ОЧАНКА» ГАЗ-14новый советский автомобиль большого классаИллюстрации — на 1 стр.Горьковский автомобильный завод отмечает юбилей Октября началом производства новой «Чайки». . Модель ГАЗ — 1 4 — представитель третьего поколения горьковских машин большого класса, предназначенных для служебного пользования. Все автомобили этого класса отличаются высокой комфортабельностью, большой вместимостью (шесть — восемь человек) и выпускаются в ограниченном количестве. Начало производства представительских автомобилей было положено в Горьком в 1950 году, когда здесь выпустили ГАЗ — 1 2 , создатели которого были отмечены Государственной премией СССР. Занимая втипаже промежуточное положение между автомобилями среднего класса ГАЗ — 20 «Победа» и высшего класса ЗИС — 1 10 , Г АЗ — 1 2 унаследовал от них, с одной стороны, простоту конструкции и технологии изготовления, экономичность, а с другой — вместительность и комфорт. ГАЗ — 1 2к тому же имел относительно невысокую себестоимость, т аккак многие его узлы и детали были унифицированы или изготовлялись на базе массового производства. В целом это был автомобиль оригинальной конструкции , который и сегодня вспоминают добрым словом, а встречающиеся на дорогах экземпляры этой машины, к ак правило, хорошо сохранились и производят приятное впечатление. Все основные конструктивные особенности ГАЗ — 1 2 , обеспечившие экономичес куюи техническую целесообразность мелкосерийного выпуска автомобиля большого класса на заводе массового производства, были использованы и творчески развиты в последующих моделях: ГАЗ — 1 3и ГАЗ — 1 4 . Второе поколение — автомобиль «Чайка» ГАЗ — 1 3 (1959 г.) —представляло дальнейший шаг вперед в отношении развития конструкции, повышения энерговооруженности автомобиля, улучшения всех его технических показателей. ГАЗ — 1 3 выпускался без существенных изменений продолжительное время. Однако содержание понятия «современный автомобиль» постоянно меняется, и наиболее полное удовлетворение новых требований могло быть обеспечено только созданием новой модели. Работая над конструкцией автомобиля большого класса третьего поколения, мы ставили перед собой задачи: повысить общую комфортабельность, полностью обновить внешнюю форму и интерьер кузова, улучшить динамические показатели, удовлетворить современные требования безопасности конструкции , облегчить управление автомобилем, применить самые прогрессивные решения вконструкции узлоз. И вот автомобиль вышел из ворот завода. Компоновка ГАЗ — 1 4 выполнена по классической схеме: двигатель впереди, ведущие колеса — задние, это общепринято для легковых автомобилей большого и высшего 'классов. В салоне новой «Чайки» размещаются семь человек при трехрядном расположении сидений (два из них, среднего ряда, — откидные). Машина гораздо комфортабельнее своих предшественниц: улучшена посадка пасс ажирови водителя, с нижен уровень шума внутри салона, повышена плавность хода, улучшено внутреннее оборудование кузова. Передние сиденья — раздельные с облегающими спинками, регулируются по длине, высоте и наклону. Цельное заднее сиденье имеет два боковых и выдвижной средний подлокотники. Передние и заднее 3* сиденья снабжены регулируемыми подголовниками. Удобнее размещаются пассажиры и на откидных сиденьях. Отсутствие выступающих порогов пола, высок ие дверные проемы обеспечивают свободный вход и выход. В кузове введены отдельные отопители для переднего и заднего отделений. Улучшен обдув ветрового стекла теплым воздухом, введен обдув стекол передних дверей и электрообогрев заднего. Переднее и заднее стекла — теплонепропускающие и окрашенные, лобовое дополнительно затемнено в верхней части. Применена эффективная приточная и выт яжная вентиляция. Стеклоподъемники снабжены электроприводами, управляемыми с мест водителя и пассажиров. В автомобиле есть установка для кондиционирования воздуха. В салоне — стереофонический радиоприемник высшего класса с магнитофонной приставкой и дополнительным пультом управления в задней части, антенна выдвигается посредством электропривода. В отделке салона применена энергопоглощающая обивка. Кузов новой «Чайки» оборудован автоматически убирающимися ремнями безопасности инерционного типа для водителя и пассажиров переднего и заднего сидений. З амки дверей снабжены блокировкой, управляемой с места водителя параллельно скнопками , имеющимися нз «аждой двери. При формировании облика автомобиля нам предстояло решить две противоречивые задачи. Кузов должен был отвечать современным тенденциям развития внешних форм автомобиля, и в то же время нам хотелось избежать модных, броских решений, к ак правило, преходящих и потому неприемлемых для машины такого класса, внешние формы которой должны быть долговечными. Чтобы придать машине современный вид и улучшить обтекаемость, понижены по сравнению с ГАЗ — 1 3крыша , крылья, капот и багажник, увеличен наклон ветрового стекла, применены более плоские наружные панели, гнутые боковые стекла. Д инамическиеи многие другие показатели новой «Чайки» улучшены по сравнению с предыдущими моделями. Коротко об отдельных агрегатах и системах новой «Чайки». Двигатель развивает мощность 220 л. с. и крутящий момент 46 кГм. Увеличение этих показателей достигнуто при сохранении рабочего объема и степени сжатия применением двухкарбюраторной системы питания, улучшением конструкции впускного и выпускного трактов, изменением фаз газораспределения и другими усовершенствованиями. Гидромеханическая передача состоит из гидротрансформатора и планетарной трехступенчатой коробки с автоматическим переключением. Управление коробкой осуществляется рычагом селекторного типа, имеющим шесть фиксированных положений (нейтраль, движение, задний ход, п онижающая передача, вторая передача, стоянка). Применение рычажной системы взамен кнопочной повысило удобство управления автомобилем и безопасность. так как позволяет водителю не отвлекаться от наблюдения за дорогой. С целью обеспечить плавное трогание (например, на обледенелой дороге), а также торможение двигателем на пологих затяжных спусках предусмотрена возможность принудительного включения ВТОРОЙ передачи. Тормоза передних колес дисковые с сентилируемыми дисками и двумя торвкладкимозными скобами для каждого колеса. Задние тормоза — барабанные. Приводгидравлический с двумя независимыми контурами. Каждый контур действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего. Система усиления состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей — по одному в наждом контуре. В систему привода тормозов встроен гидравличес кий сигнализатор, и звещающийо выходе из строя одного из контуров. Стояночный тормоз имеет механический тросовый привод от ножной педали, действующий на колодки задних тормозов. Из этого краткого описания понятно, к акое внимание было уделено безопасности конструкции . Практически все основные узлы автомобиля в той или иной степени «работают» на это качество. Автомобиль ГАЗ — 1 4в полной мере удовлетворяет требованиям активной и пассивной безопасности конструкции , оговоренным как отечественными, т аки международными стандартами (правила ЕЭК ООН). Здесь и совмещенная работа стеклоочистителя и стеклоомывателя ветрового стекла, аварийная световая сигнализация, стояночный свет, фонари указателей поворота и стоп-сигнала с двумя уровнями освещения (для ночного и дневного движения). Впервые в отечественной практике на новой «Чайке» применены наряду с передними задние противотуманные фонари, стеклоочиститель со щетками , в неработающем положении убирающимися под капот. Новинка — фароочиститель струйного типа. Расположенные на переднем бампере форсунки направляют на фары распыленную под большим давлением струю жидкости , которая за доли секунды сбивает и смывает с их стекол дажезасохшую грязь. Вообще у ГАЗ — 1 4 очень высока насыщенность электрической и электронной аппаратурой. Достаточно сказать, что автомобиль насчитывает 17 электродвигателей (от стартера до магнитолы), многочисленные приборы, регуляторы, реле и переключатели. Все это нужно, чтобы удобно управлять большой, сложной и быстроходной машиной, для безопасности движения, для комфорта. Усложнение конструкции , которое является характерной чертой развития современной автомобильной техники , и связанные с этим дополнительные затраты в новой «Чайке» с лихвой окупаются скоростными, динамическими качествами, комфортабельностью и безопасностью — показателями, которые делают ее достойным представителем большого класса легковых машин. Новые конструктивные решения, примененные в автомобиле ГАЗ — 1 4 , т акие , к ак закрытая система охлаждения с антифризом, гидравлические толкатели клапанов двигателя, дисковые тормоза, сокращение количества точек смазки, способствуют снижению трудоемкости технического обслуживания. Один пример: общее количество смазочных операций на 1000 километров проб-era по сравнению с ГАЗ — 1 3 сокращено в шесть раз. Новый, современный автомобиль ГАЗ — 1 4 «Чайка», производство которого начато горьновскими автомобилестроителями в десятой пятилетке, в год юбилея нашего государства, будет достойно продолжать славные традиции марки «ГАЗ». А. ПРОСВИРНИН, главный конструктор ГАЗаг. Горький15