208
СВОИМИ СИЛАМИ/ДОВОДИМ ДО УМА/ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬДВУХРЯДНЫИ-НА ПОЛУОСЬ«ЖИГУЛИ» ВАЗ-2101...2107ТЕКСТ/ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВЕще в сентябрьском номере журнала за 1996 год была описана конструкция опоры для полуоси «Жигулей» с двумя однорядными подшипниками 6-180306К1УС17. Конечно, предложенная доработка вызвала вопросы, споры и т. д., ответить на которые сразу невозможно. Но сегодня, спустя почти пять лет, у нас накоплен определенный опыт. Отдельные автомобили с реконструированными опорами благополучно наездили до 140 тыс. км. Никаких признаков износа, предвещающих скорый ремонт! Продолжая эту тему, проработали новую конструкцию усиленной опоры, в которой вместо двух подшипников работает один, двухрядный - 6-256908Е5С17(dxDxB = 37xПопытавшись отрегулировать зазоры в клапанах ВАЗ-2106, случайно обнаружил, что при горячем двигателе они не уменьшаются, как многие мне говорят (и вы в их числе!), а, наоборот, увеличиваются! Как это понимать? Вы забыли о том, что проверяли зазоры не на работающем двигателе, что, конечно, трудно сделать, а на горячем - после остановки. Разница довольно существенная. 72 х 37 мм), применяемый в передних ступиПри работе мотора клапаны, нагретые до цах «москвичей-2141». Этот подшипник донескольких сотен градусов, удлиняются нароже, но не настолько, чтобы быть из-за столько, что, несмотря на тепловое расшиэтого «в принципе» отвергнутым. Опору порение алюминиевой головки блока цилиндлуоси он способен сделать самой долговечров, зазор между рокерами и тыльными ной из целого ряда вариантов. И тогда власторонами кулачков распределительного вала уменьшается почти до нуля (именно делец немало сэкономит на ремонтах. В нашем узле (см. рис.) подшипник 3 затак и должно быть для правильной работы тянут в осевом направлении только усилием ГРМ). Вот почему так важна тщательная реот напрессованного на полуось 1 запорного гулировка механизма: здесь нехватка одкольца 5. Как правило, намного слабее, чем ной-двух «соток» приводит к неплотной в ступице «Москвича». Но на «жигулях» посадке клапана в седло, перегреву клапана подшипник работает в более легких условии его разрушению - трещинам, прогару и ях, так как боковые удары по колесу, изгит. п. Напротив, чрезмерные зазоры оборабающие полуось, воспринимаются прежде чиваются стуками в механизме и повышенвсего ею. Сама полуось, естественно, требуным износом деталей. ет некоторой доработки, что показано на риДля «Жигулей» предусмотрена заводом сунке. i»i регулировка зазоров в клапанном механизме при температуре 15—20°С - на полностью остывшем двигателе. Если же делать это на еще горячем, минут через 10-15 после его выключения, то зазоры могут оказаться очень большими - ведь массивные головка цилиндров и блок остывают медленно, а клапан - быстро. Когда его температура сравняется с температурой головки, он лишь немного длиннее холодного: для него температура 70-80°С - в несколько раз ниже рабочей. Эти особенности теплового состояния двигателя надо учитывать. Надежнее регулировать зазоры на холодном двигателе. Но специалисты сервиса часто не могут это условие выполнить, так как ждать полного остывания двигателя нужно несколько часов. И регулируют зазоры, задавая поправки, зависящие от температуры головки блока цилиндров. (Последнюю измеряют специальным термометром.) Как показал опыт эксплуатации «Жигулей», этот подход вполне себя оправдывает, хотя и не идеален - за время регулировки температура деталей несколько меняется. Иногда задают вопрос: как же взаимодействуют детали при повторном пуске горячего двигателя? Действительно, при первых оборотах коленвала зазоры в клапанном механизме избыточные, но до рабочей температуры клапаны нагреваются очень быстро. 1»1В(:Ш) СЩ|)(0115'Т)-VtV)R9.51x45' Тфаски,°&/)Полуось «Жигулей» с усиленной опорой (подшипник 6-256908Е5С17): 1 - полуось; 2 - крышка; 3 - подшипник; 4 - втулка; 5 - запорное кольца