Старты дляКаждому, пожалуй, знакома эта картина — десятки мотоциклов возле проходной завода, фабрини, автопредприятия, правления колхоза или совхоза. Двух- и трехколесные машины быстро доставляют своих владельцев на работу ис работы, к месту отдыха, одним словом, служат верой и правдой как личное транспортное средство. И естественно, каждый мотоциклист (а их у нас миллионы) стремится освоить самые совершенные приемы вождения, не прочь обменяться опытом с товарищами. А отсюда, к ак говорится, рукой подать до соревнований, до спорта. Короче, я убежден, что в громадном большинстве эти люди готовы участвовать в простейших соревнованиях, и их правомерно считать потенциальными спортсменами. Я дважды был главным судьей на спортивных встречах мотолюбителей и видел, с каким горячим желанием они выходили на старт. В минувшем году это были Всесоюзные однодневные военизированные соревнования на личных мотоциклах в Рожище на Волыни. В многоборье входили испытания на старте (бег на 20 метров и быстрый пуск двигателя), нросс на простейшей трассе, стрельба и гранатометание. По накалу спортивной борьбы соревнования напоминали мне первенства по мотокроссу, где выступают уже опытные спортсмены. Собственно, т аки должно быть. В Рожище состязались мотоциклисты со спортивным стажем. Они до этого показали высокие результаты у себя в области, республике. Теперь им доверили выступать на встрече всесоюзного ранга. Для спортсмена-мотолюбителя такие соревнования являются вроде бы потолком, если он, конечно, не шагнет со временем в большой спорт. Кстати, такие примеры уже есть. Всесоюзные и республиканские соревнования играют большую роль в популяризации спорта среди мотолюбителей, стимулируют проведение встреч по такой же программе на местах. И все-таки надо признать, что местные состязания еще не получили достаточного размаха. Свидетельство тому и письмо товарища Волотова. Мне хотелось бы поделиться мыслями о том, к ак сделать состязания владельцев личных мотоциклов более доступными, а значит, и более «всеобъемлющими». Я, в частности, не уверен в том, что всюду надо проводить соревнования по программе, о которой шла речь выше.Дорогая редакция! Не раз читал в журнале о соревнованиях владельцев личных мотоциклов на призы журнала «За рулем». Очень хотел Сы принять в них участие. Расскажите, пожалуйста, кто организует такие соревнования, где они будут проходить, С. БОЛОТОВ, Тамбовская область, г. Уварове Это письмо — еще одно свидетельство возрастающего интереса к военно-прикладным соревнованиям владельщев мотоциклов, получающим в последние годы все большее распространение. Мы попросили ответить на вопросы читателя мастера спорта Л. ВРАТКОВСКОГО, бывшего главным судьей первых таких соревнований на призы журнала «За рулем». Публикуемый здесь ответ в большой мере адресован комитетам, автомотоклубам, спорттехклубам ДОСААФ. Автор вносит конкретные предложения, направленные иа развертывание массового мотоспорта. Они приобретают особое значение накануне Ш пленума ЦК ДОСААФ СССР, в повестке дня которого стоит вопрос о дальнейшем развитии военно-технических видов спорта.Она, безусловно, интересна и увлекательна, но нельзя не признать и того, что организация таких состязаний представляет вполне определенные сложности. Требуется и подбор специальной трассы, немало опытных судей. Это подсилу не каждому комитету ДОСААФ, особенно если говорить о первичных, районных и городских организациях. Где же выход? Не открою Америки, если скажу , что есть у нас такие общедоступные соревнования, к ак фигурное вождение, однодневка, разгон — торможение, организовать которые не составляет большого труда. Подобные встречи иногда проводятся, но удивительно тускло, малоинтересно. К ак это ни странно, их устраивают обычно в таком месте, где почти никогда не увидишь зрителей. Между тем на любом предприятии, в совхозе или колхозе, к ак правило, бывают спортивные праздники. Почему бы не включать в их программу соревнования мотоциклистов? Это жеnoi силу первичной организации ДОСААФ. Правда, надо будет потрудиться —выявить заранее желающих, определить программу, подобрать судей, разметить площадку и т. д. Мне представляется, что программа соревнования (скажем, на звание «Лучший мотоциклист») могла бы состоять из таких элементов. Во-первых, фигурное вождение, причем вовсе не обязательно брать все десять упражнений (они показаны в журнале «За рулем», 1972, № 2). Можно ограничиться пятью-шестью, которые наиболее зрелищны. Во-вторых, разгон — торможение. И наконец, конкурс знатоков правил дорожного движения — два-три вопроса каждому участнику. Конечно, это только примерная программа. Бесспорно, тут могут быть разные варианты. Важна суть: увлечь мотоциклистов, принести и им, и зрителям большое удовлетворение. Еще раз только напомню об одном обязательном условии — хорошей организации. Возможности для проведения таких соревнований у нас безграничны. Эти возможности нередко, кан говорится, прямо под ногами. И жаль, что мы проходим мимо них. Не берусь даже сосчитать, сколько ежегодно организуется в стране первенств городов, областей, республик по мотокроссу, различных традиционных соревнований. Среди зрителей обычно масса мотоциклистов. Закончатся официальные старты, и глядишь, несколько отчаянных на собственных машинах начинают штурмовать крутые подъемы, по которым тольно что мчались опытные спортсмены. Прямой укор организаторам — они провели соревнования для двух или трех десятков гонщиков и ничего не сделали для того, чтобы те зрители, ноторые прибыли на своих мотоциклах, вступили на спортивный путь. Разумеется, я не за то, чтобы рядовые мотолюбители стартовали с мастерами спорта или перворазрядниками в одном заезде или по той же трассе. Просто, сама собой приходит мысль: а почему бы не провести встречу и тех, кто еще не стал спортсменом, но с удовольствием выйдет на трассу. Все здесь зависит от организаторов, их возможностей, от того, каким спортивным активом они располагают, сколько времени занимают основные соревнования и сколько отведено на перерывы. Наверное, есть смысл во время одного из перерывов дать старт скоростному подъему, который нетрудно провести на одном из участков кроссовой трассы. Или, пока судьи будут подводить итоги кросса, провести конкурс знатоков правил движения, мотослалом, а может быть, соревнование по «фигурке» или медленной езде. Площадка для последних нужна небольшая. Если нет подходящих условий, не лишне воспользоваться присутствием многочисленных зрителей, чтобы объявить им, где, когда, в какое время и по какой программе пройдет встреча мотолюбителей, пригласить всех желающих принять в ней участие. Иные комитеты ДОСААФ, к сожалению, еще недооценивают соревнований владельцев личных мотоциклов, не учитывают того, что они — важное средство привлечения молодежи к оборонномассовой работе. А жаль. Полнокровнее, содержательнее стала бы жизнь в этих организациях, устраивай они такие встречи. Ведь если говорить о массовости, то среди военно-технических видов спорта по возможностям мотоциклетный уступит разве что только стрелковому. Таков ответ тов. Болотову на вопрос, кто должен проводить соревнования владельцев личных мотоциклов. Они пройдут успешнее, если комитеты ДОСААФ привлекут н этому комсомольские организации, органы ГАИ, спортивные общества. Но и сами мотолюбители могут и должны проявлять активность, инициативу, настойчивость в поисках интересных форм спортивных состязаний и, конечно, принимать практическое участие в их организации. Что же касается того, где будут соревнования в текущем году, то, к акуже сообщалось (см. «За рулем», 1973, N» 2), всероссийские состоятся в Пензе 22 — 2 4 июня, а всесоюзные — в Вильнюсе 13 — I S июля. А им, к ак это уже заведено, будут предшествовать массовые старты в районах и городах, краях, областях. получилось так, что я вышел за рамки вопросов, прямо поставленных в письме. В его авторе мне увиделся один из многих тысяч людей, которые готовы выйти на старты, и невольно захотелось поделиться с читателями — и мотолюбителями, и организаторами спорта в клубах и номитетах ДОСААФ — мыслями и наблюдениями, накопленными за многие годы активного занятия мотоспортом, организации и судейства соревнований.лф#Перед соревнованиями на личных мотоциклах в городе Крымске ский край). Участники возлагают венки к памятнику на Сопке героев.(КраснодарФото В. Ширшова8