в командных соревнованиях только в своем городе. Хорошее впечатление тогда произвел А. Павлов. Молодой гонщик уже зачислен кандидатом в сборную команду Российской Федерации по спидвею для участия вV юбилейной спартакиаде. Третье место в первенстве страны занял «Корд» из Валаково. Этот сравнительно небольшой город на Волге встает в ряд центров нашего спидвея. Достаточно сказать, что успех гонщиков «Корда» подкрепили их земляки из команды «Турбина», вышедшие на одно из первых мест в чемпионате по классу «Б». Аналогично развивались события и на чемпионате страны по мотокроссу в классах машин 250 и 500 см3 . И здесь на первое место претендовал ряд молодых гонщиков, не добивавшихся ранее почетных наград во всесоюзныхСпортивноеобозрение„ЗарулемиПОСЛЕСЛОВИЕ К СЕЗОНУсоревнованиях. Однако ни одному из них не удалось встать на высшую ступеньку пьедестала почета. За победу на чемпионате в тяжелом классе машин это право получил украинский гонщик В. Погребняк. После двух этапов он имел всего четыре очка. Но в двух заключительных, проходивших на трассах Ростова-на-Дону и Пятигорска, Владимиру не было равных. В итоге 6н набрал 20 очков — столько же, сколько и рижанин Д. Клявинып, но в активе Погребняка значились две победы. Это и решило судьбу золотой медали в пользу украинского гонщика. «Бронзу» завоевал молодой мотоциклист из латвийского города Вентспилса А. Ангерс. Казалось, что уверенная победа В. Кавинова (Львов) в классе 250 см 3 на третьем этапе в Ростове-на-Дону пошатнула лидирующее положение киевлянина Леонида Шинкаренко. Однако заключительный старт поставил все на свои места. Более опытному Шинкаренко удалось отстоять завоеванный им в позапрошлом году чемпионский титул. Кавинов довольствовался вторым местом, а москвич Е. Петушков — третьим. Итак, в числе призеров этих самых популярных в нашей стране чемпионатов по мотокроссу появились новые имена. Их могло быть больше, если бы такие молодые гонщики, как М. Растворцев, Г. Моисеев, П. Рулев (все Ленинград), А. Кибирин (Киев), В. Донис (Рига) и другие выступали более стабильно. Конечно, непостоянство их результатов имеет ряд причин. Об одной из них — тактических промахах — хотелось бы поговорить. Наверное, первый наказ, который получает Каждый начинающий мотоциклист от своего тренера, сводится к тому, что НЕ СКОРОСТЬЮ ЕДИНОЙ определяется мастерство спортсменакроосовика, что нужен тактический расчет. И все же эта аэбука мотоспорта порой забывается некоторыми гонщиками. Первый заезд на соревнованиях в Ростове-на-Дону уверенно выиграл В. Кавинов. Следом за ним финишировали Г. Моисеев и Л. Шинкаренко. Естественно, в следующем заезде Владимир должен был особенно внимательно следить именно за этими двумя соперниками. Так оно и казалось в начале гонки. Погоня, которую предпринял Кавинов, закончилась успешно: Моисеев и Шинкаренко остались позади, победа на этапе Владимиру уже была обеспечена. Но молодой гонщик все наращивает темп, стремясь во что бы то ни стало обойти и Е. Петушкова, который и не претендует на победу. Так, надрывая двигатель, безудержно расходуя собственные силы, Кавинов промчался еще неоколько кругов. В конце-концов он добился своего, и Петушков отстал, но так ли нужно было это Владимиру? Может быть, излишняя трата сил (прежде всего — нервной энергии) на третьем этапе и помешала выиграть решающий поединок в опоре за золотую медаль у Леонида Шинкаренко. На соревнованиях по мотокроссу происходят вещи, которые заставляют усомниться в правильности одного из организационных условий .наших многоэтапных первенств. Их расписание, как правило, таково: в субботу проводится официальная тренировка, воскресенье — день соревнований, а в понедельник — разъезд участников. В следующую пятницу спортсменов ждут организаторы очередного этапа. А вот, чем занимаются гонщики ОТ ПОНЕДЕЛЬНИКА ДО ПЯТНИЦЫ, организаторов не интересует. Обычно на следующий день после соревнований спортсменов просят освободить гостиницу. Организаторы мотокросса или шоссейно-кольцевых мотоциклетных и автомобильных гонок действуют в данном случае в соответствии с положениями о чемпионатах, где черным по белому написано, что участники обеспечиваются жильем только в течение трех дней. Куда же ехать спортсменам? Ведь по тем же положениям они должны прибыть к месту следующего старта только в пятницу. Все эти вопросы приходится решать тренерам и представителям команд. Одни из них идут в комитеты ДОСААФ, советы спортивных обществ, автомотоклубы и просят не выгонять своих подопечных на улицу, другие устраиваются, полагаясь на собственную изобретательность и изворотливость. В обоих случаях пропадает целых четыре дня. Мы много говорим о необходимости повышения мастерства основной массы спортсменов, особенно тех, которые живут вдали от наших признанных центров автомотоопорта. Как много пользы принесли бы местным гонщикам участники первенств страны, если бы не сразу уезжали после очередного этапа, а проводили бы совместные тренировки, показательные выступления. Они могли бы также побывать в гостях у тружеников промышленных предприятий, в первичных организациях Общества, стать активными пропагандистами достижений нашего спорта. Важность такой работы трудно переоценить. Итак, 1969-й финишировал. Взял старт и находится в пути уже новый спортивный сезон. Он пройдет под флагам V спартакиады, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Великому юбилею готовит в эти дни подарки — новые спортивные достижения — огромная армия советских автомобилистов и мотоциклистов. Б. ЛОГИНОВ25