44
45
ТЕХНИКА/КОНСТРУКЦИЯJ^UJbUUИНЖЕНЕРЫ НАХОДЯТ НОВЫЕ РЕШЕНИЯ, ЧТОБЫ СБЕРЕЧЬ ЖИЗНЬ ПАССАЖИРОВТЕКСТ / Ю РИЙ НЕЧЕТОВ ФОТО / СЛАБ ИЮРИЙ НЕЧЕТОВПZ0015"ные, но в более жестких условиях. Скажем, устраивают лобовое столкновеервый импульс был дан полвека нание двух машин, каждая из которых зад - в марте 1949года,когда один едет со скоростью 60 км/ч (скорость из первых СААБ-92 во время испысближения 120 км/ч), хотя для сертитательного пробега столкнулся с грузофикации достаточно наезда на неподвиком. Водитель серьезных травм не повижное деформируемое препятствие лучил, однако конструкторы взялись детально анализировать аварию, положив начало исследованию дорожнотранспортных происшествий. Из этого со временем выросла концепция real-life safety - безопасности в реальной жизни. Сегодня тщательному обследованию подвергают примерно один аварийный автомобиль в неделю, опрашивают пострадавших, изучают характер травм. Все это, естественно, не заменяет, а дополняет обычные испытания. Последние тоже не ограничиваются рамками минимально необходимого: например, при создании модели «9-5» было проведено 60 крэш-тестов вместо 12 регламентированных законодательно. Среди дополнительных испытаний есть весьма необычные. Например, столкновение на скорости 70 км/ч с 380-килограммовым чучелом лося, сделанным из толстого кабеля - в СкандиБоковая подушка безопасности срабатывает в два приема: через 0,005 с после столкновения (бампер нанавии дикие животные избалованы беехавшего автомобиля едва успевает прогнуть наружные панели дверей) инициируется пиропатрон и за режным отношением к себе и подчас 0,015 с (двери начинают смешаться в салон) надувается нижняя полость подушки, которая смягчает удар не боятся ни людей, ни машин. Другие в корпус пассажира Под давлением тела еще через 0,015 с газ вытесняется в верхнюю полость, принитесты в чем-то повторяют обязательмая качнувшуюся вбок голову.на 64 км/ч. Или, скажем, испытания боковым ударом. Европейские нормы безопасности требуют, чтобы пассажиры не получили серьезных травм, если сбоку на скорости 50 км/ч врежется другая машина массой 950 кг. Однако современные авто благодаря все тем же возрастающим требованиям безопасности стремительно тяжелеют, потому в Тролльхеттане ввели двукратную по- правку на жизненные реалии, увеличив массу «обидчика» до 1850 кг. Результат: недавно в Техническом центре опытно-конструкторских разработок изучали СААБ-9-3, протараненный точно в середину левого борта. Почти двухтонный микроавтобус «ТойотаХай-эйс» двигался со скоростью 70 км/ч - водительница легковой машины отделалась лишь ушибами! Рецепт пассивной безопасности известен полвека: прочная капсула с пассажирами и деформируемые зоны вокруг, поглощающие энергию столкновения. У шведов есть свои особенности подхода: мощный поперечный брус в передней части кузова модели «9-5» помогает равномерно растгределить нагрузки на все элементы конструкции вне зависимости от особенностей конкретного удара; усиленные передние арки препятствуют смещению колес в салон, уменьшают риск повреждения ног водителя; очень прочные боковые стойки, практически не деформируясь, передают усилие на пол, который, сминаясь, гасит энергию удара. Кузов, поглотив удар, что-то неизбежно передаст водителю и пассажирам, чья жизнь и здоровье будут зависеть от того, насколько дозированно и безболезненно это делается. Казалось бы, и здесь все давно известно - ремни, подушки, подголовники. Но это только на первый взгляд. Исследования показывают, что лишь в одном случае из десяти подголовник расположен правильно. Обычно он слишком сильно опущен, и при ударе сзади голова запрокидывается, что приводит подчас к более тяжелым травмам шеи, чем вообще без подголовника. О масштабах проблемы говорит такой факт: только за 1997 год в США страховые выплаты из-за травм шеи в авариях составили семь миллиардов долларов! Именно тогда впервые в мире на СААБ-9-5 начали устанавливать активные подголовники SAHR (SAAB Active Head Resist). В момент удара они выдвигались вверх и вперед, предотвращая запрокидывание головы. Результат вчетверо снизилось количество серьезных травм шеи. Позже новое решение перекочевало на «Опель» (эта марка, как и СААБ, входит в концерн «Дженерал моторе»). Одно из последних изобретений здешних инженеров - дополнительный диагональный ремень безопасностиСтефан Ольсен, инженер по пассивной безопасности СААБ: «Дополнительный диагональный ремень особенно эффективен при боковых и кософронтальных столкновениях, на которые приходится значительная часть аварий, а также опрокидывании автомобиля»Активный подголовник СААБ. При ударе сзади пассажир давит спиной на нижнюю часть рычага, которая благодаря небольшим тягам смещается при этом назад и вверх, Верхняя часть рычага, на которой укреплен подголовник, выдвигается, соответственно, вперед и вверх, предотвращая запрокидывание головыВодительница этого СААБ-9-3, в который на скорости 70 км/ч врезался микроавтобус «Тойота-Хай-зйс» массой 1900 кг, отделалась лишь ушибами.Заимствованная из авиастроения система крепления груза в багажном отсеке универсала «9-5»: расположенные в полу металлические планки с подвижными петлями гарантируют защиту пассажиров от опасности быть травмированными багажом при аварии.SSB (SAAB Supplementary Belt). Дело в но, какого - штатного или вспомогатом, что при косых ударах штатный тельного. трехточечный ремень не всегда эффекХорошее дополнение к двойным ремтивен - водитель или пассажир из-под ням - устройство фиксирующего натянего просто выскальзывают. Многотожения. Широко применяемый сегодня чечные ремни типа спортивных оказапиротехнический натяжитель, срабатылись малопригодными для повседневвая за тысячные доли секунды, «забоной эксплуатации: во-первых, ремень тится» лишь о плотном прилегании обычного автомобиля не должен иметь ремня к телу, почти не меняя посадки. В прилегающих к телу замков, которые отличие от него, электромотор подтягимогут стать причиной травмы при ававает ремни при интенсивном торможерии, а во-вторых, спортсмену пособит нии достаточно мягко (за несколько деоблачиться в эту сбрую механик, а кто сятых долей секунды), но делает это напоможет в повседневной жизни пожи- стойчиво - с усилием в несколько десятльщ или полным людям? Решение окаков килограммов, насильно усаживая залось простым до очевидности - еще водителя и пассажиров в правильное один диагональный ремень, который положение и плотно прижимая их к можно использовать в дополнение к спинке. После этого ремни стопорятся штатному. В целях безопасности отстеспециальными замками и готовы прогиваются они одновременно при оттивостоять весу тела, многократно умкрывании лишь одного замка, не важ- ноженному аварийными перегрузками. Если Бог миловал и все обошлось, через секунду-другую после прекращения торможения ремни ослабляются и вновь ждут своего часа. Впрочем, две последние новинки в стадии доводки и сроки их освоения не определены. В общем, хоть название городка, где делают СААБы, и происходит от сказочных троллей, но к проблемам безопасности автомобилей там подходят предельно реалистично. I»l