За нашу Советскую Родину!Учебным организациямДОСААФЗа рулём8 • август • 1974Ежемесячный научно-популярный н спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издается с 1928 годаГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕГенерал-лейтенант А. О ДИНЦОВ , первый заместитель председателя ЦКДОСААФ СССР Вмае , к ак известно, состоялся оче ­ р едной , IV пленумЦКДОСААФ СССР, всесторонне обсудивший одну из важнейших сторон деятельности оборонного Общества — о работе поподготовкемо ­ л одежикслужбевВооруженных Силах СССР. В ремя , п рошедшее после пленума, п лодотворно используется на местах. Материалы пленума обсуждены в ЦК ДОСААФ республик, областных, к рае ­ вых, районных комитетах, в коллекти ­ вах учебных организаций . Повсеместно намечены меры , о беспечивающиеулуч ­ шение работыв соответствии стребова ­ ниями XXIV съезда КПСС, З аконом СССР «О всеобщей воинской обязанности». Выполнение задач, определенных впо ­ становлении пленума, к онечно , дело не одного месяца, и мне хотелось быпого ­ ворить отом , к ак нам лучше справиться с ними, вернуться кнекоторымполо ­ ж ениям , высказанным участниками пленума. Этот разговор представляется важным сейчас и потому, что близится осень, а с ней — начало новогоучебно ­ г огодав автомотоклубах, школах технической подготовки и других организациях оборонного Общества. Не за гора ­ м ииочередной , осенний, п ризывмоло ­ д ежи на военнуюслужбу . Среди десятков военно-технических профессий, к оторымюноши обучаются внашемоборонном Обществе, а это каж ­ д ый третий призывник , — самой расп ространенной является профессия во ­ дителя. И, естественно, никто из препо ­ давателей, и нструкторов , мастеров про ­ изводственного обучения в дни призыва не может остаться равнодушным . А нализируя предварительные итоги за ­ к анчивающегосяучебного года, м ожносудовлетворением отметить, что руково ­ дителям, преподавателям подавляющего большинства автомотоклубов ишкол не придется краснеть за своих питомцев. В нынешнем , о пределяющемгоду пятилетк имногие коллективы наших учебных организаций трудились и трудятся сбольшой отдачей сил, умения, мастерства. Включившись в социалистическое соревнование, о ни взяли повышенные обязательства ис честью их выполняют. У бедительнымпримеромможет служить коллектив Шяуляйскойшколы техн ическойподготовки (Литовская ССР). С амымидрагоценнымиего качествами стали чувство нового , инициатива. Светлые двух- и трехэтажные корпуса из стекла и бетона. В просторных классах — электрифицированные стенды, р азрез ­ ные действующие агрегаты, п рограмми ­ рованные устройства, оригинальные при ­ б оры , п риспособления — все для эффективности обучения . В создании прочной материально-технической базы принима ­ ет участие весь дружный , инициативный коллектив, возглавляемый коммунистомАльбинасом Степановичем Сроугисом . Большинство преподавателей, и нструкто ­ ров, мастеров производственногообуче ­ ния — специалисты сосредними высшим техническим образованием, они увлеченно занимаются рационализаторств ом , изобретательством, м ногое делают, ч тобы привить курсантам любовь кпро ­ фессии водителя, вкус ктехническому творчеству. Автомотоклубов и школ технической подготовки , подобных Шяуляйской , становится все больше. Это результат того , что комитеты Общества стали глубже вникать в учебный процесс, критичнее относиться к недостаткам. М ы благодарны партийным органам , Министерству обороны , Военным сове ­ там округов , к омандованиюмногих частей, соединений, политорганам, к омсо ­ молу, в оенкоматам за то внимание ипо ­ м ощь , к оторыеони постоянно оказыва ­ ют оборонному Обществу в деле подго ­ товки специалистов для армиии флота. Сошлюсь на пример республик Со ­ ветской Прибалтики. Вопросы, связанные с деятельностью организацийДОСААФ , н еоднократно рассматривались в ЦК Коммунистической партии, П резидиуме Верховного Совета, Совете Министров Эстонской ССР. В Латвийской ССР задачи коммунистического воспитания ипод ­ г отовкимолодежик военной службе обсуждались на пленуме ЦККП Латвии, на собрании республиканского партийн ого актива. Важность всесторонней подготовки юношей к службе в армии подчеркнута в ряде документов, принятых бюроЦККоммунистической партии Литвы. П одобныепримерыможнопри ­ вести из другихреспублик , к раев , о б ­ ластей. Вопросы подготовки специалистов дляВооруженных Сил неодно ­ к ратно обсуждались на Военном Совете Прибалтийского военногоокруга . В результате совместных усилий в этом году сделан новый шаг впередивук ­ реплении материально-технической базыДОСААФ . М ногие автомотоклубы ишко ­ лы технической подготовки обновили парк учебной техники автомобилями ЗИЛ-130, ГАЗ-53, ГАЗ-66. Продвинулось капитальное строительство. Новые дома технической учебы, к орпусаобщежитий для курсантов, г аражи , мастерские — более ста различных сооружений введены в строй внынешнем году.В НОМЕРЕ: Учебным организациям ДОСААФ 1Шаги пятилетки Начальная военная подготовка. Изучающим мотоцикл 34В обществе авто- и мотолюбителей 6 Новости, с обытия , ф акты7 Навстречу 30-летию Победы 8 Страничка мотоциклиста 10 Завод и редакция снегоход Советская техникаВ «Клубе «Автолюбитель»: тенты и палатки О предпродажной подготовке автомобилей Советы бывалых испытывают 12 14 16 19 21К 50-летию советского автомобилестроения 22 Зеленая волна Спорт В мире моторов Два чуда века. Рассказ Спортивный глобус Для вас и вашей машины 24 32 36 38 39 39По следам наших выступлений 40На первой странице обложки : багги — новый вид спортивной техники . Ф ото С. Ветрова УчебнымВсе этаположительно - с казалось на повышении качества военно-технического обучения молодежи . Воспитанники наших клубов ишкол быстро входят в армейский строй, становятся отличниками боевой и политической подготовки , классными специалистами. Выступая на IV пленуме ЦК ДОСААФ СССР, г лавнокомандующий Сухопутными войсками заместитель министра обо ­ р оны СССР генерал армии И. Г. Павловский сказал: «Министерство обороны, войска высоко ценят ту большуюпо ­ м ощь , к оторую оказывают им учебные организации ДОСААФвподготовке специалистов имолодежикслужбевар ­ мии». Эта оценка адресуется прежде всего передовыморганизациямДОСААФ , лучш им автомотоклубам ишколам . А их у нас немало. Успешно ведется подготов ­ ка специалистов для армии и флота в организациях оборонного Общества Ук ­ раины, Литвы, Грузии, А рмении , Волгог радской , О мской , Ростовской, Тульской, К урской областей, Татарской АССР. Словом, успехи у нас есть, и немалые. Но обольщаться ими нет оснований. Партия учит нас не успокаиваться на достигнутом. На пленуме ЦК ДОСААФ справедливой критике был подвергнут рядкоми ­ тетов и учебных организаций Общества за недостатки в обучении и воспитании призывной молодежи , в том числе вподготовке водителей колесных игусе ­ ничных машин. Серьезные претензии были предъявлены, в частности, н екото ­ р ым клубам ишколамДОСААФв Азербайджанской, Таджикской, Казахс кой ССР, Г орьковской , Т омской , О рен ­ бургской, Кировской, Новгородской областях и Карельской АССР. Участники пленума анализировали недостатки, а главное — предлагали пути 'их устранения. Накануне нового учебного года мнебы хотелось ещеразобра ­ тить внимание руководителей комитетов, учебных организаций, всего нашего актива на необходимость решения прежде всего коренных задач, вытекающих из постановления IV пленума ЦК ДОСААФ СССР. Важнейшая из них — дальнейшее со ­ вершенствование материально-техничес кой базы автомотоклубов, ш кол , учебных пунктов, д ругих учебных организа ­ ций. В этой связи особо следует остановиться на внедрении впрактикуобуче ­ ния технических средств — п рограмми ­ рованного и тренажерного обучения курсантов, на внедрении в их обучение электрифицированных действующих схем-макетов, на наглядность и предметность в обучении будущих воиновспециалистов. К огдамы хвалим, н апример , Украину за высокое качество подготовки водителей, то резонно связываем это с интенс ивным капитальным строительством, с созданными там условиями для успеш ­ ной учебы, военно-патриотического воспитания, физической закалки призывни ­ ков. В самом деле. В организациях ДОСААФУкраинской ССР за последние три года построено более 300 тысяч квадратных метров площади, где разме ­организациямДОСААФполнялась всего лишь на 70—75 процен ­ тов. С такимположением мириться нельзя. Отработка практических навыков опять-таки упирается в материальную базу. В 1974/75 учебномгоду надо до ­ биться, чтобы каждый автомотоклуб имел автодром . Следует поторопиться с вводом в промышленное производство отечественного электронного автотренаж ера , о бразецкоторого разработан кон структорско-технологическим бюро ДОСААФв г. Харькове. Главным показателем качества подго ­ товки водителей колесных и гусеничных машинв наших учебных организациях является их умение после призыва в арм ию быстро войти встрой , овладеть сложнойбоевой техникой и заменить ушедшихв запас старших товарищей. К сожалению , м ногиеруководители наших учебных организаций , оценивая результаты своего труда, привыкли довольствоваться лишь показателями оценок военно-экзаменационных комиссий и ГАИ и не интересуются службой своих питомцев вармиии на флоте, имеют весьма плохие, подчас случайные связи с частями Советской Армии , вследствие чего не знают сильные и слабые сторо ­ ны обучения будущих воинов-специалистов. У крепление деловых связей с воинскими частями, г де служат наши воспитанники, знание сильных и слабых стор он нашей работы — н еобходимое условие дальнейшего улучшения качества подготовки водителей для Вооруженных Сил. Важнейшее значение в деле дальнейшего совершенствования подготовки водительских кадров для нашей Армиии Флота имеет коренное улучшение учебно - м етодической работы с инструкт орско - п реподавательским составом наших учебных организаций по повыше ­ н ию их специальных знаний иметоди ­ ч еского мастерства. В связи сширокимвнедрениемв обучение различных технических средств эта работа становится центральной задачей наших школ технической подготовкии автомотоклубов. Таково веление времени . Вот почему прошедший пленум уделил большое внимание этому вопросу. Новый учебный годмыдолжны ознаменовать дальнейшим улучшениемгеро ико-патриотического, в оинскогоифизи ­ ч еского воспитания призывноймолоде ­ жи, широким размахом социалистичес кого соревнования. П одготовкак 30-летию победыСоветскогоСоюза над фашистской Германией предоставляет большие возможности для того , чтобы яр ­ к о , з римо раскрыть перед будущими воинами значение великого подвига наш его народа, р уководящую , вдохновл яющую роль Коммунистической партии вминувшей войне, смысл и результаты послевоенных мероприятий КПСС иСоветского правительства по укреп ­ л ениюобороноспособности страны. Надлежит наполнить глубоким идейн ымсодержанием политические занятия, политинформации. Чаще устраивать с курсантами походы , а втомотопробеги по местам революционной , б оевойи труд овой славы, тематические вечера, п осе -щаются людии техника. Местные орга ­ ны власти выделили комитетам ДОСААФ земельные участки для автод ромовобщейплощадью свыше 500 гек ­ таров. На Украине, в Литве идругихме ­ стах идут дальше — создают своего рода учебно-спортивные комплексы . А что такое комплекс? Это учебный корпусирядом — гараж, пункт технич еского обслуживания машин, спортивный городок , к урсантское общежитие, столовая. И, к онечно , а втодром . М ногие наши клубыишколы активно внедряют впрактику новые технические средства — аппаратуру программированного обучения, контроля и опроса, электрифицированные стенды и макеты, р азрезныедействующие агрегаты име ­ ханизмы, смонтированные вемкихде ­ монстрационных шкафах. Используют ки ­ н опроекторы , магнитофоны. Надо ли до ­ казывать, к акощутимо сказывается это на качестве обученияшоферов ! Но так обстоит дело далеко не везде. Некоторые руководители досаафовских организаций ив строительстве настойчивости не проявляют, и квнедрениюно ­ вого вкуса не имеют. Иначе не объяснишь то, что вТомской , Г орьковской , Ульяновской областях за последние пять лет не построено ни одногоучебного здания, хотя для этого выделялись необ ­ х одимые лимиты и средства. Плохо вы ­ полняются планы капитального строи ­ тельства вТуркменской , Т аджикскойи Казахской ССР. А к чему это приводит? К тому, что некоторые клубы и школы размещены по - п режнемувнепригодных для учебных целей помещениях. Часть специалистов готовится в филиалах, к оторые не располагают надлежащей учебной базой. О какомвысоком качестве обучения мо ­ ж ет тут идти речь? П ервоочередная задача предстоящегоучебного года идолжна состоять втом , чтобы улучшить материально-техничес кую базу всех без исключения автом отоклубовишкол . Подтянуть отстающих до уровня передовых. В новомучебномгоду надлежит обра ­ тить пристальное внимание на выработк уу курсантов более твердых практических навыков в управлении колесной и гусеничной техникой. Военные товарищи справедливо упре ­ кают отдельные наши учебные организа ­ ции втом , что их питомцы не имеют прочных навыков в управлении автомобилем при интенсивном движении транспорта, в сложных дорожных условиях. Мало обучаются курсанты вождениюма ­ шин ночью, в колоннах, на марше . Вып ускникиряда клубов не умеютпрово ­ дить контрольные осмотрыиежеднев ­ ное техническое обслуживание автомобилей, выявлять и устранять неисправности. Слабая практическая подготовка не раз выявлялась в Нахичеванском иМингечаурском автомотоклубах (Азербайдж анская ССР), н екоторых клубах Целиног радской области, Бурятской АССР. О д ­ нако недостатки устраняются таммед ­ ленно. С овершенно недопустимо, к огда часы, отведенные на вождение , полностью не используются, м ногие важные темы не отрабатываются. В некоторых клубах ОренбургскойиГорьковской областей программа по вождению временами вы ­Окончание — на стр. 6г