8
9
10
11
На выставке ,,Автопром-77"гигантский ансамбль, называемый автомобильной промышленностью Советского Союза, мог выверить свои действия. Тема социалистического соревнования, естественно, была лейтмотивом «Автопрома-77». Машины, узлы, 'станки, приборы, диаграммы, стенды, фотографии убедительно показывали, как добились высоких результатов наши правофланговые. Новые модели и модификации ГАЗ—14, ВАЗ—2121, ЗАЗ—968М, МАЗ—53352, ЗИЛ—133Г1, ГАЗ—52-07; опытные образцы автомобилей и двигателей; отмеченные государственным Знаком качества автомобили ГАЗ—66-02 и МАЗ—516Б, ЗАЗ—968А и «Урал—375Н»; самые современные технологические процессы. Переходя от газотурбинного двигателя ГАЗ к электромобилям РАФ и ЕрАЗ, с почтением взирая на восьмиколесные вездеходы МАЗ, всматриваясь в еще непривычные очертания джипа ВАЗ—2121, невольно ловишь себя на мысли, что выставка эта не просто обобции на 70 миллионов рублей, в том числе 4500 автомобилей», то сначала даже как-то не воспринимаешь эту цифру. Но позвольте: 4500 машин — да это почти столько, сколько наши заводы изготовили за весь 1931 год! «Автопром-77» показал среди своих экспонатов 41 автомобиль и восемь автомобильных двигателей. Многие из них впервые были представлены широкой общественности. Конечно, большой интерес вызвали опытные конструкции, призванные уменьшить загрязнение окружающей среды. Диапазон их был очень широк. Две модели—фургон ЕрАЗ—3731 и микроавтобус РАФ—2205 — оснащены электродвигателями и железоникелевыми батареями. Обе — пока экспериментальные образцы. На выставке стоял и прототип форкамерного двигателя ЗИЛ—130Ф, отработавшие газы которого содержат значительно меньше вредных компонентов, чем у обычного, карбюраторного двигателя. Волжский автозавод показал эксО ПЫТ ПОБЕД ИТ ЕЛЕЙАвтомобили, автомобили, автомобили... Они здесь везде. На вращающемся круглом стенде, в виде раскрывающейся, словно цветок, разрезной натуральной модели. А дальше — на пьедесталах и просто на асфальте, в фотографиях и отдельными узлами. Автоматические станки для обработки автомобильных деталей, технологические процессы, показанные на красочных планшетах. Составленный из шарикоподшипников робот, подмигивая электронным глазом, поиглашает в павильон с подшипниками и дизелями... Невозможно перечислить все, чем была богата большая выставка «Автопром-77», которая действовала в июле и августе на ВДНХ в Москве. Эта выставка имела еще и другое название — «Опыт предприятий автомобильной промышленности—победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании». А поэтому она представляла не все, а только десять передовых предприятий отрасли. За достижение наиболее высоких показателей в выполнении плана девятой пятилетки, повышении эффективности производства, росте производительности труда, улучшении качества продукции они награждены Памятными знаками ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За трудовую доблесть в девятой пятилетке» и переходящими Красными знаменами. Вот они — эти коллективы: производственные объединения «АвтоВАЗ», «Автодизель», «АвтоКрАЗ», «БелавтоМАЗ», ГАЗ, «Запорожец», ЗИЛ, «УралАЗ» и подшипниковые заводы ГПЗ-1 и ГПЗ-4. Одновременно выставка знакомила ис некоторыми наиболее интересными машинами других предприятий: электромобилями из Риги in Еревана, грузовиком КамАЗ, новыми моделями мотоциклов Львовского, рижского и ирбитского заводов. Экспозиция, развернутая в 11 залах и на открытой площадке перед павильоном, была посвящена шестидесятилетию Великого Октября. Этот факт придавал особое значение выставке. Она стала своеобразным камертоном, по которому8щение опыта победителей соревнования в отрасли, но ив то же время рапорт автомобилестроителей о проделанной работе. Рапорт к всенародному празднику — 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Два автомобиля в центральном зале павильона; каждый из них старше доброй половины посетителей выставки. Две машины — две точки отсчета. Вот АМО — Ф15. В седьмую годовщину Октября эти машины сделали первые километры по Красной площади. А напротив — легковой ГАЗ—А, Когда страна отмечала 15-летие Октябрьской революции, коллектив горьковского автомобильного гиганта готовился к освоению выпуска легковых машин. Первые ГАЗ—А сошли с конвейера в декабре 1932 года. И потом невольно вспоминается 1946 год, московский парк «Сокольники», где была небольшая по нынешним масштабам автомобильная выставка. «Победа» и ГАЗ—51, ЗИС—110 и ЯАЗ—200, ГАЗ—63 и ЗИС—150 — эти модели встречали с живейшим интересом. У всех на устах было: «первая послевоенная пятилетка», «полмиллиона автомобилей в год», «новые заводы в Минске, Кутаиси, Львове». И в глазах стояла «Победа», удивительная для того времени по форме, горящая на солнце нитрокраской и хромированными бамперами. Тогда, в сорок шестом, «Победа» олицетворяла будущие успехи. 31 декабря первого мирного года ЦСУ СССР зафиксировало, что с конвейеров страны сошел 102 171 автомобиль. А сейчас посетители «Автопрома-77» читают на громадном планшете: в 1980 году будет выпущено 1210 тысяч легковых машин, 800 тысяч грузовиков, 86,5 тысячи автобусов. Уже в прошлом году производство автомобилей в нашей стране превысило двухмиллионную цифру, а в июле с конвейера сошел 25-миллионный советский автомобиль. Эти цифры впечатляют. И когда читаешь на транспаранте, что предприятия отрасли в своих социалистических обязательствах наметили к 60-летию Октября «изготовить сверх плана продукпериментальный двигатель для «жигулей» с приводом распределительного вала посредством зубчатого ремня и специальными устройствами в системе питания, позволяющими обеспечить более полное сгорание смеси в цилиндрах и снизить выброс токсичных веществ в атмосферу на 50%. На открытой площадке борт к борту выстроились ГАЗ—24-07, ГАЗ—52-07, ГАЗ—53-07, ЗИЛ—138Б, ЛАЗ—695П, ЛиАЗ—677Г. Все эти грузовики, такси, автобусы объединяло одно — они работают не на бензине, а на сжиженном газе. По сравнению с моторами, для которых топливом служит бензин, «выхлоп» двигателя, питающегося газовым топливом, содержит в шесть—восемь раз меньше окиси углерода, на 15—20% меньше углеводородов и на 10—12% окислов азота. Заметим, что ГАЗ—52-07 и ЗИЛ—138Б уже сходят с конвейеров, а выпуск остальных моделей намечен на ближайшее время. Моторы объединения «Автодизель», наверное, многих заинтересуют тем, что на отдельных их моделях применены турбонаддув (ЯМЗ—238П и ЯМЗ—238Н), азотированный коленчатый вал (ЯМЗ—740), десятицилиндровая V-образная схема (ЯМЗ—741). Показал свой опытный дизель ЗИЛ—645 завод имени Лихачева. Чем объясняется интерес к дизелям? Прежде всего, тем, что они работают на более дешевом, чем бензин, топливе и экономичней карбюраторных двигателей. Так, дизель расходует около 170 г топлива на лошадиную силу в час, а карбюраторный двигатель — около 225 г, то есть на треть больше. А газовая турбина? Как автомобильный двигатель она имеет немало достоинств. Недостаточная же экономичность — одна из слабостей газотурбинных двигателей. Применение теплообменников для подогрева поступающего в турбину воздуха отработавшими газами позволяет существенно сократить ее аппетит. И все-таки расход топлива остается большим. Появление на выставке автомобильной газовой турбины ГАЗ следует расценивать как отчет Тематическая выставка «Автопром-77», действовавшая этим летом на ВДНХ, была посвящена 60-летию Великого Октября. Среди ее энспонатов, многие из которых были представлены широкой общественности впервые, 41 автомобиль.^•>—1ЙЯ-Г*ЙОпытный электромобиль ЕрАЗ-г3731. Этот фургон грузоподъемностью 515 кг весит с грузом 2850 кг . Оснащенный батареей 96-ЭНЖ-200 и 22-киловаттным электродвигателем постоянного тока , он располагает запасом хода в 45 им и мож ет развивать скорость до 60 км / ч .•pun***ОКТЯБРЯЭлегантный КамАЗ —5320 с прицепом ГКБ — 8350. Оборудованная восьмицилиндровым дизелем ЯМЗ — 7 40 (10 850 см 3 , 210 л. с. при 2600 об/мин) машина с прицепом может перевозить 16 тонн груза со скоростью 80 км / ч .Две новые модификации грузовиков: шестицилиндровый 2,5-тонный ГАЗ — 5 2 - 0 7и восьмицнлин дровый 4-тонный ГАЗ — 53-07. Оба работают на сжиженном газе (об этом говорят крксные баллоны слева под платформой). По сравнению с базовыми моделями газобаллонные варианты не проиграли ни в мощности двигателей, ни в скорости.Новый опытный восьмицилиндровый 3 (8740 см ) дизель ЗИЛ — 6 45 . Он развивает мощность 185 л. с. при 2800 об/мнн. Рядом с ним на стенде завода стоял другой интересный двигатель — форкамерный ЗИЛ — 1 30Ф . По мощности (150 л. с.) он не уступает обычному мотору ЗИЛ — 1 30 , но выбрасывает в атмосферу значительно меньше вредных веществ.Эта газовая турбина мощностью 350 л. с. рассчитана на магистральные тягачи МАЗ—6422 и кременчугские грузовики повышенной проходимости. Разработал ее горьковскии автомобильный завод. Она весит 600 кг, то есть на 500 — 400 кг легче равного по мощности дизеля, и очень компактна : длина — 1320 мм, ш и ­ рина — 940 мм, высота — 1080 мм.Экспериментальный двигатель для «жигулей». Распределительный вал. расположенный в головке цилиндров, приводится не цепью, а зубчатым ремнем (ширина — 22 мм, ш аг — 9,525 мм). Применение такого привода снизило уровень шума, создаваемого двигателем, на 2 децибела. 3 Новый мотор ВАЗ (4 цилиндра, 1294 см ) развивает мощность 69 л. с. при 5600 об/мин.2. «Зарулем» № 11 о многолетней работе завода в этой области: у экспериментального двигателя довольно скромный расход топлива — 191- г на лошадиную силу в час. Применение газовых турбин экономически /наиболее целесообразно на автопоездах большой грузоподъемности, тяжелых машинах повышенной проходимости, особенно на тех, которые предназначены для работы в северных районах. На работы в таком направлении ориентируют автомобилестроителей задания десятой пятилетки. Автомобили повышенной проходимости особенно в чести у строителей, геологов, нефтяников. БАМ, газопровод «Дружба», разработки в Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, разведка полезных ископаемых — вот главнейшие области применения гусеничных вездеходов ГАЗ—71, трехосных грузовиков ЗИЛ—131 и «Урал—375Н», восьмиколесных великанов МАЗ—7310 и трубовозов МАЗ—7910. Рядом с ними на выставке демонстрировались и разнообразные автомобили для строек и карьерных разработок. В десятой пятилетке, как известно, намечено на 24—26% увеличить средства, вкладываемые в капитальное строительство, на 29—32% поднять производительность труда на строительных работах. Помочь в выполнении столь важной задачи призвана и автомобильная техника: самосвалы МАЗ—5549, МоАЗ—522А, БелАЗ—549, одноосный тягач МоАЗ—6401. Даже беглое знакомство с увиденными на «Автопроме-77» машинами показывает, что наиболее широко (10 моделей) тут представлено производственное объединение «БелавтоМАЗ», которое выпускает грузовики марок БелАЗ, М АЗиМоАЗ . В производственной программе объединения и лесовозы МАЗ—509А, и магистральные тягачи, двухосные МАЗ—53352 и МАЗ—5428, а также трехосные МАЗ—515Б. Вращающиеся стенды с моделями и таблицы в зале «БелавтоМАЗ» познакомили посетителей с перспективными кон ­ струкциями. Вот макет трехосного седельного тягача МАЗ—6422 с трехосным полуприцепом МАЗ—9389. Такой автопоезд, оснащенный 360-сильным двигателем (дизелем ЯМЗ или газовой турбиной ГАЗ), может перерозить 32 тонны груза. Это будущее. А при входе в главный павильон стоит уже настоящее, которое еще совсем недавно тоже именовалось будущим. Это серийный КамАЗ—5320 с прицепом ГКБ—8350. Их грузоподъемность — 8 + + 8 тонн. Сегодня КамАЗы уже часто встречаются на дорогах. И тут уместно заметить, что коллектив автогиганта в Набережных Челнах взялся в юбилейном году выпустить не 15 тысяч машин, как предписывал план, а 22 тысячи. В десятой пятилетке грузооборот автомобильного транспорта вырастет примерно на 42%. Этот прирост станет возможным благодаря широкому применению быстроходных машин большой грузоподъемности. И КамАЗам здесь отводится существенная роль. Не одними грузовиками была красна выставка. С большим интересом посетители отнеслись к трем легковым машинам. Первая — представительная, солидная, сверкающая черным лаком «Чайка» ГАЗ—14. Это своего^рода «полпред» нашего автомобилестроения, показатель его технических возможностей (подробный рассказ о «Чайке» вы най10В главном павильоне выставки можно было видеть немало интересных новиной. Среди них ВАЗ —2121, модернизированный «Запорожец» (ЗАЗ968М), новая модель «Чайки», багги ЗАЗ —1902.Тание восьмиколесные трубовозы повышенной проходимости, нак этот МАЗ7910, верные помощники при сооружении гигантских нефте- и газопроводов. Дизель мощностью 525 л. с , автоматическая трансмиссия, независимая торсионная подвеска всех восьми ведущих нолес. Грузоподъемность трубовоза — 18 тонн, полный вес — 41,3 тонны. Скорость — 60 км / ч . Длина машины — 11,45 м (на метр длиннее автобуса ЛиАЗ—677), высота — 3550 мм (почти нак два ГАЗ—51, поставленные один на другой), ширина — 3050 мм.дете на стр. 15. — Ред.). Ярко-желтый джип «Нива» ВАЗ—2121, серийное производство которого начато уже летом, соседствовал с темно-синим «Запорожцем». Модернизированная модель ЗАЗ—968М, как следует из заводского проспекта, яойдет в производство со следующего года. Улучшенный внешний вид, более просторный багажник (запасное колесо переселилось в моторный отсек) и ряд конструктивных новшеств сделали эту машину одним из «магнитов», которые неизменно притягивали посетителей выставки. ЗАЗ—968М был не единственным экспонатом объединения «Запорожец». Оно показало также модернизированный луцкий джип ЛуАЗ—969М и багги ЗАЗ—1902. .Вокруг новых легковых моделей время от времени вспыхивали дискуссии. И тут надо отдать должное заводским специалистам, которые неизменно были любезными и готовыми дать нужные справки. В ответ на вопрос о плавности хода ГАЗ—14 стендист горьковского завода просто включил киномонитор, и на экране появились кадры, рассказывающие об испытаниях новой «Чайки». !Лы видели, что ни капли не перелилось через край почти полного стакана, поставленного на подлокотник идущей на высокой скорости машины. «Нива» тоже нравилась всем, но «щегольской» вид порождал кое у кого сомнение в ее возможностях преодолевать плохие дороги. И снова кадры на экране киномонитора — «Испытания ВАЗ—2121» — вносили ясность. Поклонники «жигулей» осаждали экскурсоводов вопросами: а что представляет собой новая модель ВАЗа, как... что... сколько? Но здесь заводские представители были непреклонны. Ни одна автомобильная фирма в мире не стремится преждевременно разглашать сведения о своих перспективных моделях. Тут много причин: и патентные соображения и стремление доработать ту или иную конструкцию без ненужной ре-На больших стройках (таких, как БАМ), нефтеразработках используются гусеничные транспортеры. Самый известный среди них ГАЗ — 7 1 , рассчитанный на 1000 кг груза или 10 человек. У него 115-сильный двигатель, восьмиступенчатая трансмиссия, фрикционный механизм поворота, независимая торсионная подвеска катков. Весит ГАЗ—71 в заправленном состоянии 4000 кги развивает 50 км/ч на суше и5км / ч на плаву.кламы. Поэтому на «Автопроме-77» мы увидели далеко не все новые разработки и экспериментальные модели. Одни из «их вскоре станут прототипами серийных машин, и нам покажут их на очередной выставке, другие уйдут в историю, поскольку с самого начала им была уготована судьба пробного автомобиля. Те, кто внимательно изучил все материалы, которые были представлены в экспозиции, нашли и фотографии грузовика ЗИЛ—169, над которым работает коллектив завода имени' Лихачева. Один из стендов рассказал посетителям, что в десятой пятилетке появятся: ГАЗ—53-11 — модернизированный ГАЗ—53А, ГАЗ—3102 — модернизированная «Волга» ГАЗ—24, а на смену ГАЗ—52-04 придет грузовик ГАЗ—3302; что .планируется выпуск 120-тонного самосвала БелАЗ7520 и 180-тонного БелАЗ—7521. Подробностям же еще придет время. •"••Автопоезд, состоящий из бортового грузовика МАЗ — 7 310 грузоподъемностью 20 тонн и прицепа МАЗ — 8 385 полным весом 25 тонн. М ашина во многом унифицирована с трубовозом МАЗ — 7910 и выпускается с 1976 года. На ВДНХ в 1974 году были показаны опытные образцы МАЗ — 7 310иМАЗ — 7 910 , отличавшиеся конструкцией задней подвески. Сейчас у обоих автомобилей она сделана независимой, с тремя продольными торсионами на каждое заднее колесо. Подвеска же прицепа МАЗ — 8 385 — рессорная, зависимая. Длина МАЗ—7310 с прицепом — 20,55 м.Эти магистральные грузовики марк иМЛЗ заняли целую аллею, примык ающуюк главному павильону. На первом плане — бортовой грузовик МАЗ — 5 3352 грузоподъемн остью 16 тонн. Он оснащен 270-сильным дизелем. За этой машиной — седельный тягач МАЗ — 5428 с полуприцепом МАЗ—9397 грузоподъ емн остью 20 тонн.Объединение «БелавтоМАЗ» наряду с сам освалами БелАЗ экспонировало одноосный тягач МоАЗ — 6401-9585 для строительных работ и 20-тонный самосвал МоАЗ — 522А с приводом на все колеса. В целом объединение «БелАвтоМАЗ» показало на выставке десять различных моделей. Восьмидесятитонный самосвал БелАЗ — 549 неизменно вызывает всеобщее восхищение. М ашина оснащена гидропневматической подвеской колес и электротрансмиссией. На БелАЗ — 5 49 стоит v-образный двигатель — шестицилиндро3 вый (43 700 см ) дизель ТМЗ — 1 000Д мощностью 1050 л. с. при 1500 об/мин. С полной нагрузкой самосвал весит 148,6 тонны, а его скорость составляет 60 км / ч . Высота машины — 5,36 м.Модернизированный «Запорожец» модели «968М» отличается от своего серийного собрата новым оформлением передней части кузова, иными воздухозаборниками (исчезли характерные «уши»), увеличенными задними фонарями овальной формы, а также однотипными с «жигулевс кими » колесами и их нолпаками. На машине установлены дисковые тормоза передних колес и сиденья с подголовниками. Л уАЗ — 9 69Мс новым оформлением передней части кузова и рядом усовершенствований также был представлен на выставке как опытный образец.Немалый интерес вызвала модель ЗАЗ — 1 902 — спортивная машина багг и для кроссов. З АЗ впервые демонстрирует такой автомобиль под заводс ким индексом. Одноместная машина, в которой использованы агрегаты серийного «Запорожца», весит 540 кг. При 1200-кубовом двигателе мощностью 50 л. с. она развивает скорость 105 км / ч .Трудно хотя бы кратко описать все, что было на этой интереснейшей выставке. Н аиболее важные экспонаты пока ­ заны здесь на фотографиях. О двух из них, Г АЗ — 1 4имопеде «Верховина—6», мы рассказываем в этом номере , к дру ­ г им вернемся позже , в 1978 году. Сейчас уже ноябрь. Выставка закрыта,и ее экспонаты давно «разъехались по домам » . Н о она осталась в памяти мно ­ гих тысяч посетителей какещеодно свидетельство трудовых успехов нашей Родины, к акяркое доказательство индустриальной мощи Страны Советов. Л. ШУГУРОВ, инженер Фото В. Князева11