ское» торможение удлиняет срок службы колесных тормозов и повышает безопасность движения. Стояночный тормоз включается поворотом рычажка пневматического крана. Рама и платформа самосвала сварены из высокопрочной стали. Рама состоит из двух лонжеронов коробчатого сечения переменкой высоты, соединенных поперечинами. Платформа — ковшового типа, усилена так называемыми контрфорсами — балками прямоугольного сечения. Опрокидывают ее назад на 55 градусов два телескопических гидроцилиндра, давление в которых достигает 100 атмосфер. Нам осталось сказать несколько слов о кабине. Она цельнометаллическая, двухдверная, двухместная с хорошей вентиляцией, отоплением и шумоизоляцией. Большая площадь остекления обеспечивает хорошую обзорность. Сиденье водителя регулируется по высоте. Все это в сочетании с легкостью управления создает хорошие условия для работы водителя. Испытания закончились успешно. Пройдет немного времени, и новые самосвалы станут на трудовую вахту. Лауреат Государственной премии главный конструктор завода 3. СИРОТКИН, инженеры В. ЩЕРБУНОВ, Ю. БЕХТЕРЕВ г. Жодино Техническая характеристика Грузоподъемность, 3т 75 Емкость кузова, м 40 Собственный вес, т 50 Мощность двигателя, л. с. 850—1500 при об/мин Длина, мм 9700 Ширина, мм 4900 Высота, мм 4400 База, мм 4300 Дорожный просвет, мм 725 Радиус поворота, м 9 Скорость, км/час 60 Запас топлива, л 800 Шины 24.00—49 БелАЗы «на марше». Впереди — родоначальник нового семейства. Фото В. Кошевого (ТАСС)ВозвращаяськнапечатанномуНЕЙТРАЛЬ «НА ОЩУПЬ»Опытные водители хорошо знают, какую пользу приносит накат, если им умело пользоваться. В городе он просто необходим — многочисленные помехи постоянно требуют снижения скорости. А за городом часто встретишь длинные пологие уклоны, и можно дать отдых двигателю и коробке передач. Накат позволяет уменьшить износ агрегатов и сэкономить топливо. Благодаря ему вы можете держать постоянно под контролем ходовую часть. Скажем, падение давления в шинах, «затирание» тормозных колодок, чрезмерное натяжение цепи (у мотоцикла) сразу привлечет внимание ухудшением наката. В свою очередь, умение ездить накатом может выручить вас, если, например, вдруг обнаружится, что вот-вот лопнет трос сцепления. Одним словом, у наката много достоинств. И не случайно мотолюбители стараются овладеть этим цриемом. Прошел такую школу «самоподготовки» и я. А побудило меня написать в журнал следующее. В апрельском номере «За рулем» за 1969 год в разделе «Советы бывалых» была напечатана короткая заметка «Вторая нейтраль на «Туле». Автор ее рекомендует делать дополнительно фиксированное нейтральное положение шестерен между третьей и четвертой передачами и для фиксатора пропилить лунку. Вот эта рекомендация и вызвала у меня возражение. Во-первых, здесь легко ошибиться: глубокая лунка может вызвать сбои при включении четвертой передачи, а мелкая вряд ли поможет, да и не* каждый отважится на такую переделку. Во-вторых, в этом нет нужды, так как каждый мотоциклист может научиться устанавливать нефиксированную нейтраль между любыми передачами на всех машинах, и даже на имеющих автоматы сцепления (как на «Яве», «ИЖ-Юпятере»). В этом меня убеждает и собственная пятнадцатилетняя .практика езды на мотоциклах разных марок, и опыт всех, кого мне довелось обучить такому методу. Могу добавить, что мой ИЗК-49 прошел уже более 200 тысяч километров (из них, как я подсчитал, 15 процентов накатом) и находится в хорошем состоянии. А теперь о самом методе. Видимо, каждый, особенно на первых порах, нервничал, когда передача «не вошла». Научитесь сознательно использовать эти промахи времен обучения — и вы получите возможность двигаться накатом — выключать передачу, «нащупывать» нейтраль между любыми передачами. При достаточном опыте вы сможете это сделать, даже не выключая сцепления, в то время, когда коробка передач не передает крутящего момента (ни от двигателя, ни от колеса). Если вы натренируетесь улавливать это мгновение, легкое нажатие на педаль переключения будет четко устанавливать нейтраль. Прежде всего надо научиться включать нейтраль после движения на высшей передаче. Делается это так. На скорости не более 60 км/час быстро прикройте дроссель, одновременно выжмите сцепление и осторожно нажмите на педаль переключения. Почувствовав, что фиксатор передачи освободился (педаль дальше идет легко), отпустите рычаг сцепления, не прибавляя газа. Если передача не выключилась, немедленно выжмите сцепление, «довключите» высшую передачу и, прибавив газ, повторите все сначала. Помните, что нейтраль безотказно включается только тогда, когда шестерни коробки передач не нагружены. Иначе при нажатии на педаль переключения придется преодолевать не только сопротивление фиксатора, но и трение в шлицах или зубьях шестерен. В этом случае по инерции можно проскочить даже фиксированную нейтраль. И еще совет — пятка ноги должна иметь твердую опору, а положение педали на шлицах валика переключения — быть удобным для нажатия носком. Включать нейтраль вверх посложнее. Тут, только когда нейтраль ставится вами почти автоматически, рефлекторно, можно отказаться от выжима сцепления. В зависимости от дорожных условий и скорости мотоцикла после движения накатам можно включать и высшую и низшую передачу, или же вы с установленной нейтралью будете двигаться до полной остановки. Может, однако, случиться, что при переходе с нейтрали на одну из низших передач последняя будет проскакивать фиксатор. У некоторых ижевских мотоциклов это случается при переходе на вторую передачу после движения на нейтрали между второй и третьей передачами. Приобретенный опыт подскажет вам, как поступать в этом случае. Некоторые водители включают «непослушную» передачу в два приема — сначала передвигают педаль немного вверх, затем вниз. Другие не до конца двигают педаль вниз, ощущая щелчок фиксатора. На всех мотоциклах и мотороллерах, не имеющих автомата выжима сцепления, в момент нажатия на педаль переключения нейтраль легко и четко устанавливается между любыми передачами, конечно, когда привод переключения не заедает и двигается свободно. Итак, мой совет — не делать лунки фиксатора в месте, где они не предусмотрены конструкторами, а научиться ездить так, будто они уже есть, короче, находить нейтраль «на ощупь». От этого будет польза и мотоциклисту, и мотоциклу. Ю. ГРИГОРЕНКО г. Краснодар 17