66
67
68
69
ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАКСИМ САЧКОВНИЖЕГОРОДСКИЙ МУЛЬТИПЛЕКСКОЛИЧЕСТВО ПРОВОДОВ В АВТОМОБИЛЕ СОКРАТИТСЯ В НЕСКОЛЬКО РАЗДУХОВЫЕ, ПОТИШЕ!КАК ПРИГЛУШИТЬ «ТРУБНЫЕ» ЗВУКИСпециалисты Нижегородского исследовательского института измерительных систем ГЛИИИС) и зеленоградской фирмы «Спурт» разработали мультиплексную сеть для отечественных автомобилей. Всего два провода способны заменить толстые жгуты! Подобные системы уже есть на многих иномарках (ЗР, 1999, № 9), а «Волга» из Нижнего только примеряет новинку. Центральный управляющий блок поселился на полочке под вещевым ящиком. Он командует близлежащими устройствами (электродвигателями омывателя истеклоочи-Каждое устройство отзывается только на свой, строго определенный сигнал. Водитель, щелкнув клавишей или тумблером, не напрямую включает нужный прибор, а сначала посылает команду на центральный блок, который передает приказ одному из исполнительных модулей. Обработав сигнал, тот включает соответствующий прибор, датчик, лампочку. Предусмотрена и обратная связь. Если устройство,К- модуль питания - модули фар - модули задних фонарей - центральный модульсгителя, лампочками на приборной панели, реле стартера) и восемью исполнительными модулями. Четыре из них расположены в дверях и распоряжаются электроприводами стеклоподъемников, зеркал, замков. Остальные - под капотом ив багажнике. Они заняты освещением, звуковыми сигналами, обогревом заднего стекла и т. д. К сожалению, эта система пока не управляет двигателем, но в перспективе разработчики обещают обучить ее и этому. От центрального блока к исполнительным модулям проложены провод питания и информационная шина, по которой «коробочки» общаются друг с другом. Приборов много, а шина одна.- модули дверейкоторому адресован сигнал, неисправно, центральный блок немедленно выдаст информацию на дисплей. В системе есть автоматический режим подмены. Если в дороге отказала, скажем, габаритная лампочка, то компьютер перекладывает ее обязанности на Принцип действия ANC. «поворотник». А вместо перегоревшего стоп-сигнала может временно поработать противотуманный фонарь. Все больше иностранных производителей за рубежом отказывается от штатной электропроводки в пользу таких систем - прежде всего, из-за простоты монтажа. Важная особенность новинки - широкая унификация для разных моделей и модификаций.азалось бы, какое дело производителю воздушных фильтров «Манн + Хуммель» до звуков, издаваемых автомобилем? Оказывается, связь здесь прямая: до 11 % общей звуковой картины от движущейся машины создается во впускном тракте, где стоит этот самый фильтр. Итак, движутся поршни, щелкают клапаны - и засасываемый в цилиндры воздух приходит в колебательное движение. Наше ухо воспринимает эти колебания давления как звук, изменяющийся с ростом оборотов или открытием дроссельной заслонки. Несмотря на звукоизоляцию, какая-то часть шума проникает в салон и вырывается из-под капота на улицу. В технике давно известно явление интерференции, когда волны звукового давления, равные по величине и противоположные по фазе, взаимно уничтожаются - наступает тишина. Казалось бы, можно попытаться установить, скажем, в салоне микрофон, специальный усилитель и динамик, с тем чтобы активно гасить ненужные шумы. На деле, однако, все не так просто: поскольку наш динамик и источник звука не совпадают в пространстве, звуковые волны будут гаситься лишь на определенных частотах ив определенных точках салона. В других они могут даже складываться, лишь увеличивая шум. С «трубными» звуками бороться проще: надо поставить датчик-микрофон и «динамик-звукоубийцу» вблизи среза впускной трубы, и тогда больших проб- На правах рекламысв' 7;;; 1:И ДВИГАТЕЛЬ РАВОТШГ КАК ШВЕЙЦАРСКИЕ(продолжение: начало - см. №3 2001 года)Нет ничего более неприятного для автомобилиста, чем сбои а работе двигателя любимой машины - симптомы его старения... Сегодня к услугам потребителей - разнообразие препаратоввосстановителей, которые призваны победить время для отдельно взятого автомобиля. Но доверие возможностям современной науки не должно быть слепым: только лишь от залива чудо-препарата в масляную систему новые двигатели не рождаются. Так, например, всем известно, что даже самая дорогая эмаль, которая имеет гарантии стойкости на десятилетия, сможет проявить свою незаурядную прочность лишь при условии тщательной подготовки поверхности и точного выполнения правил покраски и сушки. Точно также качественный и долговечный результат восстановления работоспособности двигателя без разборки возможен только благодаря соблюдению определенной технологии - Технологии ICS. Прежде всего гтадгатовка. Перед реметаллизацией необходимо тщательно промыть масляную систему автомобиля: очистить поверхность деталей от шлаков и нагара для лучшего контакта с металлизатором; сявободить масляные каналы от отложений, обеспечив свободную циркуляцию масла. Далее наступает время швейцарского препарата-всххтановителя Лубрифилм-металл, который, подобно тщательной шпаклевке, проникает в микротрещины и царапины на поверхности деталей, восстанавливая геометрию цилиндров и вкладышей коленвала. Эффект от применения Лубрифилма гючувствуется уже после первых 500 км пробега. Но только к5 тысячам эффективность препарата достигнет «пика». Двигатель набирает потерянную мощность, поднимается и выравнивается компрессия, нормализуется расход топлива и масла на угар. Но если остановиться на достигнутом, еще через 5 тысяч километров пробега все начнет возвращаться к исходной точке. Пока реметаллизатор циркулирует в масляной системе - он будет выполнять свою работу, восстанавливать поврежденный металл, но он не может остановить сам процесс износа. Рано или поздно препарат вырабатывается. Согласно Технологии ICS, есть возможность на длительное время закрепить действие Лубрифилма. Со следующей сменой масла заливается препарат Slider 2000. Этот английский препарат, военно-промышленного происхождения, создает сверхпрочную полимерную пленку между поверхностями пар трения, исключая всякую возможность возникновения царапин и задиров и предотвращая образование отложений в масляной системе. Slider 2000 выдерживает экстремальные нагрузки и сохраняет свою эс|хрективность длительное время - до 165 000 км пробега! Таким образом, применив последовательно Лубрифилм и SKder, вы получаете идеальное покрытие, которое возвращает целгхгность деталям агрегата и на протяжении 165 000 км пробега надежно защищает двигатель от износа и коррозии, предоставляя ему возможность работать в полную силу. За 7 лет применения Технологии ICS в России компания накопила большой фактический материал - показатели работы двигателей различных автомобилей до и после проведенных процедур. Результат сведался к одному: двигатель переживает второе рождение, продлевается безремонтный пробег автомобиля, значительно отодвигается капитальный ремонт изношенных агрегатов. Некоторые отчеты по Технологии ICS Вы можете найти в предыдущих публикациях (№3, 2001) или на сайте компании www.finics.ru. Ваши пожелания и отзывы о применении Технологии ICS присылайте по адресу: ТМК «ICS» 199179. С.-Петербург, В.О.. 12линия,33,офис 1 Тел.:(812)3236805,3278086,32775 14; E-mail: [email protected] Информация о розничной продаже у наших дилеров:^ -УвввввштввШвввГ^^^^Ml^ В * \^яаЯШатшшшш^т^шЯЛГл'1лем с частотами и фазами не будет. Система активного звукоподавления ANC (Active Noise Control), разработанная фирмой, обеспечивает снижение уровня звукового давления от впускной системы на целых 10 дБ(А) (субъективно в десять раз!). Электронный блок, однако, может не только скомпенсировать ненужные звуки, но и изменить их окраску. Например, придать трехцилиндровому «Лупо» звучание шестицилиндрового БМВ или спортивного родстера. Вы, вероятно, уже догадались, что звук выхлопа образуется, в принципе, точно так же, как и впуска. Так почему бы не ввести микрофон с динамиком в выпускную трубу? На «Манн + Хуммель» считают, что это вполне возможно - осталось разработать звуковые колонки, не боящиеся высоких температур. Появятся ли динамики в трубах массовых автомобилей? Вполне возможно, ведь с 1980 года европейские законодатели уже четырежды снижали допустимый уровень шума от легкового автомобиля и опустили планку с 84 до 74дБ(А).Огромный глушитель на крыше нужен, чтобы подавить звук выпуска и без помех прислушаться к другим шумам.Москва: (095) 135 6189, 977 6637;Екатеринбург. (3432) 75 04 73; Ростов-на-Дону: (8632) 34 39 76: Новосибирск: (3332) 6549 32: Ижевск (3412) 261176: Псков: (81! 2) 46 09 09: Владивосток: (4232)316394;Ставрополь(8652)249308; Кропотт(86138)50105;Тотж(3322)260486: Выборг.(8278)28514 ТЕХНИКА /НОВИНКИ«СУХИЕ» БАТАРЕИ «ХОППЕКЕ»ДАЖЕ РАЗБИТЫЙ, НОВЫЙ АККУМУЛЯТОР БУДЕТ РАБОТАТЬСерная кислота, используемая в автомобильных стартерных батареях, давно не дает покоя их разработчикам. Агрессивная жидкость в случае аварии может натворить бед, пролившись из треснувшего корпуса, она же норовит испаряться при зарядке, портя воздух и краску изнутри капота. Впрочем, со второй бедой так или иначе удается справиться. Придуманы специальные мембраны в пробках, отсекающие крупные молекулы собственно кислоты или, как у фирмы «Хоппеке», сложные двойные крышки с лабиринтной системой. А вот что касается первой проблемы - утечек, она оказалась достаточно твердым орешком. Правда, мы уже писали о батареях «Оптима» (ЗР, 1998, № 10), не содержащих жидкого электролита, но при всех своих преимуществах они дороги. А изготовители автомобилей хотели бы получать комплектующие не только исключительно высокого качества, но и по приемлемой для массового производства цене. На заводе в Отценхаузене мы впервые увидели удачный компромисс: в батареях VLIES.TEC от «Хоппеке» всю кислоту впитали плос-Так выглядит конструкция новой батареи.кие прокладки, расположенные между пластинами. Конечно, они не из бумаги: основу составляет стекловолокно, не боящееся даже «царской водки». Залитый на автоматической линии электролит впитывается в установленные прокладки, и после этого даже из разбитого в аварии корпуса не прольется ни капли. Но это не все. Оказывается, батареи такой конструкции могут выдерживать значительно большее количество циклов разряда-заряда, и их срок службы составит в зависимости от условий эксплуатации 8-12 лет! Ток холодного пуска возрастает на 70-90 А. Самое же привлекательное для автомобилестроителей - это невысокая стоимость батареи. Поскольку комплектующие для аккумуляторов «Хоппеке», как и их сборка, производятся только в Германии, где достаточно дорога рабочая сила, держать приемлемую цену позволяет лишь высочайшая степень автоматизации всех технологических процессов. Пока VLIES.TEC устанавливается на «мерседес-бенцах» S-класса и, в отличие от других батарей, в продажу не поступает. (Вообще, почти половина аккумуляторов «Хоппеке» идет на комплектацию автомобилей фирмы «Даймлер-Крайслер».) Очевидно, в дальнейшем подключатся и другие потребители: «Форд», «Пежо», МАН.Если обычная батарея испытывается током 800 А. то какой же ток будет применен для новинки?906 v90 IАПОНЮХАЕМ, ПОЩУПАЕМ, ПОСЛУШАЕМТОНКОЕ ОБОНЯНИЕ И ЧУТКИЕ ПАЛЬЦЫ ДОРОГОГО СТОЯТКими68аждая фирма стремится снабдить очередную модель изюминкой - чем-то неповторимым и зачастую... почти неуловимым. А потому, например, на «Рено» так ценят пальцы с обостренным осязанием. Стоит дизайнерам предложить новый материал обивки салона, кнопок или дверных ручек, как специально обученные «щупачи» принимаются оценивать то ощущение, которое возникает при первом или... десятитысячном контакте с ним. Не покажется ли наконечник рычага коробки передач влажным? А что произойдет с ручкой двери после долгой службы? Целая группа занимается тактильным подбором материалов, руководствуясь при этом более чем 30 критериями! У «Опеля» больше востребованы «нюхачи» - салон не только не должен выделять вредные вещества (их уловят специальные приборы), но и обладать приятным манящим запахом. Вот и обнюхивают специально обученные на парфюмерных фабриках «дегустаторы» обивку руля, сидений, аппликации из дерева и под него. Запах должен быть «дорогим и благородным», но не навязчивым. Общая картина компонуется из отдельных элементов - ведь в автомобиле насчитывают 50 групп запахов и свыше 1300 их оттенков!А вот «Порше» озабочен прежде всего характерным звучанием своих знаменитых оппозитных моторов. По совету «слухачей» иногда приходится не наклеивать очередной мат звукоизоляции, а... отдирать его. А то и ставить особый резонатор во впускной или выпускной тракт, чтобы подчеркнуть определенные частоты. В конце концов, не может же табун лошадей «скакать» беззвучно! А еще специалисты проверяют работу замков дверей. Так что иногда различные накладки на штырях замка служат всего лишь для достижения неповторимо глухого удара закрывающейся двери. На праваярекламысв>РОССИЙСКИЕ АВТОЗАВОДЫ ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯС «МАШЕЙ» НА БОРТУУДАЕТСЯ ЭКОНОМИТЬ ДО ДВУХ ЛИТРОВ БЕНЗИНАобственно говоря, разработка этого компьютера с многозначительным названием FEST (Fuel Efficiency Support Tool), созвучным английскому «первый», легла пять лет тому назад в основу одной докторской диссертации. Тогда соискательница степени - 27-летняя Маша ван дер Воорт обратила внимание на неэффективность эконометров, положение стрелки которых в зеленом секторе еще далеко не означало езду с минимальным мгновенным расходом топлива. А бортовые компьютеры, показывавшие этот расход в цифрах, не подсказывали водителю однозначно, что нужно предпринять, дабы снизить аппетит двигателя. Разработанный в университете голландского города Твенте FEST использует для своих вычислений множество параметров движения автомобиля и режима работы двигателя. Учитывается положение педалей, рулевого колеса, дистанция до впереди идущего автомобиля... Все это необходимо, чтобы не дать водителю бесполезный, а то и опасный в конкретной ситуации совет. Так что приказ сбросить газ во время обгона или, напротив, прибавить скорость при минимальной дистанции на дисплее не появится. Тем не менее испытатели, строго следовавшие рекомендациям FESTa, сэкономили в городской толчее 20% топлива! И это при сохранении средней скорости, так что к финишу они прибыли одновременно с контрольными автомобилями. На комбинированном маршруте, включавшем отрезок автобана, экономия была скромнее, но и 11%, согласитесь, тоже весьма неплохо. Особенно привлекательна в новинке ее способность умерять аппетиты любого стандартного автомобиля, будь это хоть потрепанная «шестерка». Разработка компьютера и его программного обеспечения обошлась, прямо скажем, недешево, но тут финансовую помощь оказали несколько шведских организаций, в том числе исследовательский фонд «Вольво». А вопрос, будет ли FEST выпускаться серийно, пока открыт. Впрочем, новоиспеченный профессор уже ведет переговоры с потенциальными партнерами.P W4В АВТОМОБИЛИ ПЕРВОЙ ЗАЛИВКИМембрана под крышкой флакона плотная, туго натянута, логотипы четко видны Объемный логотип знаком ® на флаконе Дата и номер серии на оборотной стороне флакона не стираются .Флакон жесткий. прочный, не подвержен деформацииeСЭтикетка четкая и яркая, напечатана на полипропиленовой пленке По всей поверхностиэтикеткилаковый логотип ЧРЗнаки®Маша ван дер Воорт из Голландии поможет сэкономить горючее всему миру.Прозрачная мерная шкала на боковой поверхности флаконаРосДОТ4 отличает:1. Высокая температура кипенияРосДОТ4 имеет "сухую" температуру кипения выше +270°С и выше +173°С "увлажненную", т.е. превосходит ТЖ всех российских производителей.2. ОтличнаяморозоустойчивостьОчередная подсказка на дисплее: «Переключитесь на V передачу и поддерживайте ту же скорость».Каждая партия РосДОТ4 испытывается 6 часов при температуре -50°С, что гарантирует стабильность работы тормозной системы даже при низких температурах.3. Полная защита тормозной системы и системы сцепления от коррозииРосДОТ4 имеет в своем составе эффективные ингибиторы коррозии, обеспечивающие эффективную защиту деталей из стали, чугуна, меди, латуни, белой жести, алюминия и др.м4. РосДОТ4 - имеет допуск МВК, Министерства обороны России, Госстандарта РФ, АвтоВАЗа, международный сертификат ISO 9002, превосходит требования международных стандартов SAE J1703 и FMVSS 116 DOT4.Тормозная жидкость РосДОТ4 лучший выбор для Вашего автомобиляT/1S КОМПАНИЯШТОСОЛ-СИНТЕЗ www.t-s.kis.ru, [email protected], тел.: (8313) 25-53-47, 25-54-42