К 50-летиюторых тридцать лет назад начинался МАЗ. А сегодня! С главного конвейера его сходят бортовые грузовики МАЗ-500 и МАЗ-516Б, самосвалы МАЗ-503А, седельные тягачи МАЗ-504А и МАЗ-504В, лесовозы МАЗ-509, прицепы и полуприцепы. В своем юбилейном году автозаводцы освоили еще одну модель — трехосный грузовик МАЗ-514, который мы представляем на этих страницах. Неустанно наращивая выпуск всех этих моделей и их модификаций, работая над созданием новых, еще более совершенных тяжелых грузовиков, коллектив МАЗа заботливо относится к прошлому. И сегодня, как память о первых шагах, как символ роста предприятия, неподалеку от длинного корпуса одного из цехов высится на постаменте самосвал МАЗ-205. Один из тех первых. Он дорог людям завода как первенец, как старший сын в семье. 9 августа, идя на работу, каждый автозаводец окинет взором угловатые линии ветерана, вспомнит первые трудности и радости, чтобы по-новому взглянуть на день сегодняшний, на решение важных задач, стоящих перед ним в определяющем году девятой пятилетки. В день тридцатилетия мы горячо поздравляем коллектив минского автозавода, желаем ему новых трудовых успехов и счастливых дорог МАЗам, получающим здесь путевку в жизнь.советскогоавтомобилестроенияКРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АВТОЗАВОДОВ годы и факты1964 год. Сошел с конвейера 200-тысячный МАЗ. Сдан в эксплуатацию новый главный конвейер. 1965 год. Сошел с конвейера первый серийный автомобиль нового семейства МАЗ-500. 31 декабря закончил свой путь на конвейере последний МАЗ старой конструкции. 1966 год. З а успешное выполнение планов, создание новых конструкций автомобилей и освоение их производства завод награжден орденом Ленина. 1968 год. Автомобиль МАЗ-516 с поддерживающей осью прошел межведомственные испытания. 1969 год. В канун 50-летия Белорусской ССР иКПБ закончены приемочные испытания автомобилей МАЗ-514 и МАЗ-516. С главного конвейера сошли первые промышленные партии трехосных автомобилей МАЗ-516 и лесовозов МАЗ-509. Закончились испытания автопоезда грузоподъемностью 16 тонн — МАЗ-504А с полуприцепом МАЗ-5210. Создан новый автопоезд грузоподъемностью 20 тонн, состоящий из тягача МАЗ-504В с полуприцепом МАЗ-5205, 1970 год. Начались испытания автопоездов повышенной грузоподъемности МАЗ-504В, МАЗ-514-886В и автомобил я МАЗ-515. Собрана промышленная партия новых полуприцепов МАЗ-5205, предназначенных для междугородных и международных перевозок. Большой группе работников завода присуждена Государственная премия СССР за создание семейства высокопроизводительных большегрузных транспортных автомобилей, автопоездов и автосамосвалов МАЗ-500 и организацию их производства. 1971 год. Завод награжден орденом Октябрьской Революции. Автомобилю МАЗ-500А — основной продукции завода — присвоен государственный Знак качества. Завершены испытания новых автопоездов МАЗ-504В-5205, МАЗ-514Б-886Б и МАЗ-516Б-886Б. Грузоподъемность их колеблется от 20 до 25 т, а полный вес — от 32,5 до 40,7 т. Изготовлен опытный образец автомобиля-самосвала КамАЗ-5510. 1972 год. Подписан договор о научно-техническом содружестве с ярославским объединением «Автодизель», московским автокомбинатом № 1, НАМИ и московским авторемонтным заводом № 1. 1973 год. Изготовлена первая партия автопоездов МАЗ-515Б-941 грузоподъемностью 25 тонн. Лесовозу МАЗ-509 присвоен государственный Знак качества. За успехи в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и социалистических обязательств награждены орденами и медалями СССР 186 рабочих, инженерно-технических работников ислужащих завода. 1974 год. Минский автозавод поставляет продукцию в 50 стран мира. Коллективу вручено Красное знамяЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС иЦК ВЛКСМ за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании по итогам 1973 года. 23ный фильтр (сухого типа) вынесен из зоны подкапотного пространства и расположен за кабиной с правой стороны. С левой стороны автомобиля находится вместительный топливный бак улучшенной формы, обеспечивающий большой запас хода. Таков МАЗ-514 — новый автомобиль, осваиваемый в производстве, с которым вы в юбилейном для нашего завода году встретитесь на дорогах. М. ВЫСОЦКИЙ, главный конструктор завода, лауреат Государственной премии СССР г. Минск ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Двигатель: V-образный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238Е: рабочий объем 14 800 см'; мощность — 270 л. с. при 2100 об/мни. Трансмиссия: двухдисковое сухое сцепление; восьмнступенчнтая коробка передач; ведущие мосты — средний и задний; средний ведущий мост является проходным; главная передача — центральные конические редукторы и планетарные колесные; колеса — бездисковые. шины размером 12,00 — 20. Рулевое управление — с гидравлическим усилителем. Тормоза: колодочные с пневматическим приводом; независимые системы трубопроводов для переднего и среднего с задним мостов. Подвеска: зависимая; рессорная с телескопическими амортизаторами для переднего моста и рессорная балансирная для среднего и заднего мостов. Габариты и основные размеры: длина — 8.53 м; ширина — 2.5 м; высота — 2,7 м; база — 3.85 м между осями переднего и среднего мостов и 1.4 м между осями среднего и заднего ведущих мостов; колея 1,97 м спереди и 1.86 м сзади; дорожный просвет — 0.27 м; габаритный радиус поворота — 12,0 м. Весовые данные: собственный вес — 9.55 т; грузоподъемность — 14,0 т; вес буксируемого прицепа — 14,0 т. Скорость — 85 км/час.1944 год. 3 июля — Советская Армия освободила Минск от немецко-фашистских захватчиков. А 9 августа — 30 лет тому назад было принято решение о строительстве автомобильного завода в Минске. 7 ноября отправлены на фронт первые автомобили, собранные в ремонтных мастерских Красного Урочища, где началось строительство автозавода. 1945 год. Пущен экспериментальный цех. Коллектив автозавода участвует в восстановлении Минска. 1946 год. Введены в эксплуатацию цехи : ремонтно-литейный, монтажный, шасси и термический. 1947 год. Завод начал изготовлять узлы автомобиля МАЗ — переднюю ось икарданный вал. Первые пять самосвалов МАЗ-205, выпущенные заводом, прошли в колонне демонстрантов 7 ноября. 1949 год. Группа ведущих работников завода удостоена Государственной премии за создание большегрузного автомобиля. 1950 год. 17 сентября начато производство самосвалов МАЗ-525 грузоподъемностью 25 тонн. Вступили в строй цехи ковкого чугуна и кузнечный. 1951 год. Н ачат серийный выпуск 7-тонных автомобилей МАЗ-200. Созданы рамный цех и цех большегрузных автомобилей. 1952 год. Вступили в строй цех запасных частей и второй механосборочный. 1953 год. Главный конвейер достиг проектной мощности. При заводе создан филиал Белорусского политехнического института. 1 954 — 1 955 годы. Созданы прицепы МАЗ-2227Б для сельскохозяйственных работ, МАЗ-5212, 5223 и 5236. Сошел с конвейера первый серийный лесовоз МАЗ-501. 1956 год. Разработан новый одноосный тягач — МАЗ-529. 1957 год. Вышел в пробный пробег образец 40-тонного самосвала МАЗ-530. 1958 год. На Всемирной промышленной выставке в Брюсселе самосвал МАЗ-530 получил высшую награду «Гран' при». Собраны опытные образцы автомобилей МАЗ.-500 и МАЗ-503 (самосвал). 1959 год. Производство большегрузных самосвалов передано Белорусскому автомобильному заводу в г. Жодино Минской области. 19 маяс главного конвейера сошел 100-тысячный минский автомобиль. 1962 год. Н ачата реконструкция завода для выпуска автомобилей нового семейства МАЗ-500. 1963 год. В городе Осиповичи открыт цех технического оборудования.