нои упор делается на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, что, бесспорно, продолжает оставаться генеральным направлением во всей нашей работе. Однако в последние- годы больше внимания стало уделяться снижению тяжести последствий ДТП совершенствованием и введением новых средств пассивной безопасности транспортных средств и дорог, а также улучшению организации послеаварийных действий. Нужно прямо сказать, что эти стороны проблемы с большим опозданием оказались в фокусе внимания в большинстве стран, не нашли они пока должного решения иу нас. Продолжаются глубокие исследования, цель которых более детально выявить влияние конструкций транспортных средств и их скорости при столкновениях на тяжесть последствий. — Очевидно, вся эта работа ведется в тесном сотрудничестве разных научных организаций, а также с использованием зарубежного опыта! — Научные изыскания в стране ведутся по единому плану научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, названному «Разработка и внедрение новых форм и методов, а также технических средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения». Самое активное участие в этих работах принимают ученые и специалисты НИИАТа, НАМИ, ГипродорНИИ, М АДИ , Института проблем управления АН СССР, ВНИИметрологии I осстандары i_v-i-i , научни»" исследовательских учреждений Минздрава СССР и ряда других. По отдельным проблемам проведен ряд научных конференций. Что же касается зарубежного опыта, то он используется нами при определении собственной научной тематики, изучаются научно-технические решения в странах развитого автомобилизма. Советские специалисты участвуют в деятельности ряда международных организаций. Особенно плодотворно сотрудничество в рамках Рабочей группы по безопасности дорожного движения Постоянной комиссии по транспорту СЭВ, а также рабочих органов Европейской Экономической Комиссии ООН. Наши специалисты участвовали в организации и проведении Первой международной научно-технической конференции стран — членов СЭВ, выставки «Сигналдортранс-76», нескольких международных симпозиумов и совещаний. — Не скажете ли вы в заключение, какие из последних рекомендаций специалистов оказали наибольшее влияние на повышение безопасности движения. — Как известно, после ряда исследований было предложено ограничить максимальные скорости на загородных дорогах. Мы рекомендовали два лимита — 70 и 90 км/ч. Не всем это пришлось по душе, но на показателях аварийности первый же год «умеренной» езды ска-погибших и раненых в большинстве республик ив целом по стране. Наши расчеты выявили прямое влияние скорости на вероятность ДТП и тяжесть их последствий. Не буду вдаваться в подробности, приведу только одну цифру: оказалось, что скорость 100 км/ч в четыре раза опаснее 70 км / ч . С прошлого года стало обязательным применение ремней безопасности. Теперь очевидна польза и этого нововведения. В регионах, которые мы обследовали, за тот период времени, который охватывала наша работа, не было ни одного столкновения, при котором бы погиб водитель или пассажир, пристегнутый ремнем безопасности. Ни один! Но, к сожалению, в городах лишь 15—20% водителей и пассажиров автомобилей, оборудованных ремнями, пользуются ими. На дорогах эта цифра достигает 40—45%. Несомненно, что жизнь и здоровье многих из пострадавших были бы сохранены, если бы они не игнорировали ремни безопасности. Итак, мы снова приходим к выводу о том, что очень многие ДТП не фатальная неизбежность, а прямой результат неправильного поведения или плохой подготовки водителя. А отсюда следует и другое: что бы ни открывала, ни предлагала наука для обеспечения безопасности движения, усилия эти дадут результат лишь в том случае, если будут помножены на высокую дисциплину и сознательность самих участников движения.10 ноября — День советской милицииПризваниеавтоинспекторё...В семнадцать лет ушел добровольцем на фронт. В восемнадцать — командир пулеметного расчетав воздушнодесантн ых войсках. Конец войны совпал с его евятнадцатилетием. Вернулся в родной моленск и не узнал его: руины. А под обломками притаилисьснарядыи мины... Военкомат направилсержанта Бориса Климчака в штаб МПВО для разминиров ания города. Война продолжилась для него еще на два года. Потом первая мирн аяпрофессия — ш офер . Возил зерно. В 1958 году по рекомендации горкома комсомола водитель первого класса Климчак стал инспектором дорожного надзора. Когда Борис Феликсович Климчак, ны-Перед выездом на линию Борис Феликсович Климчак беседует со своими сотрудниками. Фото В. Ковалева 28не командир подразделения ГАИ УВД Смоленской области, в ыезжает на городские улицы или подведомственные трассы, водители, притормозив, приветствуют его. Есть среди них такие, кого он иштрафовал , кому «просечки» в талоне делал. А все равно приветствуют. «Хоть и строг майор, — говорят они, — зато умеет найти путь к душе». А путь этот один — суметь убедить водителя, даже самого недисциплинированного, что он — ответственный участникдвиженияи от него зависит порядок, спокойствие на дорогах. «Все мы — и водители, и работники ГАИ — з аняты общим, государственным делом. Потому и трудиться должн ы сообща». Так учил Климчака его перв ыйнаставник — с тарший автоинспектор Григорьев. Теперь он сам наставник. Под его началом десятки инспекторов, которые обслуживают город и дороги Москва — Минск, Орел — Р игав пределах области. А рабочий день инспектора не уклад ываетсяв восемь часов. И среди ночи поднимут, и выходным пожертвуешь. Н оиз подразделения Климчака никто не уходит. В чем секрет: в личном примере самого командира? — Попросту сознают важность своего дела, — говорит Борис Феликсович. — А тогда и работается веселей. Каждому юн дает меткую характеристику и почти всегда добавит: «Толковый парень. Уже два года трудится. А для милиции это немалый срок». Приходят сегодня в ГАИ молодые, технически образованные ребята. Позади — ш колаврядах Советской Армии. Инс пектору нужен сильныйхарактерикрепкиенервы . И вместе с этим сердечность. А еще лучше — и педагогическая жилка. — Представь себя на месте водителя, — отчитывает Климчак не в меру ретивого подопечного. — Допустил ты по неопытности первое нарушение — и сразу же наказание . Грубая мера и неэфф ективная . Нас уважать должны, а не бояться. Из тысячи водителей только один злостный нарушитель. С ним особый разговор. Но главное внашей работе — не расследование ДТП. а их предупреждение. Не штрафами , не «просечками», а воспитанием. Каждую неделю работники подразделения выступают в городских автохозяйствах. Это не только отчет онарушенияхи происшествиях в данном коллективе. Здесь и детальный разбор с привлечением доказательств. Беседы похожи на учебу, где и водители, и инспектора приобретают опыт. Крепнут связи, и пополняются ряды помощников ГАИ. Трудно ГАИ в сельской местности. «Климчаковцы» ш ефствуют над тамошними коллегами. Каждый месяц проводят они рейды по всей области, сообщая о результатах через местное радио. Злостным нарушителямдорожных правил достается по заслугам. Но строгость — не единственный и, может быть, не главный инструмент сотрудников подразделения Климчака. Лето на Смоленщине нынче было дождливым. Командир взвода Геннадий Черепнев, п атрулируя по городу, обратил внимание на автомобиль, поворачивающий на трассу Москва—Минск. «Неуверенная езда», — отметил он про себя и остановил водителя. Подошел. Представился: — Автоинспектор Черепнев. Куда едете? — В Минск, — взволнованно ответил тот. — Давно за рулем? — Третий месяц. — Будьте внимательны, п ереключая скорость. Держитесь подальше от обочин. Сегодня они опасны. Р езко не тормозите. В общем, счастливого пути! Эпизод вполне обычный для подразделения, можно сказать, в его стиле. А стиль этот, весь тон в работе задает ком андир — Борис Феликсович Климчак. Потому он уверен в своих людях. — Доверяю им. Многие могут работать самостоятельно. Одним словом, хор ошая смена выросла. Надежная. г. Смоленск Е. ЮДКОВСКАЯ, спецкор «За рулем»