кать интересное, запоминающееся, героическое за многие тысячи километров. Неизгладимое впечатление оставляют и ближние походы по родному краю, историю которого далеко не все достаточно хорошо знаю.. Как, например, не приветствовать путешествие мотоциклистов «Дальзавода» (руководитель А. Короткое), которые знакомились с историей установления Советской власти на Дальнем Востоке, с промышленным развитием этого района нашей страны. И в этой связи с сожалением приходится отметить, что некоторые участники конкурса, погнавшись за километражем, упустили очень много важного. Пробегами на 12—15 тысяч километров сегодня никого не удивишь. За этими многонедельными, напряженными марафонами упускается главная цель туризма. Ведь «переварить» впечатления, оставшиеся от длительных путешествий, очень и очень трудно. А что сказать об усталости, накапливающейся в течение подобного пробега? И самое горькое, как правильно говорит о таких путешественниках Б. Полторацкий, автотурист из Кисловодска: «Не останавливаясь, они проскакивают мимо скромных памятников и величественных обелисков. А жаль. Как иногда много славных, героических историй могут рассказать немые свидетели прошлого». Иногда диву даешься тому, как малоопытные туристы отправляются в далекий поход, не познакомившись с родным краем, близкими местами, рискуют двигаться ночью по совершенно незнакомой дороге, пускаются в заведомо сложное путешествие, не удосужившись как еле- • дует узнать, а что же их ждет впереди, хотя обладают для этого всеми возможностями. Ведь одного атласа автомобильных дорог — любой квалифицированный турист это знает — мало для составления плана, маршрута, графика похода. Каждое путешествие следует хорошо продумать и совершать его необходимо так, чтобы оно дало возможность и хорошо отдохнуть и познать новое. Как раз из этого во многом и исходило жюри, оценивая отчеты, присланные на конкурс. Хочется сделать еще одно замечание, возможно выходящее за рамки работы жюри , но, тем не менее, самым тесным образом связанное с конкурсными походами. Как часто, просматривая материалы, поступившие на конкурс, мы читали слова благодарности в адрес комитетов ДОСААФ и комсомола, оказывавших помощь и поддержку участникам походов. И как часто в то же время встречаются в отчетах — иногда звучащие с туристским юморком, а порой ис нескрываемой обидой — сетования на различные трудности, которые в изобилии встречаются на пути автомотопутешественников. Это и примелькавшиеся таблички «Мест нет» в кемпингах и мотелях,которые, казалось бы, и строились специально для автомобилистов и мотоциклистов, это и перебои с продажей бензина тем, кто не имеет талонов (а их не всегда приобретешь), это и «проверка интуиции» водителей, которым предлагается без дорожных зкаков найти платные стоянки в городе, кратчайший путь через населенные пункты на основную магистраль, и другое. Все эти вопросы ждут решения. Особенно важно напомнить о них сейчас, когда много делается для Совершенствования и дальнейшего развития сферы обслуживания. Честное слово, автомототуристы заслуживают более внимательного к себе отношения. Они не скупятся нат РУДы и расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля и мотоцикла, они мирятся с неудобствами, которые так или иначе встречаются на пути. И все это ради того, чтобы лучше увидеть жизнь, нашу советскую жизнь во всей ее красоте и величии. То, что не раскрывается из окна поездами дома отдыха. А увиденное, пережитое "ими становится достоянием многих.Называем лауреатовЖюри рассмотрело свыше ста отчетов, лучший маршрут, и решило наградить: ПЕРВОЙ ПРЕМИЕЙ — группу мототуристов из г. Миасса Челябинской области (руководитель Л. Маляренок), котор ая совершила путешествие по городам Урала, Поволжья и другим районам РСФСР и побывала в Уфе, Куйбышеве, Пензе, Москве, Ленинграде, Новгороде, Калинине; школьников-мотоциклистов из с. Архангельское Тульской области (руководитель П. Калмыков), поставивших целью своих двух походов посетить Брест и Волгоград; в 1971 году маршрут пролегал через города Орел, Брянск, Минск, Брест, Смоленск, Калугу, а в следующем — через Воронеж, Волгоград, Миллерово; группу мототуристов из г. Клайпеды Литовской ССР (руководитель И. Черноусая), путешествовавших по пяти республикам; они знакомились с Ригой, Тарту, Псковом, Калинином, Курском, Черниговом, Минском. ВТОРОЙ ПРЕМИЕЙ — группу мототуристов из г. Тольятти (руководитель В. Бидин), которые решили посетить места. где жил и участвовал в боях их земл як Герой Советского Союза Е. Никонов. туристы посмотрели города Горький, Фурманов, Иваново, Ленинград. Москву. Таллин, Великие Луки, Куйбышев; группу мототуристов из г. Челябинска (руководитель Л. Курных), они совершили поход по городам Урала, Поволжья, и других районов РСФСР, Украине; их маршрут Сатка — Караидель — Набережные Челны — Казань — Москва — Орел — Киев — Одесса; школьников-мотоциклистов из г. Свердловска (руководитель В. Смирнов), которые знакомились в двух походах с Уралом — Белоярским. Камышловом, Невьянском, Нижним Тагилом, Миассом, Златоустом, Челябинском, Каменск-Уральским. ТРЕТЬЕЙ ПРЕМИЕЙ — группу мототуристов из г. Тулы (руководитель М. Ключников); их курс — Мурманская область, туляки посетили Москву, Ленинград. Петрозаводск, Кемь, Мурманск, Череповец, Вологду, Ярославль (маршрут для опытных мототуристов); школьников-мотолюбителей из г. Ижевска (руководитель А. Новиков), совершивших поход по Удмуртии — Сарапул — Воткинск — Балезино — Глазов — Вавож; автотуриста из г. Волгограда А. Пугаченко, путешествовавшего по городам Украины, Белоруссии и Молдавии; он посетил Краснодон, Ворошиловград, Харьков, Полтаву, Киев, Бобруйск. Минск, Кишинев, Одессу, Николаев, Кривой Рог. присланных участниками конкурса на ПООЩРИТЕЛЬНОЙ ПРЕМИЕЙ — В. Орлова из г. Брянка Ворошиловградской области, совершившего на мопеде поход по Украине и Молдавии; его маршрут Харьков — Лубны — Киев — Львов — Ужгород — Кишинев — Одесса; группу мототуристов из г. Владивостока (руководитель А. Коротков), маршрут которых проходил по Дальнему Востоку — Ивановка — Арсеньев — Иман — Кавалерово — Лазо — Сучан; группу мототуристов из Москвы (руководитель Е. Снежкин), которые побывали на Украине, в Белоруссии, Литве и Латвии; их маршрут Харьков — Львов — Брест — Вильнюс —Рига; автотуриста из г. Ишимбая Г. Амирова. Он путешествовал по РСФСР. Украине и Белоруссии по маршруту Казань — Горький — Владимир — Москва — Орша — Чернигов — Винница — Умань — Днепропетровск — Ростов-на-Дону — Волгоград — Саратов — Ульяновск; группу мототуристов из г. Новосибирска (руководитель Л. Шабанов). Их путь — РСФСР, Казахстан, республики Средней Азии; они посетили, в частности, города Барнаул, Усть-Каменогорск. Аягуз, Талды-Курган. Алма-Ату, Фрунзе, Джамбул, Чимкент. Ташкент, Самарканд, Бухару. Каган (поездом). Красноводск, Баку, Сухуми, Новороссийск (маршрут для опытных туристов); группу мототуристов из г. Владивостока (руководитель Ю. 'Гриванов), совершивших поход по маршруту Владивосток — Находка — пароходом до Магадана — Кадыкган — Хандыга — пароходом до Усть-Татта — Якутск — Чульман —Большой Невер — Биробиджан — Хабаровск (маршрут для опытных туристов); группу автотуристов из г. Сатка Челябинской области (руководитель А. Шевяков), которые побывали в Кустанае, Кокчетаве. Петропавловске, Кургане, Свердловске, Дуване; группу автотуристов из г. Ленинграда (руководитель Г. Глущенко); их маршрут Ленинград — Таллин —- Рига — Вильнюс — Бобруйск — Чернигов — Киев — Львов — Минск — Смоленск — Москва; группу мототуристов из г. Душанбе (руководитель Д. Дрокин). проделавших путь Душанбе — Бухара — Самарканд — Душанбе. Поощрительной премией награждается Челябинский клуб автомототуристов (председатель правления В. Осипов). Автомототуристы этого клуба прислали на конкурс семь отчетов.IРедакция и жюри благодарят всех участников конкурса и желают им новых увлекательных путешествий.ш1Ш*£ &•$$> ф<§Г2'