198
своими СИЛАМИ/ЗАПЧАСТИДЕТАЛИ ГОРЯЧИХ ТОЧЕКПОРШНЕВЫЕ КОАЬЦА «ПЕРФЕКТ СЁКЛ»ТЕКСТ / АНАТОЛИИ СУХОВСтудебекер сколотил состояние на конных экипажах, Олдса прославили его паровые машины. Основатель компании, о которой наш рассказ, - Чарльз Титор изобрел... велосипед, точнее, велодрезину. Railway Cycle Manufacturing Company (Компания no производству железнодорожных велосипедов), основанная им в 1885 году в Хагерстоуне (штат Индиана), приносила сказочные барыши - дрезины продавались по всему миру. Переломным стал 1918 год, когда компания решила сосредоточиться на производстве поршневых колец. В 1921 году Indiana Piston Ring Company выпустила кольца под торговой маркой Perfect Circle, аПлавка чугуна. три года спустя удачный брэнд стал новым именем фирмы, теперь - надолго. Сегодня у «Перфект Сёкл», вошедшего в транснациональную корпорацию «Дана», 26 заводов и три исследовательских центра в восьми странах мира. «Совершенные кольца» - так переводится их название - поставляют на конвейеры «Вольво», «Ситроена», «Ауди», «Фольксвагена», БМВ, «Рено», СААБа, «Пежо», «Опеля», «Форда», «Скании». Нам довелось побывать на двух заводах во Франции: в Марсийи, где сосредоточено литейное производство, и в Дрё, выпускающем кольца для тяжелых дизелей и «легковые» комплекты для рынка запчастей. В Марсийи оказали поистине горячий прием - сразу провели в литейный цех. Здесь рождаются чугунные кольца - компрессионные и маслосъемные коробчатого сечения. Для колец используют два вида чугуна серый, с пластинчатым графитом (СЧ) и высокопрочный, с шаровидным (ВЧ). Серый чугун проще отливать (его усадка всего 0,9-1,3%, поэтому пористости и раковин можно не опасаться), он хорошо работает в чугунном цилиндре (низкий коэффициенттрения, незначительный износ). Главный недостаток - хрупкость. Детонация бензинового мотора или жесткое сгорание в дизеле для серого чугуна смертельны: пластинки графита - своеобразные надрезы в структуре, по ним и разрушается металл. Поэтому серый чугун идет в основном для второго компрессионного и маслосьемного колец - до них ударная волна из камеры сгорания почти не доходит. Высокопрочным чугун становится после модификации магнием, а затем ферросилицием. При этом включения графита приобретают форму шариков, которые, в отличие от пластинок, не ослабляют металл. Этот чугун уже не хрупок, а по жаро- и износостойкости сравним с легированными сталями (оставаясь намного дешевле их). Но, во-первых, его усадка уже значительна (1,25-1,7%), а значит, в отливке, если не принять специальных мер (об этом ниже), будут поры и раковины. Во-вторых, кольцо из такого чугуна плохо работает по чугунному же цилиндру - велик износ в паре трения. Поэтому кольца из ВЧ хромируют или покрывают молибденом (последнее, как правило, подразумевает плазменное напыление, поэтому намного дороже). Многие производители разрезают отливку из ВЧ, удаляя пористую сердцевину. Но и такой способ не гарантирует полного отсутствия дефектов литья, к тому же велики от-ходы. Поэтому французы используют центробежное литье. Чугун льют в формы - трубы из нержавеющей стали, нагретые до 1480°С и вращающиеся со скоростью 1500-2000 об/мин. После остывания до 800°С отливку вынимают и медленно охлаждают, избегая закалки. Затем разрезают на отдельные кольца, закаливают в масле (920°С) и отпускают (500°С). Это позволяет снять остаточные напряжения, оптимизировать структуру чугуна и получить заданную упругость. Чтобы при закалке не выгорал углерод, нагревают в атмосфере азота. А для сохранения заданной геометрии охлаждают под прессом, причем очень медленно, чтобы металл «состарился» - такой лучше противостоит нагрузкам. На заводе в Дрё заготовка превращается в готовое кольцо. Гордость заводчан - установка для плазменного напыления молибдена. Его микроскопические частицы разгоняются в струе плазмы (аргоноводородная смесь) и, внедрившись в поверхность кольца, образуют прочное покрытие толщиной около 250 мкм. Последний этап - так называемое мокрое хонингование: несколько десятков колец собирают на шпинделе и притирают в эталонной гильзе с небольшим количеством тонкого абразива-корунда. При этом формируется оптимальный профиль рабочей кромки - такое кольцо цилиндр не поцарапает. Эту процедуру проходят и кольца для наших «лад», кроме маслосъемных - они не чугунные коробчатые, а сборные стальные (два тонких диска с пружинным расширителем) и производятся в Германии. «Перфект Сёкл» считает российский рынок весьма перспективным. Каталоги, надписи на упаковке и инструкция по установке колец - на русском языке. А герметичные фирменные пакетики из вощеной бумаги защищают кольца не только от грязи и влаги, но и вместе с голограммой на коробке от подделки. и»1Одна форма - на десять колец, в штабелях их - 20.Печь-центрифуга для отливок из высокопрочного чугуна.