ЛЕГЕНДАРНЫЕБеседы о патриотизмеПерелистаем же страницы истории, связанные с событиями того знаменательного апрельского дня 1917 года, когда броневик послужил стальной трибуной для выступления Ленина, и вообще с тем, как шло развитие броневого дела в России, развитие автоброневых сил революции. Со всей документальной достоверностью воссозданы эти очень интересные страницы в работах советских историков, опубликованных в последние годы в периодической печати ив отдельных изданиях.ПЕРВЫЕОТЕЧЕСТВЕННЫЕ^«-^iWyБ дни празднования 50-летия образования Советского Союза в Москве, в Государственной Третьяковской галерее была открыта выставка произведений советских мастеров графики и скульптуры. Всеобщее внимание посетителей привлекал знаменитый, хорошо памятный людям старшего поколения плакат А. Страхова «Ульянов—Ленин». Владимир Ильич изображен на нем в неудержимом революционном порыве... Таким видели Ленина рабочие и солдаты в тот вечер 3 (16) апреля 1917 го ­ да, когда он вернулся из эмиграции в Петроград. Подхваченный на площади Финляндского вокзала крепкими рабочими руками и поднятый на броневик, он вперед ведущую руку выставил и произнес речь, в которой горячо приветствовал пролетариат России и армию, призвал их к борьбе за социалистическую революцию. О многом поведали своим современникам и грядущим поколениям художник, окрасив этот стального цвета броневик в алый цвет — цвет Октябрьской революции, свершившейся вскоре после исторической речи Ленина под руководством партии большевиков, в цвет крови, пролитой в борьбе за Советскую власть.В начале столетия, в 1905 году, по проекту, разработанному подъесаулом М. А. Накашидзе, был сконструирован невиданный до того у нас легкий бронеавтомобиль. Год спустя он был испытан, обкатан на Красносельских маневрах и получил в общем положительную оценку. Первый русский броневик имел сравнительно большой клиренс. При весе около 3 тонн он способен был развивать 50 км/час. Экипаж действовал под защитой брони толщиной 4,5 мм . Колеса прикрывались дисками из броневой стали, Мостки, которые возили на самом броневике, позволяли преодолевать рвы шириной до 3 метров; в башне был установлен пулемет. Вскоре после начала первой мировой войны в Риге, на Русско-Балтийском заводе было изготовлено несколько бронеавтомобилей, снабженных уже тремя пулеметами калибра 7,62 мм. Сформированная из отечественных «руссобалтов» бронерота довольно успешно поддерживала пехотные части в наступлении. Для производства бронеавтомобилей использовались в те годы главным образом шасси иностранных машин, таких, как «Остин», ФИАТ, «Армстронг», «Рено», «Паккард», чсЛанчестер». Бронированные кузова делали три завода — Путиловский, Обуховский и Ижорский. Там же велась и научноисследовательская работа. К началу 1917 года русская армия имела в своем составе тринадцать броневых автомобильных дивизионов, находившихся в ведении броневого отдела Главного военно-технического управления. Все они формировались и укомплектовывались в Петроградском запасном броневом автомобильном дивизионе, насчитывавшем семнадцать машин. Здесь же готовили кадры шоферов, пулеметчиков, артиллеристов. При запасном дивизионе были оборудованы и ремонтные мастерские.евич Елин — бывший электромонтер Коломенского паровозостроительного завода, участник первой русской революции, член РСДРП(б) с 1908 года. Эта W большевистская ячейка стала надежной опорой Петроградского комитета партии и военной организации, она была одной из наиболее крепких партийных организаций Петроградского гарнизона. В дни Февральской революции рабочие ремонтных мастерских под предлогом продолжения ремонта задержали восемь исправных машин. Три пустили в помощь восставшим на улицы. Вместе с другими воинскими частями солдаты запасного бронедивизиона участвовали в захвате важных объектов и правительственных учреждений. Они захватили и дворец Кшесинской, который был передан затем большевикам ивко ­ тором разместились руководящие органы партии. С помощью выборного солдатского комитета бронедивизиона была организована круглосуточная охрана дворца, а руководитель большевистской • группы дивизиона Г. В. Елин взял на се- Щ бя по совместительству обязанности ко ­ менданта этого здания, где дни и ночи работал штаб партии.«ЗАКОВАННЫЕ В ЖЕЛЕЗО ЧАСОВЫЕ»И вот наступил день, которому суждено было войти в историю, — день 3(16) апреля 1917 года.,. Когда стало известно, что вечером на Финляндский вокзал придет поезд, в ко ­ тором возвращается из эмиграции Ленин, один из руководителей Военной организации большевиков Н. И. Подвойский предложил для встречи вождя вывести • к вокзалу бронемашины. Вывести, как писал потом в своих воспоминаниях Н. И. Подвойский, чтобы «показать Владимиру Ильичу, какой боевой силой уже обла- ,, дает большевистская организация Пи- -> тера». Выбор пал на броневики, носившие названия «Рюрик» и «Рыцарь». А следом за ними двинулись к вокзалу еще один броневик, получивший позднее крылатое имя «Враг капитала», грузовой и легковой автомобили. Так образовался «летучий автоброневой отряд». Прогрохотав по улицам и площадям Петрограда, он точно в назначенное время подошел к Финляндскому вокзалу, Два броневика, «как два закованных в железо часовых», писал впоследствии Н. И. Подвойский, встали по обеим сторонам подъезда. Прошло короткое время, и, встреченный бурей аплодисментов и приветственными возгласами собравшихся на площади Финляндского вокзала питерских большевиков, рабочих и солдат, Ленин уже держал с броневика речь... Q Отсвет этого исторического события, прямым участником которого явился ставший с той минуты легендарным броневик, упал на десятки броневых машин и их экипажи. День ото дня росло влияние большевиков запасного броневого автомобильного дивизиона на солдат броневых частей — не только тех, что входили в столичный гарнизон, но и многих из действовавших на фронте.НАДЕЖНАЯ ОПОРА БОЛЬШЕВИКОВУ станков этих мастерских стояли по преимуществу рабочие, призванные на военную службу с крупных промышленных предприятий, люди, имевшие революционную закалку и опыт классовой борьбы.. Были среди ремонтников члены РСДРЛ(б). Группой, их объединявшей, руководил солдат Георгий Василь4 БРОН Е ВИКИ...Активно, по-боевому проявили себя большевики Петроградского запасного бронедивизиона и во время мятежа Корнилова. По указанию Петроградского комитета партии они отправились навстречу посланным Временным правительством из Выборга, Двинска и Витебска на помощь шедшим к Петрограду корниловцам пяти бронедивизионам, разъяснили солдатам этих дивизионов контрреволюционную сущность корниловского похода на Петроград, распропагандировали их ив известной мере помешали осуществить замыслы Корнилова.ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВИ Петроградский запасной бронедивизион и большинство прибывших в столицу броневых частей в период непосредственной подготовки Октябрьского вооруженного восстания входили в число революционных войск, которые дружно поддерживали политическую линию большевиков, требовали передачи всей власти Советам. Находясь почти в положении генерала без армии, броневой отдел Главного военно-технического управления пытался еще как-то подпирать Временное правительство. По распоряжению его начальника сводный автомобильный отряд, охранявший Зимний дворец, был усилен пятью броневиками. Броневой отдел предпринял также попытку передать командующему Петроградским округом шестнадцать бронемашин с Ижорского завода и одну с Путиловского. Но по указанию Петроградского Военно-революционного комитета заводские комитеты ижорцев и путиловцев задержали машины, а затем передали их большевикам. Неуклонно росли в предоктябрьские дни броневые силы революции. В ремонтных мастерских запасного бронедивизиона уже насчитывалось в это время тридцать две бронемашины, из них двенадцать полностью исправных. Общее собрание рабочих мастерских единодушно приняло решение «присоединиться к Советам и поддержать большевиков», а все бронесилы передать в их полное распоряжение. В гараже Михайловского манежа, где размещалась основная масса личного состава пяти бронедивизионов, выступил от имени Петроградского комитета РСДРП(б) М. М. Володарский. Его призыв оказать помощь революционному пролетариату в свержении Временного правительства и установлении власти Советов был горячо поддержан большинством солдат. Под громкие возгласы «Долой Временное правительство! Да здравствуют Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов!» они заявили о том, что будут подчиняться приказам только Петроградского Военно-революционного комитета. Уже несколько часов спустя основные силы броневых частей были приведены в полную боевую готовность ив ночь на 25 октября по приказу Петроградского Военно-революционного комитета начали выполнять боевые задачи. В хранящемся в Центральном государственном архиве Советской Армии «Кратком очерке деятельности броневиков с момента Октябрьских дней в Петрограде и на фронте» говорится, что броневики «выехали на защиту власти Советов и заняли все важные посты по охране, как-то: Государственного банка, Смольного, Таврического дворца, Главного почтамта, телефонной станции и государственных учреждений, а при взятии Зимнего дворца приняли самое горячее участие. К ним... примкнули броневые машины, несшие ранее охрану города». Примкнул к ним и броневой автомобильный дивизион, входивший в состав гарнизона Зимнего дворца. Это произошло поздно ночью 24 октября. Утром следующего дня дивизион был направлен на поддержку революционных войск, штурмовавших Зимний.РОЖДЕНИЕ ЦЕНТРОБРОНИДоживавший после победы Октябрьской революции свои последние дни броневой отдел Главного военно-технического управления саботажничал. Ремонтом, восстановлением бронемашин никто по сути дела не занимался. Потребовались незамедлительные меры, чтобы взять в свои руки, использовать для защиты молодой Советской республики всю имевшуюся в стране броневую технику и вооружение. Созданная при Петроградском запасном дивизионе броневая коллегия развернула подготовку к созыву 2-го броневого автомобильного съезда (первый был созван сторонниками Временного правительства в июне 1917 года и избранный там контрреволюционный Всероссийский броневой исполнительный комитет — Всебронеском — распался). Меньше чем через два месяца — 20 декабря 1917 года — съезд этот открылся. Из 67 его делегатов 37 являлись большевиками. Образованная ими коммунистическая фракция задавала тон всему съезду, обеспечила выработку первоочередной программы работ по организации и сплочению броневых частей страны Советов, Ликвидировав Всебронеском, съезд избрал Исполнительный комитет. Из пятнадцати входивших в его состав человек тринадцать были коммунистами. Исполком получил наказ представить на рассмотрение съезда проект положения о центральном органе управления советскими броневыми частями. После тщательного обсуждения на съезде проект этот приказом Народного Комиссариата по военным делам от 31 января 1918 года был утвержден. «Управление всеми броневыми частями Российской Советской Республики, — говорилось в приказе, — поручается Совету броневых частей... Совет в своей деятельности руководствуется приказами Народного Комиссариата по военным делам, перед которым несет полную ответственность, и постановлениями 2-го Всероссийского броневого автомобильного съезда». Совет броневых частей, получивший название Центробронь, персам долгом взялся за создание крзеных автоброневых отрядов с надежным командным составом, «для чего, — говорится в уже упоминавшемся нами «Кратком очеркедеятельности броневиков...»,—-при управлении Совета Центробронь была открыта запись добровольцев, сочувствовавших власти Советов. Первый сформированный отряд под командой П. Г. Ерофеева 26 февраля 1918 г. был выслан в Псков, 2-й — в гор. Нарву и Гдов, 3-й — на ст. Лемболово, 4-й — в Иркутск, 5-й — в Царицын, 6-й — в Москву, 7-й — в гор. Воронеж», вскоре председателем Центроброни был назначен большевик Ерофеев. Строительство бронепоездов и бронеавтомобилей, боевое использование и материально-техническое обеспечение броневых частей, подготовка кадров — такая задача встала перед Центробронью. Что и говорить, нелегким это было делом. Как известно, царская Россия фактически не имела автомобильной промышленности. Приходилось превращать в броневики любые более или менее подходящие машины и нередко из-за нехватки броневого листа одевать их в «броню» из простого котельного железа. И все же в 1918 году один только Ижорский завод выпустил 115 бронеавтомобилей, а на Путиловском было даже налажено производство полугусеничных машин повышенной проходимости. К октябрю 1918 года Красная Армия имела уже тридцать семь бронеотрядов, в каждом по сто бойцов и четыре, бронеавтомобиля: три — с пулеметным вооружением и один — с пушечным. Об одном из таких бронеотрядов, вписавшем яркие страницы в летопись славы броневых сил страны Советов, и пойдет дальше рассказ.ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД...День сформирования этого Первого автобронеотряда, получившего впоследствии имя Я. М. Свердлова, — 24 февраля 1918 года,—почти совпал с днем рождения Красной Армии. Он был создан в Петрограде при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете и состоял вначале из одиннадцати человек; потом численность его возросла до сорока бойцов и командиров. Это был дружный, поистине интернациональный коллектив: одиннадцать русских, четырнадцать латышей, семь поляков, семь венгров, один литовец. Ядре отряда составляли шесть большевиков. В огне боев за Советскую власть прошли идейную закалку и навсегда связали свою судьбу с Коммунистической партией и многие другие его бойцы. С февраля 1918 года миновало пятьдесят пять лет — и каких лет I Очень мало осталось теперь в живых ветеранов автобронеотряда имени Я. М.. Свердлова. Не без труде нашли мы одного из них. Живет в Москве, на Авангардной улице бывший заместитель командира отряда Антон Матвеевич Соколовский_высокий, плечистый, седовласый, с непотухающим огоньком в глазах и быстрыми, несмотря на преклонные годы, движениями старый солдат революции, член большевистской партии с 1919 года... Многое из истории автобронеотряда имени Я. М. Свердлова хранит память Антона Матвеевича, да и домашний ар- хив сложился у него довольно солидный: потускневшие от времени журналы и газеты со страничками собственных воспоминаний и воспоминаний боевых друзей, документы давно отшумевших лет, фотографии, почетные грамоты, письма... — В конце семнадцатого года, — рассказал нам Антон Матвеевич, — солдаты-автомобилисты послали меня, фронтовика, в Питер, на 2-й броневой автомобильный съезд. Встретился яв тогдашней столице с одним большевиком и без долгих уговоров пошел вместе с ним в Смольный, в транспортный отдел, к члену ВЦИК товарищу Садовскому. Тот подробно расспросил меня, где воевал, откуда родом. И когда узнал, что я сын батрака, с семи лет, как говорится, перешел на свои хлеба, сказал, что такие люди нужны революции... •Разговор еще не окончился, когда в кабинет заглянул рослый, подтянутый молодой мужчина. Это был председатель 2-го гаража в Смольном Юлиан Конопко. «Бери товарища к себе», — сказал ему Садовский, указывая на меня. Так попал я вначале в автогараж Смольного, а затем в автобронеотряд имени Я. М. Свердлова. Юлиан Конопко был назначен командиром и одновременно комиссаром этого отряда, я — его заместителем, а по совместительству еще заведующим хозяйством. Ударную силу отряда составляли два «остина» — небольшие броневики и четыре полуторатонных итальянских грузовика ФИАТ, 'В кузове каждого из них стояло по два-три станковых пулемета. Были еще в нашем автопарке одиннадцать легковых машин и мотоциклы с пулеметами. Имелось, 'конечно, у бойцов и личное оружие: «браунинги», '«маузеры» и другое. Мы охраняли вЦИК и Совет Народных Комиссаров, помогали чекистам бороться с контрреволюцией, спекулянтами, саботажниками, — немало было тогда всякой этой нечисти... Круглые сутки держали два ФИАТа в полной боевой готовности: один — у главного подъезда Смольного, другой — в гараже. Бронеотрядовцы выполняли поручения Я. iM. Свердлова иФ . Э. Дзержинского, охраняли Советское правительство три его 'переезде из Петрограда в Москву: несли на броневиках патрульную службу между Смольным и вокзалом, находились в пикетах на станциях по пути следования поезда. Решительными и умелыми действиями они обезоружили в Малой Вишере анархистов, которые пытались задержать отправление поезда, угрожая жизни членов Совнаркома.мительно ворвались в здание. Завязалась перестрелка. Бешено сопротивлявшиеся враги революции были разбиты. Отважно и умело действовал в этой схватке боец автоброневого отряда Степанов. Укрывшись за небольшим каменным столбом, он меткими выстрелами сразил наповал трех анархистов, выбежавших из дома. Навел винтовку на четвертого, но был ранен. Рана оказалась смертельной. Хоронили героя на Красной площади. На траурном митинге выступил Феликс Эдмундович Дзержинский. Бойцы отряда поклялись еще зорче и бдительнее оберегать от врагов Советскую республику. Три месяца спустя, в июле 1918 года, автобронеотряд имени Я. М. Свердлова участвовал в подавлении мятежа левых эсеров. В боях за почтамт бронеотрядовцы разгромили вражеский отряд, захватили бронемашину, в течение нескольких часов контрреволюционное выступление левых эсеров было ликвидировано. Проходивший в это время в Москве V съезд Советов Российской Республики продолжал свою работу под надежной охраной с участием бойцов автоброневого отряда. А впереди были более трудные бой Летом 1919 года боевая группа бронеотряда была направлена на Южный фронт, в оперативное подчинение Первой Конной армии. — Перед отправкой на фронт, — вспоминает Антон Матвеевич, — состоялось партийное собрание. Двадцать пять бойцов были приняты на этом собрании в ряды партии. Отряд пополнили боевой техникой. В частности, мы получили два полутанка. Любопытна их биография. Они находились на вооружении французских интервентов и при эвакуации из Одесского порта были оставлены на берегу моря. Рабочие Одессы прислали эти трофейные полутанки в дар Якову Михайловичу Свердлову, а он предложил командиру отряда Конопко и мне осмотреть их: авось, мол, пригодятся. Ну и пригодились, конечно! В умелых руках наших бойцов эти полутанки наводили ужас на противника...«ЛЕТУЧАЯ СМЕРТЬ»Бои автобронеотряда совместно с частями Первой Конной армии особенно запомнились ветерану. — Лоначалу, правда, буденовцы не принимали нас всерьез, — рассказывает Антон Матвеевич Соколовский. — Однако очень скоро переменили свое мнение. У деревни Николаевка, под Воронежем автобронеотряд всей силой своих боевых машин обрушился на численно превосходящего противника. Умело маневрируя на поле боя, сочетая сильный пулеметный огонь со стремительным продвижением вперед, он пленил 200 вражеских солдат, захватил 6 орудий, 23 пулемета и другие трофеи. Это была внушительная победа. В районе станции Касторная бронеотрядовцы отбили у деникинцев бронепоезд. Было это так. Группа бойцов пробралась в тыл противника, взорвала мост и железнодорожное полотно, отрезав врагу путь к отступлению. Попавший в руки бойцов бронепоезд сослужил им потом хорошую службу. Немалый успех выпал на долю бронеотрядовцев и под станцией Рубежная. Опередив противника, они овладели переправой через Северный Донец, заБОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕВ Москве первым серьезным испытанием автобронеотряда и действовавшего вместе с ним отряда самокатчиков явилась борьба с анархистами. ..Лоздним вечером 12 апреля 1918 года бойцы отряда и латышские стрелки прибыли к штабу анархистов на Малой Дмитровке. Там в одном из домов за наглухо закрытыми воротами засели заговорщики. К полуночи они были окружены. Однако проникнуть в здание оказалось нелегко. Решили пустить в ход пушку. После первого же выстрела по воротам анархисты заявили, что сдаются. Но это была уловка. Пока велись переговоры, они пытались дворами улизнуть. Бойцы разгадали их маневр, стреняли выгодные позиции. Не прошло и часа после этого, как послышались крики «ура», гул и нарастающая стрельба. Это буденовцы атаковали врага с фронта. бойцы бронеотряда Надь и Волковотчаянный храбрец, полный георгиевский кавалер, подпустив деникинцев на близкое расстояние, открыли огонь сразу из двух пулеметов, Оставив на поле десятки трупов, эскадрон беляков устремился к роще, но напоролся на огонь другого броневика. «Бой продолжался несколько часов, — вспоминал потом Даниил Волков. — В кузове нашей машины образовалась гора стреляных гильз. Сколько мы положили деникинцев — сосчитать невозможно!..» С гордостью показывает Антон Матвеевич бережно хранимую им красную книжицу со следующими строками предисловия к ней, написанного Маршалом Советского Союза С. М. Буденным: «Автобронеотряд имени Якова Михайловича Свердлова... сражался против деникинских полчищ в составе Первой Конной армии, которой я командовал. Он прошел вместе с кавчастями от Воронежа до Майкопа, участвовал во всех боевых операциях. Деникинцы прозвали его «летучей смертью»... Экипажи автомобилей состояли из преданных революции, по-настоящему храбрых людей. Машины, как правило, вырывались вперед, перерезали пути отступления деникинской коннице и пехоте... 9 января 1920 года Первая Конная армия стремительными ударами освободила Ростов-на-Дону — главный оплот южной контрреволюции. Как я уже писал в своей книге «Пройденный путь», нашему успеху в боях за Ростов очень помогли пулеметчики автобронеотряда имени Свердлова». ...В конце 1920 года отряд вернулся в Москву, на отдых. Юлиан Конопко и Антон Соколовский поехали в Кремль к Феликсу Эдмундовичу Дзержинскомупросить пополнить отряд боевой техникой. — Все необходимое получите, — сказал он. Вскоре на вооружение отряда поступило десять автомобилей с двенадцатью станковыми пулеметами. На каждой машине, кроме того, был установлен еще спереди пулемет системы «льюис». Пополнив также боеприпасы и военное имущество, автобронеотряд весной 1921 года отправился в распоряжение командующего войсками Тамбовской губернии М. Н, Тухачевского для участия в боях по ликвидации банд Антонова и Богуславского. О том, как свердловцы справились с этой новой боевой задачей, 'Красноречиво говорит хранящийся в архиве А. М . Соколовского журнал с опубликованным на его страницах приказом войскам Тамбовской губернии № 10 от 22 июня 1921 года за подписями командующего войсками Тухачевского и начальника штаба Какурина. Пятьдесят пять бойцов и командиров автобронеотряда имени Я. М. Свердлова были награждены по этому приказу орденами Красного Знамени «за то, что в невероятно сложных условиях в течение пяти суток с перебоями в питании, с минимальным количеством горючего, постоянно преодолевая водные и другие преграды, настигли у деревни Елань главные силы банд Антонова в количестве 4000 всадников и лихим налетом атаковали их в лоб ис флангов, в результате чего противник был разбит ив панике бежал, пресле-6