О предпродажной подготовке автомобилейНЕИзвестно, что, пока автомобиль с заводского конвейера доберется до покупателя, водным ли путем, по стальным магистралям или на собственных колесах, выглядит он уже не столь красиво, как на рекламных плакатах «Автоэкспорта». А именно таким он должен предстать перед своим будущим владельцем, покоряя его элегантностью форм, блеском полировки и безупречно отлаженными механизмами. Чтобы вернуть машине первозданное очарование, к ней нужно приложить руки. Так делается во всем автомобильном мире, и именуется это приложение рук предпродажной подготовкой. С машины снимают консервационную смазку и восковое покрытие, тщательно моют снаружи и пылесосят изнутри, ставят на место декоративные детали, стеклоочистители, зеркала, проверяют работу всех приборов и даже испытывают на ходу, чтобы убедиться, не нарушилось ли в ней что-нибудь после дальней дороги. Естественно, что необходимую эту работу поручают самим торгующим организациям: А чтобы компенсировать хлопоты, заводы предоставляют им торговую скидку с продажной цены автомобиля. Целых полтора процента. Иными словами, от каждой проданной «Волги» магазину остается свыше 136 рублей, а от «Жигулей» — около 83 рублей. Эти деньги идут на зарплату продавцам, арендные и прочие расходы торговли и, естественно, на предпродажную подготовку. Правда, о последней правильнее было бы сказать должны идти. Однако само понятие «предпродажная подготовка» долгое время оставалось чисто символическим, не претворявшимся в жизнь. В оправдание ссылались на отсутствие норм и точное указание сумм, которые можно на это дело расходовать. Но, по правде говоря, просто огромный спрос на автомобили делал покупателя покладистым и невзыскательным, и он готов был на все от радости, что кончилось многолетнее ожидание очереди. Ошалевший от счастья, он проходил на товарный двор к замызганной машине, наскоро протирал закопченное ветровое стекло и уезжал, уповая на собственные руки и заводскую гарантию. Возмутителем спокойствия стал Волжский автомобильный завод. Его специалисты не оставили без внимания то обстоятельство, что покупатели в большинстве случаев обращаются в гарантийные мастерские не с серьезными претензиями к качеству заводской продукции, а по пустякам, которые проще простого было обнаружить и устранить перед продажей машины. Поэтому, презрев традиции, завод потребовал действительного проведения предпродажной подготовки своих «жигулей». И ультимативно объявил, что в случае несоблюдения этого условия он снимает с себя всякую ответственность за поведение машины в гарантийный период ее эксплуатации. По-деловому завод определил и предоставил заинтере-РУКсованным организациям перечень операций, которые, по его твердому убеждению, должны составлять предпродажную подготовку, а в сервисной книжке ввел нулевой талон, на котором магазин должен засвидетельствовать, что все эти работы выполнены в лучшем виде. Такую непримиримость можно было бы только приветствовать, если бы она базировалась на трезвой оценке технических возможностей для достижения намеченной цели и не вышла боком для покупателей «жигулей». Однако заводской ультиматум послужил лишь поводом для великого спора с торговлей, в пылу которого обе высокие стороны как-то забыли об интересах покупателей. — Вы что же, всерьез полагаете, что мы вашим машинам должны гайки подтягивать? — удивились ответственные работники торговли. — Так у нас ни слесарей, ни мастерских при магазинах нет. — Договаривайтесь со станциями технического обслуживания, для них это Пара пустяков, — советовали ответственные работники завода. — Так ведь нужно деньги платить? — Само собой. — Из каких же это фондов? — За счет торговой скидки. % Тут переговоры заходят в тупик. Торговой стороне и слышать неприятно о посягательствах на скидку. Из нее складывается выполнение плана, она обеспечивает положенные при хозрасчете премиальные. И вот, пожалуйста, отдавай часть этой премиальной основы чужому дяде. У кого же рука поднимется на такое! И потом, кто докажет, где кончается «предпродажная подготовка» и начинается «гарантийный ремонт»? В такой позиции и находятся сейчас высокие договаривающиеся стороны. Торговые деятели возмущаются, с какой это стати завод им навязывает, например, регулировку дверных замков или проверку крепления колес, разве на заводском конвейере до них руки не доходят? Работники завода не менее горячо интересуются, а согласна ли торговля хоть часть забот взять на себя и каких именно. В кабинетах Министерства автомобильной промышленности собираются совещания полномочных представителей заинтересованных сторон, чтобы выработать согласованную, приемлемую для всех программу предпродажной подготовки. Представители Министерства торговли терпеливо присутствуют на этих совещаниях, но согласованных решений не подписывают. И конца этому противостоянию не видно. Последствия заводского ультиматума сказались прежде всего на сельских автолюбителях, покупающих «Жигули» в потребкооперации. Перспектива лишиться заводской гарантии оказалась для них вполне реальной. Б. Шевцов, например, пишет в редакцию, что у его машины, приобретенной в Косогорскомрабкоопе Тульской области, обнаружились неполадки в системе указателей поворота. Покупатель подался на Горелкинскую станцию гарантийного обслуживания, но там от него отреклись, поскольку машина не прошла предпродажной подготовки. Он кинулся в магазин, а затем в облпотребсоюз, но работники прилавка заявили, что они в принципе не согласны с требованиями завода и ни копейки тратить на предпродажную подготовку не станут. Покупатель пометался в этом лабиринте и... решил оплатить предпродажную подготовку сам. На станции деньги благосклонно приняли, выписали квитанцию на 21 рубль 61 копейку и «бесплатно» починили указатели поворота, ни к чему больше так и не приложив руки. В таком же пиковом положении оказался нынешней весной Н. Романов, покупавший «Жигули» в Ленинском райпотребсоюзе. Обнаружив подтекание смазки из шаровых опор, он обратился на ту же Горелкинскую станцию. На сей раз здесь тратить времени не стали и сразу же посоветовали внести деньги за предпродажную подготовку, без чего, мол, никаких разговоров быть не может. Потребкооперация, как нетрудно догадаться, участвовать в этой игре снова отказалась. Покупатель до сих пор колеблется: раскошеливаться ли ему за торговых деятелей или воздержаться. По-видимому, заплатит, куда денешься. Вот какой нонсенс получился из полезного вроде бы начинания завода. Это на селе. А что в городе? Редакция поинтересовалась положением дел с предпродажной подготовкой в республиканском (РСФСР) и союзном министерствах торговли. В ответ торговые руководители высказали немало обидных слов о непомерных требованиях Волжского автозавода, но в заключение заверили, что в городах такая подготовка делается: покупатель ведь не должен страдать. Значит, наладить эту работу не так уж трудно. Оказалось, совсем не трудно. Мы побывали на одной московской железнодорожной станции, с товарного двора которой столичный магазин «Автомобили» выдает машины покупателям. На наших глазах «Жигули» согнали с железнодорожной платформы, продавец раскрыл сервисную книжку, проставил в нулевом талоне дату, неразборчивую подпись-закорючку, и... этой нехитрой операцией был исчерпан весь предпродажный сервис. И здесь покупатель наспех оттер ветошью машину, скорбно вздыхая, сосчитал царапины на ее полировке, приладил на место зеркала и прочую оснастку ив заключение получил бодрое напутствие: «Не волнуйтесь! В случав чего — ведь у вас гарантия!» Итак, все вернулось на круги своя. Тогда мы наведались к директору столичного магазина «Автомобили» М. Сеняковичу, так гениально просто решившему проблему предпродажной подготовки. Мы хотели узнать, как он расценивает в этическом плане фиктивные визы в нулевом талоне, тогда как в городе есть десяток станций технического обслуживания автомобилей. Уяснив, о чем идет речь, директор страшно оскорбился и перестал с нами 19