«БУРАН» В ДЕЛЕразговаривать, пригрозив пожаловаться кому следует. Покончим на этом с частностями и поговорим о проблеме в целом. И не только о «жигулях». Почему один Волжский автозавод пытается абстрактное понятие «предпродажная подготовка» наполнить конкретным содержанием, внедрить в практику? Предпродажный сервис необходим всем автомобилям. Нужен он после транспортных перипетий и «волгам», и «москвичам», и «запорожцам», особенно последним. Больше трети всех выпускаемых «запорожцев» передается органам социального обеспечения для инвалидов труда и войны. Их автомобиль должен быть безотказным средством передвижения в самом буквальном смысле. У них просто нет физических возможностей возиться со всем тем, что для другого не больше чем мелочи, уж к ним автомобили должны поступать в безупречном состоянии. . Вправе рассчитывать на элементарное внимание со стороны магазина и все остальные покупатели — сталевары и ученые, колхозники и работники искусств, — приобретающие дорогую машину вовсе не для подтверждения живучести древней пословицы «Не было у бабы хлопот — купила порося». Новая пятилетка наметила решительные меры к наилучшему обеспечению бытовых нужд населения. Это целиком относится ик предмету нашего разговора. Автомобиль все шире входит в быт. И в такой ситуации просто нельзя не узаконить и не организовать предпродажную подготовку легковых автомобилей. Разработка отраслевого стандарта на предпродажный сервис «жигулей» уже завершается. Труднее добиться практического выполнения решений. На этом пути стоит серьезное препятствие: автомобилями сейчас торгуют около 35 различных ведомств и организаций, зачастую никак не связанных между собой. Продают автомобили ив селах, и на глубокой периферии, где нет поблизости станций обслуживания и специалистов. Может быть, поэтому есть смысл сосредоточить пока продажу автомобилей для жителей всех местностей в городах, где есть предприятия автосервиса, или вообще передать торговлю такой сложной продукцией самим автомобилестроителям, они-то уж смогут наладить хороший предпродажный сервис. Справедливости ради укажем, что в 15 областях Российской Федерации, не дожидаясь окончания споров «в верхах», торгующие организации подписали соответствующие договоры со станциями технического обслуживания, перечисляют им деньги н обеспечивают действительную, а не фиктивную предпродажную подготовку «жигулей». Но опять-таки только «жигулей», и далеко не везде. Однако прецедент налицо, опыт имеется, и, опираясь на него, есть все основания без волокиты решить проблему в общесоюзном масштабе, повсеместно в отношении всех легковых автомобилей. Право, не стоит дожидаться времени, когда очереди иссякнут и взыскательный покупатель сам разрубит этот узел: просто перестанет брать машину как кота в мешке. В. ИНДИИ 20 Окончание. Начало — на стр. 12 ляться приходилось, преодолевая крутые береговые спуски и подъемы, а иногда еще и талую воду, выступившую на льду. В этих случаях мы настилали гати, используя мелкие деревца и кусты, которые благодаря большой опорной площади машин и саней позволяли безопасно добираться до берега. А вот взобраться на него по рыхлому мокрому снегу (температура тогда стояла выше нуля) иногда можно было только с помощью другого снегохода. Делалось это так. Первая машина, оставив сани внизу, поднималась наверх, а затем на длинной веревке вытаскивала их на ровное место. Оставаясь там, она брала на буксир следующий снегоход, и вдвоем они уверенно преодолевали подъем. Кстати, «Буран» без саней въезжал на любую гору, встречавшуюся нам, не прибегая к посторонней помощи. Позже, в тундре, где снег был плотным, мы поражались уже тому, как легко он втаскивал наши тяжелые сани на холмы, крутизна которых еще недавно казалась непреодолимой. Проверить скоростные качества «буранов» нам удалось на реках. Ровная гладкая поверхность Ваги и Северной Двины, Мезени и Печоры позволяла мчаться со скоростью 40, а иногда и 50 км/час. В таких условиях мы проходили за день около 200 километров, причем уставали меньше, чем в тайге, когда покрывали всего 50—70. Здесь в полной мере проявилось сходство снегохода с мотоциклом, летящим по шоссе. Ровный гул двигателя, плавный ход и ветер в лицо. Но если на мотоцикле этот ветер обычно теплый — зимой ездят редко, то на снегоходе от него мерзнет лицо. Ветровой щиток, установленный на «Буране», к сожалению, направляет весь поток встречного воздуха на голову, тогда как назначение его прямо обратное. Щиток расположен далеко от водителя, и поэтому высоты его явно недостаточно. Приблизить щиток не позволяет руль, а вот увеличить его высоту ничто не мешает. В тундре, где скорость была велика, да еще свирепствовал мороз, мы надставили стекла на 120-140 мм и спокойно ехали сидя, не ложась на руль, как раньше. Тундра же явилась отличным местом испытания ходовой части снегохода и системы пуска двигателя. Здесь царствовал мороз, опускавший ночью столбик термометра почти до 40 градусов. Помнится, в первый морозный вечер кое-кто из нас беспокоился: как удастся завтра утром пустить двигатели, хотя заводчане и уверяли, что это не представит больших трудностей. Единственное что по их совету все тут же сделали — освободили бензопроводы и отстойник карбюратора от топлива, чтобы находящаяся в нем вода (к сожалению, присутствовавшая в топливе, которым нам приходилось заправляться) не образовала ледяных пробок. Заводчане оказались правы. При тридцатипятиградусном морозе двигатели некоторых машин удалось пустить электростартером уже со второй или третьей попытки. На других снегоходах, где батареи оказались сильно разряженными (мы использовали их на стоянках для розжига отопителей «Запорожца», обогревавших палатки), пришлось сначала несколько раз провернуть коленчатый вал ручным стартером, снабженным шнуром, как на подвесных лодочных моторах. . Думается, что электростартер и батарея.' заимствованные у автомобиля «Запорожец», очень тяжелы для такой машины. как «Буран». Вероятно, не менее эффективный пуск двухцилиндрового двигателя без коробки передач могут обеспечить и не такие мощные агрегаты. Снег в тундре оказался плотным, но с такими обледеневшими застругами, что мы ехали словно на легковом автомобиле по булыжной мостовой. Пружины катков и руля, рессора лыжи работали хорошо до скорости 30 км/час, но срабатывали до упора при ее увеличении. Начиная с двадцать пятого дня пути, когда машины прошли более 2600 километров, стали ломаться коренные листы рессор на лыже у большей части снегоходов, устав от тряски на этой «стиральной доске». Конечно, можно было сбавить скорость, чтобы сохранить рессоры, но надо было соблюдать график движения, а замена рессоры занимает всего десяток минут. На неровной поверхности в тундре (мы и раньше сталкивались с этим) лыжа рыскает в стороны, и поэтому приходится крепко держать руль. Кисти рук уставали за день так, что утром пальцы с трудом разгибались. Для уменьшения поперечных колебаний руля снегоход желательно снабдить гидравлическим демпфером. Его эффективность на мотоциклах весьма высока; можно с уверенностью предположить, что и на снегоходе он значительно облегчит управление. Мы не ставили себе целью полностью проанализировать сильные и слабые стороны «Бурана», а обратили внимание в этих заметках прежде всего на те детали, которые, на наш взгляд, требуют доработки в первую очередь. Общее же впечатление, которое произвел снегоход, преодолевший 3000 километров, эквивалентных примерно 25—30 тысячам для мотоциклов, совершенно отчетливо: «Буран» — замечательная машина! Это единое мнение участников пробега (не только заводских работников). Она может работать и как трактор, буксируя сани с солидным грузом по снежному бездорожью, и как транспортное средство для охотников и рыболовов в поездках к дальнему озеру или лесу, и как машина для спорта и развлечений. Правда, для спортивных целей «Буран» слишком тяжел — поставить на гусеницы упавший на бок снегоход, а это нередко случается на уклонах, одному человеку очень трудно. Что касается туристских путешествий на «Буране», то их можно совершать только группой, способной в случае необходимости переночевать на снегу, и по маршрутам, где заправиться бензином можно через каждые 7080 километров — бака хватает в среднем на 100 километров. Жители Севера, как мы убедились воочию, с нетерпением ждут снегоходов. • • Б. СИНЕЛЬНИКОВ, спецкор «За рулем»