МОТОКРОССЧемпионат мира 1977 года в классе 3 250 см закончилсятриумфомсоветских спортсменов. Геннадий Моисеев и Владимир Кавинов завоевали золотую и сер ебряную медали первенствамира . Из двадцати четырех заездов на двенадцати этапахнашикроссмены Моисеев, Кавинов и Овчинников выиграли восемнадцать. В истории чемпионатов мира по моток россугонщик Советского Союза в третий развыигрываетпочетный титул. Результаты соревнований X этап (Англия). 1-й заезд : 1. Г. Моисеев (СССР). КТМ; 2. В. Кавинов (СССР), КТМ; 3. Ж. Б рюно (Франция), КТМ; 4. Ж. Мингельс (Бельгия), «Монтеса»; 5. Г. Эвертс (Бельгия), «Бультако»; 6. А. Баборовский (ЧССР), 4 3 . 2-й заезд : 1. Моисеев; 2. А. Мальэрб (Бельгия), КТМ; 3. Г. Майш (ФРГ), «Майко»; 4. Д. Пеан (Франция), «Майко»; 5. Брюно; 6. А. Дифф енбах (ФРГ), КТМ. XI этап (Швеция). 1-й заезд : 1. Кавинов; 2. Эвертс; 3. Моисеев; 4. Брюно; 5. Мальэрб; 6. Э. Сундштрем (Финляндия), «Хускварна». 2-й заезд : 1. Кавинов; 2. Моисеев; 3. Мальэрб; 4. К. Хадсон (Англия), «Майко»; 5. Диффенбах; 6. Б рюно . XII этап (Финляндия). 1-й заезд : 1. Моисеев; 2. Мальэрб; 3. Кавинов; 4. Сундш трем ; 5. Т. Сузуки (Япония), «Сузуки»; 6. Д иффенбах . 2-й заезд : 1. Моисеев; 2. Мальэрб; 3. Д иффенбах ; 4. Кавинов; 5. Баборовский; 6. Бовен (Бельгия), «Монтеса». Итоговый результат: 1. Г. Моисеев (СССР), КТМ — 245 очков; 2. В. Кавинов (СССР), КТМ—203; 3. А. Мальэрб (Бельгия), КТМ — 150; 4. Г. Эвертс (Бельгия), «Бультако» — 121; 5. Г. Майш (ФРГ), «Майко» — 100; 6. А. Б аборовский (ЧССР), 4 3 — 98... 14. А. Овчинников (СССР), КТМ — 45.Очередные три этапа Кубка дружбы социалистическихстран мало повлияли на распределение мест по сравнениюс первым, минским. На этих этапах впервые в полном составе выступали на легковых автомобил ях сборные НРБ и ВНР, и впервые же в истории Кубка гонщик из НРБ (К. Хинов) п ринимал участие всоревнованиях на гоночных автомобилях. Р азрыв по времени одного круга между спортсменами ЧССР и СССР, выступающими на гоночных машинах (класс 3 Б8-1300 см ), с ократился по сравнениюспрошлым годом, но по-прежнему гонщики ЧССР сохраняют преимущество. Проведенная неофициальнаязасечка максимальной скорости дала такиерезультатыв этом классе: Г. Мелькус (ГДР), СЕГ-МТ77 —219 км/ч; Ф. К рамер (ГДР), СЕГ-МТ77 — 205 км/ч: И. Черва (ЧССР), «Металэкс-103» и Р. Сарап (СССР), «Эстония—19М» — 200 км/ч: В. Лим (ЧССР), «Авиа-1300», К. Ийлек (ЧССР), «Металэкс103», Т. Напа (СССР), «Эстония —18М» — 195 км/ч. Легковые3 автомобили (класс А2-1300 см ) «Шкода-130РС» и ВАЗ21011 располагают примерно одинаковой мощностью (около 125 л. с ) , но первые имеют более совершенную аэродинамическую формукузоваименьший вес. М аксимальнаяскоростьмашин «Шкода-130РС» — 192—212 км/ч, а ВАЗ21011 — 180 — 190 км/ч. Результаты соревнований II этап (ГДР). Личный зачет. Класс А2-1300 см 3 : 1. О. Хорсак; 2. М. Жид; 3. 3. Войтех; 4. О. Брунцлик; 5. В. Томашек (все — ЧССР), «Шкода-130РС»; 6. И. Михль (ЧССР). «Шкода-ПОР»... 9. В. В айшвила (СССР), ВАЗ—21011... 12. A. З амыслов (СССР), ВАЗ—21011... 15. B. Трушин 3 (СССР), ВАЗ—21011. Класс Б8-1300 см : 1. У. Мелькус (ГДР). СЕГМТ77; 2. В. Лим (ЧССР), «Авиа-1300»: 3. И. Черва: 4. К. Ийлек (оба — ЧССР), «Металэкс-103»; 5. X. Линднер (ГДР), СЕГМТ77; 6. А. Патлейх (ЧССР), «Дельта»; 7. Т. Напа (СССР), «Эстония —18М»... 9. Р. Сарап (СССР). «Эстония—19М»; 10. В. Барк овский (СССР), «БПС-Эстония»... 18. В. Л укашевич (СССР), «Эстония — 18М». Командный зачет. Класс А2-1300 см 3 : 1. ЧССР — 139 очков; 2. ГДР — 100; 3. СССР — 99; 4. ВНР — 61; 5. Н РБ — 47. Класс Б8-1300 см 3 : 1. ЧССР — 130; 2. СССР — 109; 3. ГДР — 90; 4. ПНР — 85. III этап (ЧССР, г. Мост). Личный зачет . Класс А2-1300 см 3 : 1. Б рунцлик ; 2. Жид; 3. В. Энге (ЧССР), «Шкода-130РС»; 4. Вайшвила; 5. П. Мюкке (ГДР), «Застава101»; 6. З амыслов . Класс Б8-1300 см 3 : 1. Лим; 2. Ийлек; 3. Мелькус; 4. В. Гюнтер (ГДР), СЕГ-3; 5. Черва; 6. И. В анчура (ЧССР), «Металэкс-103»; 7. Напа... 10. Сарап. Командный зачет. Класс А2-1300 см 9 : 1. ГДР — 106 очков; 2. Н РБ — 99; 3. ЧССР — 87; 4. СССР — 80; 5. ВНР — 74. 3 Класс Б8-1300 см : 1. ЧССР — 136 очков; 2. СССР — 106; 3. ПНР — 97; 4. ГДР — 84. IV этап (ПНР, г. Торунь). Личный зачет . Класс А2-1300 см 3 : 1. Б рунцлик ; 2. Хорсак; 3. Жид; 4. Вайшвила; 5. П. Гааль (ВНР), ВАЗ—21011; 6. В. Трушин (СССР). ВАЗ—21011. Класс Б8-1300 см 3 : 1. Ийлек; 2. Ч ерва : 3. Напа; 4. Гюнтер; 5. Ф. Валов ич (ЧССР), «Металэкс-103»; 6. Мелькус; 7. В. Б арковский (СССР), «БПС-Эстония». Командный зачет . Класс А2-1300 см 3 : 1. ЧССР — 139 очков; 2. ВНР — 112; 3. НРБ — 3 105; 4. СССР — 80. Класс Б81300 см : 1. ГДР — 116; 2. СССР — 111; 3. ЧССР — 96; 4. ПНР — 65. Сумма очков после четырех этапов. Личный зачет. Класс А2-1200 см 3 : Брунцл ик — 150, Ж ид — 138, Войтех — 123, В айшвила — 118, Энге — 112, Гааль — 108 очков. Класс Б8-1300 см 3 : Ийлек — 146 очков, Лим — 142, Ч ерваи Мельк ус — по 132, Напа и Гюнтер — по 122. Командный зачет. Класс А2-1300 см 3 : ЧССР — £04 очка; СССР — 323; ГДР — 279: НРБ — 253; ВНР — 247. Класс Б81300 см 3 : ЧССР — 501 очко; СССР — 406; ГДР — 401; ПНР — 306. Последний, п ятый этап состоялсяв г. Албена (НРБ).Двенадцатый этап первенства мира на автомобилях формулыIзакончился неожиданной победой Алана Джонса. Этому австралийскому гонщику 31 год, и на соревнованияхформулыI он выступает всего третий сезон. Победу Джонсу принесло высокое индивидуальное мастерство, х орошая надежность машины и... спортивное счастье. XII этап (Австрия): 1. А. Джонс (Австралия), «Шэдоу-ДН8»; 2. Н. Лауда (Австрия), «Феррари-312Т2»; 3. Г. Штук (ФРГ), «Брэбхэм-Альфа-ромео-БТ45Б»; 4. К. Рейтеманн (Аргентина), «Феррари-312Т2»; 5. Р. Петерссон (Швеция), «Тиррел-П34»; 6. Р. Кигэн (Англия), «Хескет-308Е». Сумма очков после двенадцати этапов: Лауда — 54, Шехтер — 38, Р ейтеманн — 34, М. Андретти (США) — 32. Хант — 22. Нильссон — 20.МНОГОБОРЬЕБлестящего успеха добились спортсмены социалистическихстран на междунаЁодных шестидневных соревнованиях. этом году они состоялись в пятьдесят второй раз . В районе г. Поважска Быстрица (ЧССР) с ильнейшие мотоциклисты всего света вели спор заглавные командные трофеив мотоспорте. О том, с кольсложными были эти соревнования , можно судить по тому, что из 313 участников, в ышедших на старт, л ишь 99, то есть только одна треть, дошли до фи ­ ниша. В розыгрышеважнейшегоприза «шестидневки», Международного Трофея, среди 14 команд победила сборная ЧССР в составе С. Злох, К. Машита, Ф. Мразек, И. Стодулька, О. Томан, И. Ц исарж . Они выступали на мотоциклах ЯВА. За всю историю мотоолимпиад чехословацкие спортсмены двенадцать раз выигрывали Международный Трофей. Второе место заняли многоборцы ГДР на машинах МЦ. Третье — у спортсменов ФРГ, победител ей последних двух лет. На другой приз , Серебряную Вазу, претендовало 15 команд. Здесь все три перв ых места занялипредставители социал истическихстран : 1. ЧССР; 2. ГДР; 3. ПНР. Команда-победительница выступалав составе: М. Едличка, П. Валек, И. Пошик, П. Цигелка. Это шестнадцатый выи грыш Вазы мотоциклистами ЧССР. Спортсмены СсСР не принимали участия всоревнованиях .СПИДВЕЙПод проливным дождем, п ревратившимгаревуюдорожку гетеборгского стадиона «Уллеви» в болото, н овозеландец Иван Маугер впятыйраз стал чемпионом мира. Он повторил рекорд шведа Ове Фундина, к оторый тоже пятьразвыигрывалпочетный титул. После победы на финале личного первенства мира по спидвею 37-летний Мауг ерзаявилвставшейдля него традиционной манере : «Я знал, что повторю рек орд Фундина. Только не рассчитывал , Что это так быстро произойдет. Теперь я должен побить этот рекорд. Не вычерк ивайте Ивана изспискафаворитов . Еще не разуслышите обо мне». В шестеркусильнейшихкроме новоз еландца вошли: 2. П. Коллинс (Англия); 3. О. Ольсен (Дания); 4. М. Ли (Англия); 5. Ф. Томсен (Дания); 6. Б. Янссон (Швеция). Один изсильнейшихгонщиков ПНР Э. Я нцажзанялна этот раз тринадцатое место. Кубок балтийскихстран по спидвею в этом году был разыгранвчетыреэтапав городах Нойбранденбург, Гюстров, Росток и Штральзунд (ГДР). Победил В. Пазников (СССР). В тройку призероввошлитакже А. Гуща (ПНР) и Д. Тетцл афф (ГДР). Н аш А. Дюжев был пятым.РАЛЛИ«Рейд польский» был не только третьим этапом розыгрыша Кубка дружбы социалистическихстран , но и одним изэтаповпервенства Европы. Трасса этого традиционного ралли, проводимого в 37-й раз, б ылаоченьсложнойи включал а 51 специальный участок. Из 93 стартовавших экипажей зачет получили только 34. Победу в зачете Кубка дружбы одержал экипаж В. Елахна — Л. Главка (ЧССР) н а «Шкоде-130РС». На последующ их местах: 2. В. Гавел — М. Воханка (ЧССР), «Шкода-130РС»; 3. В. Ш едивый — А. Янечек (ЧССР), «Шкода-130РС»; 4. С. Вукович — В. Московских (СССР), ВАЗ—2103... 6. А. Р ейманис — А. Звинг евиц (СССР), ВАЗ—2103... 8. Н. Больш их — И. Б ольших (СССР), «Москвич2140». В зачете первенства Европы места распределились так: 1. В. Д арниш — А. Маэ (Франция), «Лянча-стратос-2,4ХФ»; 2. А. З анинии X. Петиско (Испания), СЕАТ-124-1800; 3. Б лахна — Главка... 9. Вукович — Московских. По сумме очков вчемпионатеЕвропы на лидирующей позиции прочно укрепился Дарниш .На финалепервенствамира по гонкам на 1000-метровом треке, которое проходило в г. Аалборге (Дания), победил А. Мих анек (Швеция). В шестеркесильнейшихоказались : 2. А. ЗиглЬ (ФРГ); 3. О. Ольсен (Дания); 4. И. Ш танцль (ЧССР); 5. О. Калль (ФРГ); 6. А. Визбек (ФРГ). 39