ФИАТ-132С выпуском модели ФИАТ-132 один из ведущих на континенте автомобильных концернов нацеливается на бурно развивающийся в Западной Европе рынок автомобилей средних размеров с двигате3 лями до 2000 см . Машина, выставленная на этот рынок, должна быть способна вылиниями двух смежных цилиндров, так называемый базовый размер блока, теперь увеличено до 91 мм. Новый блок дает возможность и дальше повышать рабочий объем увеличением диаметра цилиндров. Это позволило разработать две модификации: с диаметром цилннд-ВЕСТИ С «ЦРВЕНЫ ЗАСТАВЫ»Автомобиль, который вы видите на снимке, — новая модель югославского автозавода «Црвена застава» в Крагуеваце. Это пятиместная машина «Застава-101», получившая уже высокую оценку. Она появилась на улицах югославских городов в минувшем году. А в 1973-м должно быть выпущено 55 тысяч автомобилей новой модели. Известно, что завод «Црвена застава» делал до сих пор в основном легковые автомобили. Его продукцию достойно представляют «Застава-750» и «Застава-1300» — наиболее распространенные в Югославии. В конце минувшего года автостроители Крагуеваца приступили к производству новых грузовиков «Застава-35» и «Застава-40» грузоподъемностью в 3,5 и4 тонны. Одновременно готовятся к выпуску автомобили грузоподъемностью в 2,5 тонны.тДва варианта новой модели, которые будут выпускаться параллельно: обычный, справа — «Снечиаль». держать жесткую конкуренцию. Это обстоятельство вынудило конструкторов отказаться от установившейся практики использования готовых узлов и агрегатов от ранее выпускавшихся машин и создать модель практически заново, за исключением двигателя. Однако принципиально новых конструктивных решений в ФИАТ-132 нет. Четырехцилнндровый мотор, устанавливаемый на модели «132», является про. дуктом постепенного развития конструкции агрегата, ранние варианты которого применялись на моделях «124 спорт» и «125». У него два верхних распределительных вала, расположенные в головке блока и приводимые не цепью, а зубчатым ремнем. Расстояние между осевымислева —' I"1'тра таким же, как у мотора модели «125». и увеличенным на 4 мм. Обе модификации снабжены двухкамерным карбюратором и имеют регулировку, обеспечивающую наиболее пологое протекание кри- | вой крутящего момента при числе оборотов более 2000 об/мин. Двигатель ФИАТ-125 имел рабочий объ. ем 1608 см3, что ставило машину в невыгодные условия на соревнованиях, где обычно 3предусмотрены классы 1600 и 2000 см . На модели «132» с учетом 3этого рабочий объем доведен до 1592 см . Для потребителей, заинтересованных в улучшении динамики автомобиля, взамен обычной четырехступенчатой коробки может быть установлена пятиступенчатая с повышающей пятой передачей.Завод постоянно модернизируется, строятся новые цехи. Производство автомобилей в 1973 году возрастет здесь до 140 тысяч, то есть примерно на 20 процентов. Увеличиваются поставки автомобильных деталей в Советский Союз, Польшу. Венгрию и Италию.ЛИШНИЙ КОЗЫРЬ «ДАЙМЛЕР-БЕНЦА*В марте в московском парке «Сокольники» проходила выставка фирмы «Даймлер-Бенц», одной из старейших и сакых значительных в ФРГ. Половина ее продукции идет на экспорт в 155 стран; кроме того, ей принадлежат автозаводы в Бразилии, Аргентине, Индии. В самой ФРГ у фирмы восемь предприятий. В г. Унтертюргейме изготовляются двигатели и узлы шасси для легковых машин, а в г. Зиндельфингене идет их сборка. Тяжелые грузовики и автобусы сходят с конвейеров в Маннгейме и Гаггенау, а грузовики малого тоннажа и небольшие автобусы производит филиал в Дюссельдорфе. Делает кабины для всех грузовиков и ведет сборку грузовиков среднего тоннажа завод в Верте, на запчастях специализируется отделение в Бад-Хомбурге, а на стационарных и судовых дизелях — филиал в Мариенфельде (Западный Берлин). На выставке в Сокольниках экспонировались почти все виды автомобилей марки «Мерседес-Бенц», выпускаемые фирмой, в том числе лесовозы, пожарные автомобили, самосвалы, легковые машины. Здесь мы знакомим читателей с одной из последних легковых моделей. Совсем недавно двигатели с распределительными валами в головке можно было встретить лишь на гоночных и спортивных машинах. По сравнению с моторами, имеющими штанговый привод клапанов, у них была выше удельная мощность, но из-за большей сложности они считались дорогими для массового производства. Сегодня уже три десятка заводов и среди них наши АЗЛК, ижевский, ВАЗ выпускают легковые автомобили с такими двигателями. Следующим шагом в этом направлении стало крупносерийное производство моторов двумя распределительными валами головке цилиндров. «Двухвальные» модели сходят с конвейеров восьми предприятий — «Альфаромео» и ФИАТ (Италия), «Тоёта», «Датсу н» и «Исудзу» (Япония), «Ситроен» (франция), «Форд» и «Ягуар» (Англия). . В 1972 году к ним присоединилась фир- * ма «Даймлер-Бенц» (ФРГ), которая таким образом получила лишний козырь в борьбе с соперниками на рынке. ОнаКОРОТКОА втобусный завод «Чавдар» в НРБ постоянно расширяется. К 1975 году его производственная мощность достигнет 1500 автобусов в год.•••В ГДР проходят испытанияопытные образцы новой модели «Вартбурга». Ее двухдверный четырехместный кузов имеет заднюю часть типа «фйстбэк» и прямоугольные фары.•••Автомобильная промышленность Браз илии , в ыпускающаясвыше 500 тысячмашинв год, находится во власти инос транных монополий. Львиная доля в производстве (65 процентов) принадлежит филиалу концерна «Фольксваген» (ФРГ), 34 процента автомобилей дают филиалы американских фирм «Форд», «Шевроле» и «Крайслер» и только один процент приходится на отечественные заводы.•••Средний годовой пробег легковой машины, принадлежащей автолюбителю, составляет: в Швейцарии — 17 тысяч километров; в ФРГ — 16,7; в США — 15,5; в СФРЮ — 14,8; в Канаде — 14,5; в Италии иШвеции — 14; в Англии — 13,2. Эти данные опубликованыв чехословацком журнале «Свет мотору».36