90
91
92
I КОМПАНИИ И РЫНКИ |ТОНКОСТИ ОТСЕВАМАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ ДЛЯ «САМАРЫ»ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ/ЭКСПЕРТИЗАасляные фильтры - товар ходовой ив продаже десятки их наименований. Какой же купить, чтобы пришелся впору и служил на совесть? Для экспертизы мы выбрали самый популярный у нас тип - «маленький». Про него пишут «для Самары» или «2108» (годится он и для «жигулей»). Купили. Двадцать четыре штуки - по паре от каждого производителя. Сперва, как водится, изучили надписи на коробках. Понять, что для чего, оказалось непросто. По вазовскому каталогу «Самаре» нужен фильтр 2105-1012005. Но такое обозначение есть только у DYNAMAX, CHAMP, Consol, ЛААЗа и «Универсала». FRAM замаскировал его группой цифр. При этом DYNAMAX «восьмерку» или «Самару» в список применяемости не внес. A CHAMPION, FRAM и SCT взамен указали конкретные модели автомобилей и двигателей (в том числе 2108), на которые можно их ставить. «Невский» замахнулся на все «лады» и «жигули». «Спектрол», судя по надписи, годится на любые моторы рабочим объемом до 2500 см3. Такой подход настораживает, ибо характеристики фильтра (площадь поверхности фильтрующего элемента, сопротивление, давление открытия перепуск-много клапана) вряд ли смогут удовлетворить всех. Ссылок на технические условия, которым фильфы должны соответствовать, на этикетках нет; впрочем, судя по значкам, сертификацию прошли все, кроме CHAMPIONa. Уплотнительные прокладки всех фильтров целы, из канавок не выпада-2. ТНТ.Цена / 50 руб.ют, внуфи ничего не фемит. Через ценфальное отверстие видны перепускные клапаны, а через радиальные резинки противодренажных. И вдруг - сюрприз. СНАМРы оказались разными, хотя покупали их как два экземпляра одной модели. Кстати, высота для «Самары» - вещь принципиальная. Излишне длинный может быть фезан валом привода колеса при сжатии подвески. За эталон приняли ЛААЗ - его разрабатывали специально для переднеприводников. Выше вымахал лишь DYNAMAX. После осмотра специалисты проверили покупки на соответствие ОСТИзготовитель - промышленная группа «Спектр-Авто». Адрес: Москва, а дальше, к сожалению, а/я. Показания к применению (на корпусе) самые широкие, но не конкретные. Кроме этого, типовая инструкция - слить, удалить, смазать, ввернуть, довернуть. Менять фильтр при каждой смене масла.«Используется для Лады» - это в переводе. Обозначение NF-05-M покупателю ни о чем не говорит. На корпусе инструкции на двух языках и рекламный (после перевода иначе не назовешь) текст поанглийски. Об изготовителе ни слова, а реклама твердит, что этот «oil filter» сделан из высококачественных германских материалов по итальянской технологии. И не важно, кто и где изготовил. Нам бы хотелось поконкретнее. Зато неведомый производитель честно предупредил о необходимости замены фильтра каждые 10 000 км. Чаще - можно. Процесс замены продублирован пиктограммами.Сделан в Корее. На коробке - вазовский каталожный номер 2105-1012005. На самом фильтре внутренняя полость заклеена пленкой - посторонним предметам, не нарушив ее целостность, туда не попасть. Надписи (по-английски) на корпусе лаконичны - только инструкция по замене. Тип SM101. В фирменный овал вписано «GERMANY». Непонятно, это - странаизготовитель или просто часть названия фирмы? Указанная на коробке применяемость широка, но конкретна - перечислены и «самары». А вот гарантийный срок эксплуатации (18 месяцев или максимум 12 тыс. км пробега) почему-то спрятан на дне коробки. На самом фильтре - только инструкция по замене, в том числе по-русски.Слов на коробке много, но важно, что этот фильтр «замещает Ладу 21051012005». Срок службы не указан, хотя на четырех языках покупателя заверяют, что «Наши фильтры - это изделия высокого качества, при использовании наших фильтров сохраняются гарантии производителей двигателя и автомобиля». Интересно, означенные производители об этом ведают? На корпусе фильтра, кроме марки, только пиктограммы процесса замены. 37.417-90, с учетом опыта подбора фильтров для моторов ВАЗа. Результаты сведены в таблицу. К ним - некоторые пояснения. Важность противодренажного клапана фудно переоценить - именно он на стоянке не дает маслу стекать из каналов двигателя в поддон. Безоговорочно хорошими по этому параметру оказались «Универсал», ЛААЗ, FRAM, CHAMPION, Consol и ТНТ. Остальные показали нестабильные результаты - один экземпляр держит, второй - нет. Все фильфующие элементы, за исключением тканевого орского, - бумажные (фото 13). Для пофебителя это не важно - были бы герметичны. Иначе фязь пойдет в обход. Проверку выдержали только элементы «Спектрола», Consol, «Универсала», FRAM, CHAMP и CHAMPION. Площадь поверхности фильтрующего элемента определяет ресурс фильтра. Чем она больше, тем лучше. Для наших условий приемлемым можно считать 1100-1200 см2, хорошим - около 1800 см2. Если площадь менее тысячи «квадратов», жизнь фильтра будет короткой. Так что CHAMP, STS и DYNAMAX могут не дотянуть до замены. С полнотой отсева и его тонкостью понятно: первая по ОСТ должна быть не менее 25%, а чем меньше размер задерживаемых частиц, тем лучше. Поскольку часть элементов оказалась не-Самая лаконичная информация: «Фильтр очистки масла 2105-1012005», знак сертификации, пиктограммы процедуры замены. И все! Дружок, ты какого родуплемени?ОАО «Автоагрегат», Ливны, Россия. Все скромно, но понятно: полный адрес, каталожный номер 2105-1012005, список применяемости (включая ВАЗ), инструкция по установке, срок службы «менять при замене масла».Коробка расписана информацией на семи языках, как старый пират татуировкой. Фильтр родом из Италии, даже адрес указан. Пригоден для всей гаммы моделей вазовских машин. На корпусе только «Made in EU» и пиктограммы, дублирующие инструкцию по установке. Срок службы не указан.Сделано в ЕЕС(?). Ныне это, пожалуй, становится типовой надписью. Интересующие нас модели ВАЗа в списке применяемости на коробке присутствуют. Инструкция по замене есть и на коробке, и на корпусе, но когда менять - неизвестно.Изготовители из Санкт-Петербурга. Фильтр рекомендован НАТИ к использованию на автомобилях российского производства. Срок службы - до смены масла. Использовать для «Лады/Жигулей» всех моделей. Сделано для ЕЕС(?) из высококачественных германских материалов. Причем даны аналоги других известных фирм. герметичной, эти парамефы проверяли на вырезанных из них образцах. Самые мелкие частицы (35 мкм) задерживает «Тосол-Синтез», самый «дырчатый» (52 мкм) - FRAM. I КОМПАНИИ И РЫНКИ 1самого фильфа и масла. Ставить такой на «Самару» или «Жигули» опасно - зимой детали могут остаться без спасительной порции смазки. Поэтому для нас можно считать разумной 2 «вилку» 0,7-1,0 кгс/см . В нее укладываются «Универсал», ЛААЗ, FRAM, CHAMPION, STS и оба CHAMP. Чтобы фильф жил долго и не «душил» систему смазки, его гидравлическое сопротивление должно быть небольшим. Оказалось, у всех оно почти в три раза меньше допустимых 2 03 кгс/см . Напоследок проверили способность фильтров дфжать перегрузку, подав в2 них масло под давлением 15 кгс/см . Такое иногда случается при зимнем пуске. У «Спекфола» и DYNAMAX выдавило уплотнительные прокладки - это неприемлемо. Итак, из двенадцати фильфов формально годными оказались всего пять:11. «Универсал».Цена / 45 руб.слева - тканевый фильтр «Универсал», справа - «типовой» бумажный. НАША СПРАВКА Гидравлическое сопротивление фильфа - разность давлений до и после фильфа с незагрязненным фильтрующим элементом при номинальном расходе масла. Полнота отсева - количество задержанной фязи, выраженное в процентах. Тонкость отсева номинальная размер частиц зафязнителя, для которых полнота отсева равна 95%. Давление начала открытия перепускного клапана - давление, при котором появляется течь масла через перепускной клапан, превышающая 0,5% номинального расхода через фильф.Фильтр очистки масла повышенной грязеемкости 2105-1012005-УГ-ОМЗ. ОАО «Ормез», Орск. Написано коротко и понятно, как фильтр менять и когда- через 15 000 км. Внутренняя полость закрыта пробкой. Информация исчерпывающая и без выкрутасов. ДЛЯ определения футих параметров оставшихся дублеров «прогнали» на стендах. Специалисты знают, что для моторов ВАЗ величина давления открытия перепускного клапана - 0,6-0,75 кгс/см2. Если ниже - клапан может открыться даже на профетом моторе при резком нажатии на газ и вся накопленная фязь пойдет в двигатель. Кроме того, чем выше сопротивление фильтра и чем раньше открывается клапан, тем ниже грязеемкость - ресурс фильфа. Слишком поздний перепуск при грязном фильфе и изношенном масляном насосе приведет к масляному голоданию. Впрочем, на иномарках давление порой увеличивают до 1,5-2 кгс/см2, но при этом учитывают особенности системы смазки конкретного мотора (соотношение расходов масла на фильфе и насосе),12. Фильтр очистки масла ТС-05-М.Цена / 40 руб.«Универсал» из Орска, FRAM, CHAMPION, Consol и «большой» CHAMP. Утверждать, что они будут исправно трудиться от смены к смене, не беремся - ресурс фильтров определяют автозаводы, а отметок одобрения (например, от ВАЗа) нет ни на одном из пяти. ХАРАКТЕРИСТИКИ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ И как же выбрать фильф? Первая repnei ичность Номинал»- Давление Начальное Герметичность Полнота Площадь рекомендация - избегайте случайных противо- фильтруюповерхности отсева, % нал тонкость начала от- гидравли- фильтра при давлении щего элефильтруюотсева, крытия пере ческе* дренапокупок. Совсем дешевые изделия с мш пустого сопро15 кгс/см' жного щего элемента Востока лучше не брать. Ведь клей и пиление, клапана мента, си* «лапана, КГС/СМ' кгс/см» бумага хорошего качества практиче«Спектрол» + - + + 1199 40 0,09 43 0,40 ски везде одной цены. Обращайте вни+ х/6 44 0,13 + t + 40 0,80 омз мание на надписи на корпусе или упа0,12 + «Тосол- + 1183 51 35 0,35 ковке. Естественно, там должен быть синтез» двигатель вашего автомобиля и срок 50 0,12 + «Невский» + 1166 37 0,47 службы. Для «самар» надо не меньше + ЛААЗ + + 1720 50 37 0,80 0,13 15 тыс. км - величина межсервисного + 1087 30 52 0,70 0,14 + FRAM + + пробега. Те, что рассчитаны на 10 тыс., + 0,12 41 42 1,00 CHAMP ++ 806 + + 0,13 1115 CHAMPION + + 37 45 1,00 подойдут лишь на «классику». Но 0,13 + SCT -+ 694 37 46 0,70 вполне можно доверять и тем, кто пи+ + 1071 0,12 Consol ++ 37 45 1,10 шет «Смена фильфа при каждой за0,13 + THT 1166 35 48 0,65 + + мене масла». И последнее - произво0,13 DYNAMAX 432 39 44 0,50 —** -дитель качественного товара не долft? выдержано,-»- испытание • и • испытаю « выдержано * Выдавило уплотншельное кольцо при давлении 135 ктс/сыР стесняться своего адреса на упажен г "Выдавило yi кольцо при та штнительно пении 10 кг&аи ковке. 1»! Компания «Тосол-синтез». Понятно, что соотечественник, но где именно он синтезирован и для кого? Рекомендовано заменять фильтр при смене масла, процесс иллюстрирован словами и пиктограммами.