142
143
МЫ И АВТОМОБИЛЬЭТОТ АВТОМОБИЛЬ ИМЕЛ ЧЕСТЬ СТАТЬ ЭКСПОНАТОМ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОГО НЬЮЙОРКСКОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВАТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВВОЗРОЖДЕНИЯлей: успехи в соревнованиях способствовали бы рекламе основной продукции, да и беспокойное сердце спортсмена жаждало новых побед. Спроектировать машину Дузио попросил не кого-нибудь, а знаменитого Данте Джакозу, отца легендарного «ФИАТ-Тополино». Руководство концерна разрешило Джакозе работать на Дузио - ведь на «Чизиталии» должен был стоять фиатовский мотор но только в свободное время, вечерами и выходными. К проекту привлекли и Джованни Савонуцци, ведущего конструктора авиационного отделения ФИАТа. Основой гоночной «Чизиталии-С>46» (D - Дузио, 1946 год) стала доселе невиданная в автомобилестроении легкая пространственная рама из тонкостенных прочных труб. Джакоза основательно модернизировал серийный двигатель, сняв с 1,1 л рабочего объема 62 л. с. Машина получилась легкой, быстрой и, между прочим, недорогой. Летом 1946-го, еще до первой победы D46, Дузио задумал новый амбициозный проект: автомобиль с гоночными характеристиками, приспособленный для повседневных поездок! Он просил Савонуцци создать «машину, широкую, как мой «Бюик», низкую, как гоночный автомобиль, комфортабельную, как «Роллс-Ройс», и легкую,Во вторник 3 сентября 1946 года в предместье Турина собрались почти 50 тысяч зрителей: их привлекла возможность увидеть лучших европейских гонщиков. За годы Второй мировой и публика, и спортсмены соскучились по соревнованиям. К тому же интерес к Кубку Брецци, названному в честь погибшего во время войны автогонщика, подогревало появление новой итальянской команды на неизвестных еще никому машинах марки «Чизиталия». Соревнование закончилось полным триумфом дебютантов: весь пьедестал заняли представители новорожденной туринской фирмы. А на верхней ступени стоял сиявший от счастья глава компании Пьеро Дузио. Так 55 лет назад на возрождавшихся после войны Апеннинах начался славный, но недолгий путь «Чизиталии». Имя Дузио было знакомо многим итальянцам. Талантливый футболист, игравший два сезона в знаменитом «Ювентусе», сколотив капитал, открыл торговлю, а потом и производство одежды. Постепенно удачливый коммерсант расширял дело: скупал отели, занялся банковскими операциями, выпуском велосипедов и спортинвентаря. Концерн Дузио назывался «Итальянский Консорциум Производителей Спорттоваров» - сокращенно «Чизиталия». Бывший футболист, став богатым предпринимателем, не утратил спортивных амбиций. Свободное время Дузио посвящал автогонкам. Еще до войны, в 1936-м, участвуя в«Чизиталия-360» не вышла на старт Гран-при, зато стала экспонатом музея «Порше». Гран-при, он, пилотируя «Мазерати», дома в Италии занял шестое место. Позже, неплохо заработав на армейских заказах, Дузио решил заняться производством гоночных автомоби Кабриолет модели 202 работы ателье «Пининфарина».родину и вовсе отошел от дел. Кстати, именно в Аргентине эмиссары фирмы «Порше» в 1960-м обнаружили «Чизиталию-360». Сейчас машина стоит в заводском музее в Штутгарте. На этом история «Чизиталии» не закончилась. Славу марки решил возродить сын Дузио - Карло. Он вновь начал производство модели 202, но машины почти не продавались. В 1951-м как D46». Так родилась легендарная лии» Пьеро Таруффи, решил постровыпустили рамную «Чизиталию-303» «Чизиталия-202», самая знаменитая ить автомобиль для участия в гонках с кузовом, копирующим «Феррари166». Автомобиль получился более деГран-при. модель Пьеро Дузио. Бывший мотогонщик, австриец Карл шевым, чем 202-я, но при том не более Над одеждой, достойной легкой пространственной рамы и форсированАбарт свел Дузио с сыном создателя популярным. Фердинанда В следующем году младший Дузио ных 50- и 60-сильных фиатовских мо«Фольксвагена-Жук» торов, работали несколько итальянПорше - Ферри. Он-то вместе с Эбера- ударился в другую крайность. Модель ских кузовных мастеров. Лучший косном фон Эберхорстом и спроектиро202D бросала вызов дорогим спортивтюм сшил Джованни Баттиста Фарина, вал «Чизиталию-360». В машине, внешным машинам, в первую очередь тем основатель знаменитого ателье «Пи- не напоминавшей довоенные «ауто- же «феррари»: вновь легкий трубчанинфарина». Обтекаемое купе с подунионы», нашли место интереснейшие тый каркас и мощные 2- и 2,8-литрочеркнуто лаконичными линиями, без технические решения. Оппозитный 12- вые двигатели. Однако дальше попсевдоаэродинамических массивных цилиндровый двигатель объемом 1,5 л стройки четырех экземпляров дело не крыльев и вычурных украшений, на с двумя карбюраторами и механичепошло. Стремительных взлетов у фирмногие годы стало эталоном спортивским нагнетателем развивал 385 л. с. мы больше не было. Ни микроавтомоного стиля в кузовостроении. Многие при 10 500 об/мин. Коробка передач биль с двухтактным двухцилиндростилистические решения двух послепятиступенчатая, привод на обе оси, вым двигателем, предназначенный детям богатых американцев, ни симдующих десятилетий так или иначе запередний мост - подключаемый. имствованы у шедевра Фарины. «Чизиталии», увы, не суждено было патичные, но не пользующиеся больПомимо купе, богатым покупателям выйти на старт. Из шести заложенных шим спросом купе и спайдеры на базе предлагали кабриолет «Пининфари- машин собрали только одну, да и ту ФИАТ-600 не принесли Карло Дузио ны» и слайдер, созданный по эскизам не довели до ума - Дузио обанкрославы и денег. До 1965-го фирма-приСавонуцци. Один из них в 1948-м, оцетился. Его, должно быть, мало успозрак, то прекращавшая, то вновь нанив по заслугам работу итальянских каивало, что деньги, полученные за чинавшая кустарное производство, мастеров, купил даже Генри Форд - «Чизиталию», Ферри Порше заплавлачила бесславное существование... тогдашний президент компании, внук тил, чтобы его отца выпустили из Взлет «Чизиталии» был недолгим... Автомобильного Короля. Кстати, из французского лагеря. но не закончился забвением. Пьеро 170 построенных в 1947-1949 гг. машин Дузио уехал в Аргентину, сотрудниДузио по праву считается основателем несколько десятков нашли покупатечал с фирмой «Аутоар», в 1950-1951 гг. новой конструкторско-дизайнерской лей именно в США. На небогатой ровыпускавшей автомобили с двигателяшколы, а его шедевр - модель 202 - укдине продать столь дорогие машины ми «Виллис», но вскоре вернулся на расила музей с мировой славой. 1зч было сложнее. Дела поначалу шли неплохо. Этому способствовал очередной спортивный успех. В 1947-м три «чизиталии-202», первую из которых вел знаменитый Тацио Нуволари, заняли 2, 3 и 4-е места в гонке «Милле Милья» (1000 миль), пропустив вперед только мощную «Альфу-Ромео», пилотируемую Биондетти и Мамбелли. О столь быстром успехе можно было только мечтать. Теперь бы постепенно вернуть вложенные деньги и не торопясь развивать фирму. Но Дузио начинал новые проекты со скоростью гоночного автомобиля: неугомонный итальянец, подстрекаемый Савонуцци и заводским гонщиком «Чизита