просвет. На раскисших или с глубокой колеей дорогах, мягких грунтах, сыпучем песке и т. п. ему может принадлежать последнее слово, ибо вытащить машину, севшую на мост или днище, значительно труднее, чем буксующую. В самом деле, в других случаях бывает достаточно толкнуть ее или в крайнем случае взять на буксир. Здесь же такие действия могут привести к повреждению узлов и деталей, расположенных под днищем, и в первую очередь — трубок и шлангов тормозов. Поэтому, встретив размытый участок дороги, необходимо тщательно обследовать его и, если требуется, подготовить для благополучного проезда. Легче и надежнее всего следовать по наезженной «олее. В ней и грунт плотнее и вероятность столкнуться с сюрпризом в виде камня или бревна меньше. Если же в некоторых местах глубина колеи больше дорожного просвета машины, туда подсыпают землю, песок, кладут ветки, доски и т. п. Когда же колея на всем участке слишком глубока, ищут путь, чтобы оставить ее между колесами. Проехать по твердым или широким гребням нетрудно, а вот по мягким или узким удается не всегда. Дело в том, что катящееся колесо стремится идти туда, где меньше сопротивление его движению. Оно очень чутко реагирует на него, и стоит только приблизиться к краю колеи, где грунт обладает меньшей несущей способностью и обваливается, как колесо вслед за ним сползает вниз. Удержать его поворотом руля бывает просто невозможно, и тогда автомобиль упирается передним мостом в грунт, а колеса повисают в воздухе. Чтобы избежать риска попасть в такое положение, лучше ехать колесами одной стороны по колее, а другой — по обочине (рис. 4). В этом случае намного легче выдержать нужное направление, поскольку колеса, идущие по колее, почти не требуют управления. Кроме того, низшая точка автомобиля проходит выше над землей, чем в том случае, когда он движется по колее. Ну а что делать, когда машина все же села на грунт? Прежде всего выйти и выяснить причину. В зависимости от нее и конкретных дорожных условий принимают план действий, который не грозит, во-первых, повредить машину, а во-вторых, застрять еще сильнее. В большинстве случаев требуется сначала подать машину назад. Если не получается, поднимают ее домкратом и лопатой убирают мешающую землю. Иногда лучше положить под колеса доски, щебень и т. п. Особое внимание надо уделить установке домкрата, поскольку место для него обычно бывает самым неподходящим — грязь, снег или песок. Под пяту домкрата кладут доску, плоский камень, наконец, штык лопаты с таким расчетом, чтобы верхняя часть домкрата отстояла от дверцы_ машины на 150—200 мм, иначе при полном подъеме домкрат повредит ее. В одном случае домкрат можно заменить буксиром без риска повредить машину — это когда передние колеса попали в ров или яму. Торец бревна или связанные в виде буквы X две жерди подставляют под буксирный трос, наклонив их к машине (рис. 5). При натяжении троса передняя часть приподнимется, и машина продвинется вперед.36Не зная броду...Последняя преграда на нашем сегодняшнем пути — водная. Вероятно, нет необходимости много говорить о том, что, не зная ее глубины и твердости дна, нельзя приступать к форсированию. Хотя вода и расступается легче песка или грязи, но все же создает сопротивление движению, причем тем большее, чем выше скорость. В сочетании со скользким или мягким дном она может остановить автомобиль. Без особых трудностей и отрицательных последствий преодолевают воду, если ее уровень не выше днища автомобиля. Чтобы не возникали волны, способные захлестнуть моторный отсек и выходное отверстие глушителя, двигаются медленно на первой передаче, поддерживая постоянные, выше средних, обороты двигателя. Менять режим движения, то есть включать другую передачу, находясь в воде, рискованно: при этом требуется снизить обороты до минимальных, а значит потерять скорость. Кроме того, в момент последующего наращивания оборотов двигателя в выпускной трубе может создаться разрежение, способное засосать воду, а двигатель остановится. При более высоком уровне вода может попасть в салон, залить приборы системы зажигания. Поэтому, когда нет другой дороги, надо заранее защитить распределитель зажигания и катушку. Это в первую очередь касается «москвичей» моделей «412» и «2140», где они стоят очень низко. В качестве кожуха, защищающего распределитель, очень подходит тонкая резиновая перчатка. Она плотно облегает корпус, а через «пальцы» выводятся провода высокого напряжения. Вместо нее можно взять полиэтиленовую пленку, плотную материю и др. Если двигатель остановился из-за того, что залило приборы, нужно открыть крышку распределителя и тщательно удалить воду тряпкой или струей воздуха от шинного насоса с контактов, со всех наконечников проводов и из гнезд для них. Остановившийся в воде двигатель с залитой выпускной трубой глушителя пускать бесполезно. Надо вытаскивать автомобиль на берег, чтобы из трубы вылилась вода. Проехав по воде, уровень которой достигал тормозных барабанов, обязательно просушите тормоза, потому что они наверняка не работают (это не относится к дисковым тормозам «москвичей» последнего выпуска и «жигулей»). Двигаясь с малой скоростью, нажимайте на тормозную педаль, пока не почувствуете, что машина реагирует на ваши действия. Барабанные тормоза задних колес «москвичей» последнего выпуска и «жигулей» можно просушить, немного затянув рычаг ручного тормоза. На эту операцию обращаем особое внимание, потому что не один водитель поплатился за непредусмотрительность. Рассмотренные здесь ситуации, конечно, не охватывают все случаи, возможные там, где кончается асфальт. Но, как показывает практика, знание принципиальных положений плюс сообразительность и находчивость помогают найти правильный выход.АКТУАЛЬНАЯ КОЛОНКАЗнакомая нартина: собирается несколько владельцев машин — в гостях ли, кемпинге, на стоянке, — и разговор сразу переходит на автомобильную тему. Говорят о разном, и конечно же о самом наболевшем — автосервисе. Несмотря на то, что построено много новых предприятий автотехобслуживания, создана фирменная сеть центров и станций ВАЗа, увеличено производство запчастей, диагностического и другого оборудования, несмотря на все это — контакты со службой сервиса отнимают много времени и сил. Нелегко определить автомобиль на СТО, не изжит дефицит на целый ряд запчастей, нередко приходится сталкиваться с недобросовестностью работников станции. Но сегодня для нашей «Актуаль. ной колонки» избран несколько другой аспект «сервисной темы». А именно: только ли работники автотехобслуживания повинны в его упущениях/ Не создаем ли и мы сами дополнительные трудности, не ставим ли препятствия на пути улучшения службы сервиса? Ну вот, скажем, тем, что ремонтные работы откладываем на потом, на начало сезона. Мы решили проверить это, выбрав для примера среднюю по производственным возможностям и хорошую по отзывам клиентов и руководителей республиканских организаций станцию — СТО № 5 в латвийском городе Цесисе. Это не курорт. Транзитные машины здесь погоды не делают, а вот местных в окружающих районах действительно много. В августе, в разгар сезона, станция работала, что называется, на пределе возможного, хотя и официально она открыта с8 до 22 часов, без выходных. — Мы установили такой порядок,— рассказал директор СТО Nt 5 У. Озолиньш, — дабы создать наиболее благоприятные условия клиентам. Но в летние месяцы мастерам приходится задерживаться и дольше — задыхаемся от заказов. Зато зимой — полный штиль. Старший технолог станции В. Тярве перевел эти данные на язык цифр. — С мая по сентябрь — 60 — 65 «машино-заездов» в день при наших возможностях в 35—40 от силы. Затем загрузка идет на убыль ив зимние месяцы падает до 11—20 машин — тогда мы работаем в треть силы. Представляете! То, что сообщили нам руководители СТО № 5 и что типично для всех станций (по Москве загрузка СТО в первом квартале вдвое меньше, чем в третьем), далеко не их внутреннее дело. Оно, если хотите, в первую очередь затрагивает нас, клиентов. Разве не мы более всего заинтересованы в том, чтобы не терять уйму времени при сдаче автомобиля, чтобы ремонтировали его не в спешке, а спокойно, чтобы в наличии были запчасти. И разве возможно это, если СТО работает с полуторной-двойной нагрузкой. Тогда и очереди, и неизбежное «тяп-ляп», и дефицит запасных частей. Есть еще одна сторона дела. Анализ обращений на СТО N» 5 говорит о том, что в автомобиле, поставленном на зимний «отдых» до устранения неисправностей, возникают дополнительные дефекты. Немалая часть весенних ремонтов коробок передач в Цесисе — это очистка ржавчины шлицов первичного вала, образовавшейся как раз из-за того, что загрязнение не было удалено своевременно — осенью, в начале зимы. Аналогичные примеры можно привести по двигателям, генераторам, стартерам. Так что есть над чем задуматься. И может быть сделать для себя вывод — не откладывать ремонтные дела на потом, на теплое время года.