Отдыхая на турбазе в живописном Цейском ущелье, я оказался невольным свидетелем происшествия, леденящего душу. С крутого относа в бурный Цейлон свалился автобус «Кубань» с пассажирами. Деревья, росшие по склону, несколько смягчили падение, но без жертв не обошлось. В автобусе ехали участники художественной самодеятельности Дома культуры колхоза «Хомалагский» Правобережного района Северо-Осетинской АССР — четырнадцать молодых людей в возрасте от 14 до 21 года. Как же это случилось? Вот что рассказал по этому поводу начальник Мизурского поселкового отделения милиции М. Байсангуров, выезжавший с оперативной группой на место происшествия. — Езда по горным дорогам, а тем более на участке Военно-Осетинской дороги, ведущем в Цейсное ущелье, требует от водителя большого опыта, особой сноровки и осторожности. Малейший промах ведет к беде. Не всякому можно здесь доверить руль машины, а тем более автобуса с людьми. За рулем же «Кубани», потерпевшей аварию, оказался водитель третьего нласса Владимир Кабоев с совсем малым стажем работы. До Цея он довел машину благополучно. При выезде же с турбазы, на краю откоса автобус занесло, и он рухнул вниз. В происшедшем виноват, разумеется, не только Кабоев. По всей строгости закона мы вправе спросить ис тех, кто направил его в этот рейс. Е. ПОПОК Фото авторане случитьсяавтомобилей прежде всего направлены на улучшение условий его работы, на повышение надежности и безопасности движения. Установка гидро- и вакуумных усилителей в рулевом управлении ив приводе рабочих тормозов, использование новых фрикционных материалов, увеличение обзорности, противотуманные фары и дополнительные сигналы маневрирования — вот далеко не полный перечень новинок в отечественном автомобилестроении последних лет. Но есть у нас и другие долги перед водителями. Анализ факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий, показывает, что в городах и на дорогах можно организационными мерами, лучшей информацией о характере и особенностях пути, техническими средствами регулирования движения в отдельных местах практически исключить дорожные происшествия, а в других — уменьшить их вероятность или облегчить последствия. Тому немало примеров. В Запорожье на проспекте Ленина у центрального рынка каждый год мы регистрировали до пяти несчастных случаев с пешеходами. После сооружения подземного перехода и установки легких ограждений здесь в течение вот уже двух лет не было ни одного наезда. Создание монтажно-эксплуатационных участков при органах Госавтоинспекции значительно расширяет ее права и возможности в организации движения. Однако строительные нормы и правила на проектирование дорог общего пользования явно устарели, пришли в противоречие с требованиями сегодняшнего дня и становятся помехой. Нередко при строительстве дорог не выделяются ассигнования на элементы дорог, обеспечивающие безопасность движения, скажем, на тротуары в населенных пунктах и т. п. При отсутствии таких ассигнований не дает эффекта и порядок согласования проектов строительства дорог с органами ГАИ. К тому же, когда принимается законченная строительством автомобильная дорога, решающее слово, как правило, за представителями заказчика (облдоруправление, его райотделы) и подрядчика. И те и другие заинтересованы и готовы принять дорогу в любом состоянии, особенно если уже прекращены ассигнования из-за невыполненных объемов работ. Утверждает акт государственной комиссии тот, кто ее назначает, — начальник облдоруправления. Не ясно ли, что при таком положении и дорога, явно не обеспечивающая безопасность движения, не отвечающая нормативам, может быть принята в эксплуатацию даже при возражениях представителя Госавтоинспекции. В этом, на мой взгляд, одна из главных причин того, что и сегодня кое-где вводятся в действие дороги без всякого обустройства, а зачастую с неудовлетворительным состоянием земляного полотна и дорожной одежды. Заканчивая, хочу еще раз подчеркнуть: в комплексе «человек—автомобиль—дорога» все составляющие важны, и в каждой из них есть резервы, которые надо привести в действие. В то же время как производительность, так и безопасность движения транспорта зависят главным образом от водителя, его квалификации, его моральной подготовки. В печати порой, когда речь заходит о дорожных происшествиях, улицу или дорогу сравнивают с полем боя, где льется кровь. Не решая сейчас, насколько правомерно такое сравнение, -скажу о другом — надо сделать все, чтобы транспортом не управляли те, о ком мы заведомо знаем, что они могут на этом «поле» пролить чью-то кровь. Я. ЛЕЙБИХИН, начальник ГАИ УВД Запорожского облисполкома г. Запорожьет23