12
13
A.*rafc.2Jgrmr iw mm mi mrI'Uliii j»':-- ^'жпшв«1Ш№ш:- акциейавтомобильного завода Репортаж' с ЕреванскогоКГ ffif¥fctfIIЕр A3 это значит мечтаВЧЕРА И СЕГОДНЯи...Вспоминается летний день 1967 года. Старый вахтер в проходной рассматривал мой временный ^пропуск, улыбался и напевал себе под нос. — Что, отец, праздник у вас? — Проходи, проходи, сам увидишь... Прохожу через двор, где стоят только что сошедшие с конвейера автомобили. В просторном, грохочущем цехе собрался народ вокруг поблескивающей свежей краской машины. На ее боку мелом нарисована бутылка шампанского и большущая цифра «100». Да. Это был сотый фургон ереванского автомобильного завода. Всего лишь сотый, пока еще трудный «ребенок», — собранный чуть ли не весь из иногородних деталей, но свой! Потом вместе с главным конструктором автозавода Юрием АрсеньевичемСимоняном мы долго-долго ходили по ЕрАЗу. Он часто останавливал меня — то полюбоваться на махину 500-тонного пресса, то поговорить со сборщиками, то приглашал просто заглянуть в новехонький автомобиль. И рассказывал... — Первенца армянского автомобилестроения нам помогала строить вся страна. Ну, во-первых, сделан он на основе хорошо известного рижского РАФа. Там еще в 1965 году несколько месяцев учились наши конструкторы, технологи, рабочие. Заместителем главного инженера у нас работает Леонид Иванович Застер. Он был главным инженером на РАФе и за разработку семейства латвийских автомобилей удостоен республиканской премии. Ездили набираться знаний и на Ульяновский автозавод. Но это далеко не все. Запорожцы сделали для нас крупныештампы, другие штампы посылают два тбилисских предприятия, шины получаем из Ярославля, узлы шасси из Горького, двигатель из Заволжья. Наш сегодняшний ЕрАЗ для неспециалиста копия РАФа. Однако это не совсем так — у него иная компоновка грузового помещения, более широкие двери. Ведь завод задумывался именно как производитель фургонов для перевозки мелких партий товаров. Это очень нужная в народном хозяйстве машина, и мы будем ее существенно переосмысливать, Но это дело завтрашнего дня... СЕГОДНЯ И ЗАВТРА У автозаводов несхожие судьбы. Одни возводят сразу, в темпе ударных строек, как тольяттинский гигант, другие мужают постепенно. Так произошло ис ЕрАЗом — если в 1967 году здесь бы-ЗА РУЛЕМ — ДИНАМОВЦЫ18 апреля исполняется 50 лет Всесоюзному физкультурно-спортивному ордена Ленина обществу «Динамо». У истоков этого первого в Советском Союзе массового объединения любителей физкультуры и спорта, созданного по инициативе группы московских чекистов, стоял верный соратник В. И. Ленина рыцарь революции Ф. Э. Дзержинский, который неоднократно подчеркивал огромную роль физической подготовки и спорта. Организаторы «Динамо» первоначально называли его «Московским пролетарским спортивным обществом», стремясь этим подчеркнуть, что оно в корне отличается от дореволюционных, буржуазных спортивных объединений и призвано служить делу рабочего класса. На всех этапах своей истории «Динамо» неизменно выступало в, авангарде физкультурно-массового и спортивного движения в нашей стране. Общество было первым, в частности, и в развитии таких ныне популярных у нас видов л"\, спорта, как автомобильный и мотоцик- "VJ летный. К началу 40-х годов «Динамо» стало самой мощной и массовой спортивной организацией в нашей стране. В июне 1937 года за выдающиеся достижения в развитии физкультуры и спорта оно было удостоено высшей награды Родины — ордена Ленина. В период Великой Отечественной войны оборонно-спортивные отделы «Динамо» возглавили военно-физическую подготовку сотрудников органов и военно-12 •ло выпущено всего 500 машин , т осегод ­ ня сбегаютсконвейерамногие тысячи. Н ебольшиеи изящные, о нипредназ ­ начены восновномдляработывгоро ­ де — для перевозкипродуктов или промышленных товаров, книг, белья. А дресатову завода много . 'Как в свое времяереванцам помогала строить вся страна, т акисегодня ереванские автомобили помогают многим городам управляться по хозяйству. А вот такая еще деталь; у женеиз Риги в Ереван, а отсюда на РАФидуткрупные партии штамповокдля латвийских автомобилей — к рыши , п анелипередка . С егоднячеткои отлаженно действует конвейер . Весело гуднув, в ыбегаютиз цеха все новые и новые автомобили. И м стало тесно здесь . Н оуже растет но ­ вый — в десятки тысяч квадратных мет ­ р овкорпус , куда перейдут штампо ­ вочный икузовной цехи. У жемонти ­ руется главный конвейерсборки . С ловом , настало время решать ипро ­ б лемы завтрашнего дня . ...Автомобиль стоял впрошитомсол ­ н ечными лучами цехе. К репко сбитый и по-своему элегантный, ЕрАЗ-3730 — это однотонныйфургон для мелкопартион ­ ных перевозокпромышленныхипродо ­ вольственных товаров . Л юбвиспервого взгляда вмире авт омобилей быть не может . Испытания — вот единственный критерийвоценкека ­ честв новой машины . И потому , наглядевшись на ЕрАЗ-3730, п ослушаемлуч ­ ше Юрия Арсеньевича Симоняна: — М аневренный — м ожет въезжать влюбуюузкую улицу; достаточно быстрый — 115 км/час с полной нагрузкой ; у добный — высота грузовогопомеще ­ ния 1800 миллиметров , а раздвижныебо ­ ковые двери позволяют подъезжать вплотную к магазину, складу, базе — так овы основные анкетные данные нашего микрогрузовика , — рассказывает Юрий Арсеньевич. — Опытные образцы ужепрошли всесторонние испытания вСред ­ ней Азии , С очи , на автополигоне НАМИв Дмитрове.Кстати, раз уж было произнесено имя НАМИ , несколько слов о нашем син ­ ститутом содружестве . О но — в теснейших контактах с лабораториями" б езо ­ пасности и несущих систем, с конструк ­ т орскимбюрогрузовых автомобилей, в совместной доводке новой машины , р е ­ шении проблем завтрашнего дня автомобилестроения. Итак, ЕрАЗ-3730 скоро будет выпущенпервойопытной партией. Но мы снова думаемобудущем . М ы видим смысл всей своей работы втом , чтобы, приняв эту машину за 'базовую, без особых пер еделокможно было создать целое се-Рядом со старым (вдали справа) растет новый заводской корпус. Этот снимок, дающий сравнительное представление о масштабах, сделан в конце прошлого года. Сейчас новый корпус выглядит уже по-другому. тобусе, посмотреть телевизор вудобной красивой даче.) Не так уж далек тот день, к огда все это семейство ЕрАЗов вольется в нескончаемый поток машин и будет нести свою нужную службу. Е рАЗ — в переводе на русский —• мечта. Никто нарочно не придумывал так ого имени армянскому автомобилю.ЕрАЗ на испытаниях в Ереване. мейство — в осемьЕрАЗов . Это, н апри ­ мер, автомобиль-термос с изотермичеа кимкузовом ; р ефрижератор для пере ­ возки скоропортящихся продуктов; м и ­ к роавтобус на 10—'12 человек; машина неотложноймедицинскойпомощи ; дача на пять человек стелевизором , умывальн иком , газовой плитой, ш кафами , стол ом , х олодильником ; учебный автомобиль сдвойнойкабиной . П рототипымыуже собрали. (Замечу, что в экспер иментальном цехе завода мне представилась возможностьпомерзнутьв рефр ижераторе , уютно посидеть вмикроав Так уж само собой получилось, что сухая аббревиатура неожиданно превратилась в это полное особого смысла слово . И если вам на дороге встретится сегодня автомобиль спривычными для глаза очертаниями «рафика», вглядитесь, — м ожет быть, это машина, сработанная на заводе ЕрАЗ. Е рАЗ — это воплощенная мечта. С. АСЛАНЯН, с пецкор «За рулем » г. Ереван Фото М. Рунова, Г. Надеждина и Э. Исааняна (ТАСС)#с лужащихвойск НКВД, л ичного состава формирований, предназначенных для действий втылу врага. В динамовскихколлективах , наряду со стрелками-разр яднинами , г ранатометчиками , самбистам и , л ыжниками , готовились для боевого резерва Красной Армии водители автомобилей и мотоциклов. Неувядаемой славой на фронте ивтылу врага покрыли себя отряды ОМСБОНа — знаменитой отдельной мотострелковой бригады особого назначения, в состав которой входили и многие известные спортсмены-мотоциклисты. Мотоцикл и автомобиль в большом почете среди динамовцев — с отрудников органов внутренних дел страны . Ведь мастерское вождение механизированных 3. «За рулем» № 4т ранспортных средств для каждого раб отника милиции — будь он инспектором дорожного надзора или ГАИ, сотрудн иком уголовного розыска или участковым — является одним из непременных условий его успешной работы по охране советского правопорядка и борьбе спреступностью . Недаром в первоначальной подготовке милиционеров на учебн ыхпунктах , в обучении курсантов спец иальных средних школ милиции и слушателей вузов МВД СССР преподаванию автомотодела уделяется самое серьезное внимание. Мотоциклетному спорту отводится почетное место втаком ставшем популярным соревновании сотрудников органов внутренних дел, к ак ежегодно проводимые в столицах союзных республик икрупных городах комбинированные эстафеты, посвященные Дню советской мил иции . В широко развитый среди работн иков органов и подразделений внутренних дел служебно-прикладной вид спорта — милицейское, или, к ак теперь его называют, служебное многоборье — входит фигурное вождение мотоцикла с коляской. Успешно ведется работа по развитию физкультурно-массового движения . Только за последние двадцать лет в обществе было подготовлено почти 3,5 миллиона значкистов ГТО. В. БРОДСКИЙ, с тарший лейтенант милиции13