МАРШРУТЫМАРШРУТЫ..К итогам конкурса на призы журналаА. ЛЯПИДЕВСКИЙ, Герой Советского Союза, председатель жюри конкурса Вот снова подводятся итоги заочных соревнований автомототуристов. Они были посвящены славной дате — 50-летию образования СССР. Конкурс «Страна моя любимая», организованный журналом «За рулем», помогал туристам выбирать самые разнообразные маршруты походов, в которых можно было познакомиться с огромным многообразием жизни нашей Родины, с ее героической историей, славным настоящим. Понятен тот интерес, который вызвали заочные соревнования у автомотолюбителей. С резким ростом производства автомобилей и мотоциклов в девятой пятилетке все большее число людей садится за руль собственной машины. Автомобиль и мотоцикл становятся для них средством, с помощью которого можно хорошо отдохнуть, провести отпуск, лучше узнать родную страну, набраться сил для плодотворного труда. Неудивительно поэтому, что в заочные соревнования включались туристы из многих районов страны — москвичи, ленинградцы, киевляне, жители Кавказа и Прибалтийских республик, Владивостока, Барнаула, Новосибирска, ряда городов Средней Азии. Люди самых разных специальностей — шоферы, геологи, конструкторы, станочники, военнослужащие, преподаватели вузов и техникумов, студенты, пенсионеры, школьники — группами ив одиночку отправлялись в поход по родной стране. Города и села, лежавшие на маршруте, представали перед ними во всей красоте трудовой жизни. С большой гордостью отмечают участники путешествий успехи в коммунистическом строительстве, достигнутые трудящимися союзных и автономных республик. Взволнованные строки читаешь в каждом отчете. Да, многое повидали и узнали участники конкурса. Одни из них отправлялись по давно уже знакомым маршрутам (главным образом, южным), другие — а их большинство — выбирали тематические путешествия. Здесь посещение мест, связанных с революционными, боевыми и трудовыми подвигами советских людей, и крупнейших строек девятой пятилетки, и новых промышленных районов, и знакомство с родственными предприятиями. Навсегда остались в памяти народа тяжелые годы Великой Отечественной войны. Священны имена тех, кто отдал жизнь за свободу и счастье советских людей. Города-герои Москва, Ленинград, Киев, Севастополь, Одесса, Волгоград, крепость-герой Брест — символы несгибаемого мужества, беспредельной любви к Родине нашего народа — и на этот раз были в маршрутах многих участников конкурса. «Нам, видевшим войну только в фильмах и кадрах военной кинохроники, представилось, что было в Ленинграде и других местах, где проходили рубежи обороны. Мы глубже осознали, какой ценой была достигнута Победа. Долго в этот вечер сидели у костра, вспоминая, что мы знаем и читали о войне. Сейчас найденные в этих местах осколки от снарядов, гильзы и патроны храним как память о тех, кто завоевал нам все, что считаем теперь таким обычным, — любимую работу, учебу, отдых». Это строки из отчета группы мотоциклистов Уральского автозавода (руководитель Л. Маляренок). Очень многих участников конкурса привлекли места, связанные с минувшими битвами Великой Отечественной войны. Интересен отчет мотоциклиста В. Куща (г. Жданов), который путешествовал по Украине, Белоруссии и Молдавии. С удовлетворением пишет он о том, что немало воинов, освобождавших Полтаву, Кременчуг, Краснодар, Золотоношу, сейчас почетные граждане этих городов. Всюду стоят обелиски и памятники погибшим воинам, во многих музеях хранятся оружие, личные вещи героев. А бывший артиллерист Г. Амиров из Ишимбая (Башкирская АССР) решил показать сыну и дочери места, где проходила его фронтовая молодость. В пути глава семьи знакомил своих уже взрослых детей с боевыми друзьями, делился с пионерами воспоминаниями о боях за освобождение Батайска и Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков. И как главный итог этого интересного путешествия — незабываемые впечатления об успехах, достигнутых за годы послевоенного строительства. Столь же интересны походы молодых туристов из Тулы (под руководством М. Ключникова), совершивших путешествие в Мурманскую область, где отважно сражался их земляк дважды Герой Советского Союза Б. Сафонов, мотоциклистов из Тольятти (руководитель В. Бидин), которые привезли горсть родной земли из села Васильевки, что в Поволжье неподалеку от Тольятти, на могилу Героя Советского Союза Б. Никонова, погибшего в боях за освобождение Эстонии. И у них были взволнованные встречи с молодежью, воинами Советской Армии, с честью продолжающими дело отцов и старших братьев. С интересом знакомишься с теми отчетами, авторы которых совершили путешествия по центральным районам Европейской части СССР, Прибалтике, Украине, Белоруссии, Дальнему Востоку, Казахстану, республикам Средней Азии и Кавказа. Новые города и стройки, гидроэлектростанции и заводы, преображенные пустыни, — словом, наглядные результаты созидательного труда, представавшие взору буквально на каждом шагу, надолго остались в памяти участников конкурса. Походы стали для них настоящей школой патриотизма. «Набережные Челны, — пишет О. Семакин из Новосибирска после посещения района, где сооружается автогигант, — это бурное кипящее строительство, это молодость и гордость Татарии». «Каширская ГРЭС и Волжская ГЭС им. В. И. Ленина запечатлелись в нашей памяти наглядными реальными ступенями гигантской диаграммы роста страны», — делятся наблюдениями мототуристы Курского медицинского института. Радостно то, что наряду со взрослыми автомототуристами самое активное участие в конкурсе принимали пионеры и школьники. В этом лишний раз проявляется преемственность поколений, стремление молодежи прикоснуться к революционным, боевым и трудовым подвигам народа. Интересные походы, знакомящие с сегодняшним днем промышленного Урала, с его заводами, с историей этой кузницы страны, совершили на мотоциклах ученики 106-й и 91-й школ Свердловска, а их ижевские сверстники отправились в автомотопробег по своему родному краю. Вот еще какая закономерность вырисовывается, когда читаешь конкурсные работы. Лишний раз убеждаешься в старой истине — вовсе не обязательно ис-ф.j |JL&0КлЖI i