SBLccc, В ИНТЕРЕСАХ ОБЩЕСТВА,Великий праздник отмечает наш народ. Шестьдесят лет в истории Советского государства вместили в себя такое множество событий мирового значения, накопили такой огромный опыт социальных, экономических, культурных преобразований, какого не знает никакой другой период истории. Первая в мире страна социализма своим революционным подвигом и творческим трудовым поиском открыла перед человечеством светлые перспективы общественного развития, ярко продемонстрировала, какие высоты подвластны труду, свободному от эксплуатации. Юбилейный год памятен важнейшим событием жизни страны: всенародно обсуждена и единогласно одобрена Верховным Советом СССР новая Советская Конституция. В этом историческом документе ярко отражены успехи страны в построении зрелого, развитого социалистического общества, мощь социалистической экономики и неуклонный рост благосостояния трудящихся. Из отсталой, во многом зависимой от иностранного капитала страны волею Коммунистической партии и усилиями всего народа за несколько десятилетий создана мощная держава с развитой многоотраслевой социалистической индустрией и передовым сельскохозяйственным производством. Д аже сопоставление с показателями 1936 года, когда была принята прежняя Конституция Страны Советов, свидетельствует о поистине гигантских количественных и качественных изменениях в сфере экономики. Приведу лишь один пример. За 24 дня в нашей стране выпускается столько автомобилей, сколько было изготовлено за весь 1936 год. Такие масштабы и темпы роста автомобилестроения характеризуют существенные черты экономического потенциала страны. Ведь в автомобиле, этом сложном и точном промышленном изделии, воплотились достижения многих отраслей современной индустрии. Важно подчеркнуть и другое: массовая автомобилизация потребовала резкого повышения культуры эксплуатации и обслуживания автомобильного парка. Давно ушли в прошлое времена, когда за руль садились люди, наспех прошедшие элементарный курс обучения. Сегодня у основной массы водителей среднее образование, школа-десятилетка или техникум. А самое главное — выросло общественное сознание советских людей. Это залог того, что массовая автомобилизация служит и будет служить у нас интересам всего общества. Коммунистическая партия неуклонно и последовательно проводит курс на все более полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей населения. Забота о благе человека возведена в основополагающий принцип Советской Конституции. Миллионы легковых автомобилей и мотоциклов, которых с каждым годом все больше и больше в личном пользовании советских людей, также убедительно свидетельствуют о реальном воплощении идей партийных документов и конституционных принципов. Хотя, разумеется, главные транспортные проблемы в стране решаются преимущественным развитием транспорта общего пользования. 1 Совершенно ясно, что массовая автомобилизация качественно изменила обстановку на улицах городов и на дорогах страны. Интенсивность движения сегодня не идет ни в какое сравнение с тем, какой была она лет десять — двенадцать тому назад. Управлять движением, вводить его в безопасные рамки стало теперь намного сложнее. Там, где раньше вполне достаточно было светофора и просто милицейского жезла, ныне требуется куда более тонкая и сложная техника, вплоть до электронной, И не только техника. Для этого понадобился целый комплекс глубоко продуманных и последовательно проводимых мер самого разнообразного характера: организационных, инженерных, воспитательных и многих других. К оро ­ че говоря, осуществлен переход от простейших форм регулирования движения к организации дорожного движения в самом широком смысле слова. Известно, что с ростом автомобильного парка обостряется проблема безопасности дорожного движения. Взаимосвязь тут естественная, и обусловлена она объективными закономерностями. Не следует только путать понятия: речь идет именно об обострении, усложнении этой проблемы, но отнюдь не оро ­ ковой неизбежности некоторых отрицательных сторон и последствий массовой автомобилизации. Эту проблему, как бы сложна она ни была, в условиях социалистической системы хозяйствования решить, безусловно, можно. Конечно, проблема безопасности на дорогах достаточно острая — есть и аварии, и жертвы, и немалый порой материальный ущерб. Дважды за последнее время — в 1972 ив 1976 годах — правительство принимало специальные постановления, которые, с учетом новых для нашей страны факторов, наметили как первоочередные, так и рассчитанные на длительную перспективу меры повышения безопасности дорожного движения. Таким образом, проблема эта стала одной из важнейших общегосударственных задач. С удовлетворением можно отметить тот факт, что количество дорожнотранспортных происшествий в расчете на 10 тысяч транспортных средств в результате принимаемых мер из года в год постоянно снижается и за последние пять лет уменьшилось более чем на 25%. Однако абсолютные показатели аварийности еще довольно высоки. Стало быть, наша задача — добиться того, чтобы ив условиях высоких темпов автомобилизации было обеспечено последовательное сокращение человеческих и материальных потерь от дорожных происшествий. То, что она выполнима, подтверждает практика сегодняшнего дня. В течение вот уже ряда лет идет на убыль количество ДТП и пострадавших в них на автотранспортных предприятиях союзных министерств химической промышленности, черной металлургии, легкой промышленности, монтажных и специальных строительных работ. В прошлом году хороших результатов в снижении тяжести последствий ДТП добились в Белоруссии, Литве, на Украине ив других союзных республиках. В ряде областей количество происшествий, заканчивающихся гибелью людей, уменьшилось на 10—15 и даже 20%. Отсюда напрашивается вывод: при более высоком уровне организации работы такая тенденция может быть превращена в общую закономерность. Сейчас, как известно, при Мини ­ стерстве внутренних дел СССР образована межведомственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, которая координирует деятельность в этом направлении всех учреждений и организаций. В ее составе заместители председателей Советов Ми ­ нистров союзных республик, руководящие сотрудники многих министерств и ведомств. Созданы рабочие группы по различным аспектам проблемы. Значительно расширились функции Государственной автомобильной инспекции МВД СССР. Ей поручено ныне производство технических средств организации движения и их эксплуатация, разработка стандартов и нормативов, связанных с безопасностью дорог, контроль за состоянием самих дорог. Госавтоинспекция принимает участие в испытании образцов новой автомототехники, проверяет качество ремонта автомобилей на станциях технического обслуживания. Дальнейшему совершенствованию этой службы уделяется большое внимание. Госавтоинспекция — основной орган государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения, и она должна работать на выс оком профессиональном уровне, без малейшего брака. Здесь у нас немало положительных примеров. Скажем, коллективы ГАИ Волгоградской, Курской, Ростовской и Горьковской областей, Чечено-Ингушской АССР. В девятой пятилетке они стали победителями соревнования в Российской Федерации. В этом году в ряд с ними встали автоинспекции Саратовской, Курганской и Московской областей, Хабаровского края. Соревнование помогло не только снизить аварийность, оно самым лучшим образом сказалось на укреплении дисциплины сотрудников ГАИ, повышении их моральных и деловых качеств. Успехи победителей соревнования — результат усилий не только органов ГАИ, но прежде всего партийных и советских органов, ряда других ведомств и общественного актива, Показателен в этом отношении опыт Волгоградской области. Здесь чрезвычайно плодотворно и целеустремленно работает областная комиссия по безопасности дорожного движения, которая планирует и помогает проводить в жизнь все важнейшие мероприятия в этом направлении. Здесь инициативен обком ВЛКСМ и совет профсоюзов, которые стали организаторами ежегодных конкурсов «Молодой водитель» и «За безопасность движения», Все это нашло выражение ив конечном результате: за 8 месяцев этого года число происшествий сократилось еще на 1,2, а погибших и раненых в них на 6,2 и 4% соответственно. В этой связи мне хотелось бы подчеркнуть вот какую мысль. С каждым годом работа по предотвращению дорожных происшествий становится все разнообразнее и содержательнее. Оправдали себя на практике многие интересные и весьма эффектив- НА БЛАГО ЧЕЛОВЕКАные мероприятия общесоюзного масштаба, такие, как периодические смотры безопасности дорожного движения, рейд «Скорость», операция «Пешеход» и другие. Но все они не в состоянии учесть специфику момента или особенности сложившейся ситуации в том или ином месте. Вот почему надо неустанно искать новые формы работы, исходя из конкретной обстановки вгороде или области, творчески подходить к тому, что уже оправдало себя на практике. П ри всем разнообразии задач и функций различных ведомств централизованное, плановое начало вполне способно объединить усилия многих организаций во имя важной общегосударственной цели — обеспечения безопасности дор ожного движения. Речь идет о том, чтобы использовать это преимущество социализма с максимальной эффективностью. Вот, с кажем , д орожное строительство. Не буду говорить опроблемев целом, коснусь лишь некоторых ее сторон. И з ­ вестно, что отдельные районы страны по - р азному обеспечены сетью современных автомагистралей. В озможно , одной из причин диспропорций является отсутствие единой организации, ведающей этим делом именно в масштабах всей страны и сосредоточивающей в своих руках все основные финансовые и материальные ресурсы. Необходимость комплексного подхода кпроблеме отчетливо прослеживается, к огда мы рассматриваем идругую сторону дорожного строительства. Д лято ­ го чтобы дорога стала во всех отноше ­ ниях безопасной, надо позаботиться не только оровномипрочном покрытии, не только о пересечениях .на разных уровнях и четкой разметке проезжей части. Очень важно предусмотреть все необходимоеи возле автомагистрали. М ногие аварии — это не секрет — не кончались бы трагично, поспей помощь вовремя. Но то медицинский пункт оказался далеко, то телефонной связи с ним не было. А кто знает, сколько дорожно-транспортных происшествий возникло лишь потому, что водителю негде было остановиться на ночлег, и он, усталый, п родолжал вести машину? Д алеко не безразлично с точки зрения безопас ­ ности, ч еми как торгуютвпридорож ­ ных магазинах, что предлагают вкафеи ресторанах, расположенных вблизи автомагистралей. Я далек от мысли, что построить до ­ статочное количество кемпингов имо ­ телей, оборудовать все дороги системой связи можнов кратчайший срок. Но здесь остро ощущается необходимость комплексного подхода: при прокладке автомагистралей нужны согласованные, п родуманные усилия не одних лишь до ­ р ожников , но и связистов, работников здравоохранения, к оммунального хозяйства, общественного питания. Что же касается методологического единства действий и централизованного контроля, к ак важной составляющей об ­ щ ей стратегии борьбы за безопасность, то функции эти, как известно, ц еликом возложены на Госавтоинспекцию. Таким образом , в принципе существуют все объективные предпосылки для создания на дорогах и на улицах наших городов таких условий движения транспорта, которые в максимальной степени отвечают требованиям безопасности. Объективные предпосылки — категория важная, однако не исчерпывающая. М но ­ гие из уже проведенных и намечаемых мероприятий могут не принести желае ­ мых результатов, если сами участники движения — водители, пешеходы, пасс ажиры — не проявят организованности, дисциплины, сознательности. Будем откровенны: к акие бы жесткие правила ни вводились, к ак бы ни был строг контроль со стороны ГАИ, в реальных условиях дороги появляется возможность эти правила нарушить, а контроля избе ­ жать. Пользоваться подобной возмож ­ ностью опасно и недопустимо. То, что вчера, м ожет быть, и не представляло серьезной угрозы, сегодня, при высокой интенсивности движения и большой плотности транспортных потоков, чревато опасными последствиями. О динне ­ дисциплинированный водитель способен поставить под угрозу здоровье, а то и жизнь многих людей. В этой связи уместно, очевидно, п од ­ черкнуть тесную взаимозависимость прав и обязанностей всех участников движения. За последние годы многое сделано для совершенствования соответствующих правил и законодательных норм. Немало полезных предложений на этот счет поступило впроцессевсе - . н ародногообсуждения новой Конституции СССР. Права участников дорожногодвиже ­ ния надежно охраняются советскими за ­ конами. На страже их стоит милиция, Госавтоинспекция, правоохранительные органы государства. Генеральный секре ­ тарь ЦККПССЛ . И. Б режневвдокладе на XXV съезде КПСС , касаясь деятельности милиции, прокуратуры, судов, отмечал, что партия и государство высоко ценят нелегкий и почетный труд работников этих учреждений , заботятся о том, чтобы их состав пополнился подготовленными, достойными кадрами . И действительно, за последние годы значительно укреплены кадры милиции. Три четверти состава ГАИ — это сотрудники с высшим исредним специальным обра ­ зованием. О ткаждого автоинспектора сегодня требуются высокая профессиональная культура, отличное, во всех тонкостях знание своего дела, с трогое соб людение прав и интересов всех участников движения. В министерство ик руководству Госавтоинспекции поступает все меньше жалоб на неправильные действия того или иного инспектора. Но все же бывают отдельные случаи, к огда кто-то из них грубит, проявляет бестактность и превышает свои полномочия. М ы боролись ибудем бороться с любыми проявлениями подобного «упоения властью». Н икому не дозволено нарушать гражданские права советского человека, оскорблять его достоинство. Тот, кто этого не понял, недостоин носить милицейскую форму. Вместе с тем, нельзя забывать, что любые права всегда сочетаются сопре ­ деленным кругом обязанностей. О беспе ­ чивая широкие права советских граждан , защищая их от любых посягательств, государство обязано оградить общество от возможных злоупотреблений со стороны отдельных лиц. Разумеется, нарушения правил дорожного движения, если нет тяжких последствий, н икоим образом не должны отождествляться с преступным нарушениемнорм уголовного кодекса. О днакои здесь есть свои строгие и четкие ограничения, и своя мера ответственности за отступления от правил. И каждый, кто садится за руль автомобиля — государственного или личного, обязан всегда помнить об этом. Н ужно постоянно помнить, что без ­ опасность дорожного движения может быть обеспечена только совместными усилиями его участников — водителей, пешеходов, пассажиров, их вниманием, взаимной предупредительностью. Нет незначительных нарушений правил движ ения . К аждое из них может стать причиной несчастья. Достаточно сказать, например, что несоблюдение дистанции во время движения, несвоевременное переключение света являются ежегодно причиной почти пяти процентов всех автодорожных происшествий, третья часть дорожных происшествий случается по вине пешеходов. Круг обязанностей участников движе ­ ния вобщем - т о не так уж велик: у мело управлять транспортным средством, скрупулезно соблюдать правила, у важи ­ тельно относиться кдругим участникам движения, быть готовым помочь им вмеру своих сил и знаний. Абсолютное большинство водителей на дорогах страны проявляет и глубокое понимание этих обязанностей, и высокую меру личной ответственности за их соблюдение. Качества эти воспитываются в советском человеке всем строем социалистического образа жизни . Вместе с тем, в нынешних сложных условиях движения на до ­ рогах мало лишь осознания такой ответственности. Тут необходимы навыки и уменье. К сожалению, м ногие владельцы личных автомобилей, а нередко и молодые профессиональные водители в достаточной мере этими качествами не обладают. Задача дальнейшего улучшения подготовки водителей остается одной из самых актуальных. П риобретаемыйсго ­ дами опыт, безусловно, п омогает справляться с работой успешнееи не совершать грубых промахов, которые приводят к авариям. О днако ведущая роль в формировании тех водительских ка ­ честв, которые необходимы для безопас ­ ности движения, принадлежит системе обучения в совокупности всех ее частей — организации учебного процесса, с овершеннойметодики , прочной мате ­ риально-технической базы. Бесспорно, что учебная база организаций ДОСААФ , которые ведут подготовку водителей, за последние годы выросла и окрепла. И все-таки ощущается необходимость дальнейшей активизации и расширения деятельности оборонного Общества, а также добровольных обществ автомотолюбителей ив обучении водительскому мастерству, и в воспитании своих членов в духе высокой ответственности за до ­ р ожную дисциплину. М ыживемв знаменательное время. Героические трудовые свершения советского народа создают коммунистическое общество. На этом большом исложном пути все по-своему важно и ответственно. И в праздничные, юбилейные дни шестидесятилетия Великого Октября мы помнимо проблемах, которые еще существуют, и щем оптимальные пути для их успешногорешения . 31*