226
227
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ:стадной4x4АСФАЛЬТУ- "" ДРУЖНОЕ «НЕТ»!СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ. ФОТО. АНАТОЛИЙ ФОМИН, ОЛЬГА КОРНЕЕВА, N ART TIMEПолноприводные автомобили по самой своей природе предназначены для большего, чем просто езда по «городскому паркету». Только в тайге и пампасах могут быть полностью востребованы возможности прочных и мощных вседорожников. Как только в нашу страну «нив» и УАЗов стали проникать современные вседорожники-иномарки, владельцы полноприводных машин начали «объединяться по интересам».НА «ДАКАРЕ» УЧИТЬСЯ ПОЗДНО! В начале 90-х в Москве, Петербурге, Челябинске, Красноярске и многих других городах независимо друг от друга появились «клубы 4x4». До сих пор,кстати, они живы и здравствуют. Начинали незамысловатыми покатушками по бездорожью на стандартных автомобилях. Любили делать это и зимой, по льду водоемов - отличная школа спортивной езды. Скоро этого стало мало. Машины понемногу обрастали гоночной амуницией - каркасами безопасности, системами навигации, а их хозяева - те, что побогаче - уже заказывали в Германии и Франции форсированные моторы и спортивные трансмиссии для своих «паджеро». Настоящий прорыв произошел в 1995-м. На «Дакаре» стартовало сразу 10 российских экипажей! Этот рекорд не побит и сегодня. Однако лишь КамАЗы чувствовали себя в Африке как дома.Из внедорожников до финиша смог добраться только один - экипаж С. Лисовского. Ведомые голым энтузиазмом, россияне обнаружили, что эта задачка им пока не по зубам. И что успехи Михаила Нарышкина в Кубке мира по ралли-рейдам совсем не случайны. До этого ему приходилось быть и чемпионом страны по ралли. В общем, стало ясно - учиться надо и дома. Такие «автострады» идеально подходят для трофи-рейдов. Ралли-рейдам все возрасты покорны. Анатолию Викторову по прозвищу «Турбодед» перевалило за 60, но он неизменно выступает на уникальном УАЗе с системой наддува.ГОНКИ ПО АЗИМУТУ В движении «4x4» с тех пор четко обозначилось два примерно равных направления. Первое отдает предпочтение ралли-рейдам, иначе говоря, «гонкам по пустыням и азимуту». К ним в автоспорте относят бахи - короткие однодневки на дистанцию до 1000 км, двух-трехдневные ралли-рейды и, наконец, сверхдлинные и сверхтяжелые марафоны. ФИА недавно выделила популярные бахи из Кубка мира в отдельный турнир «Трофей пилотов Бахи». Его призером в прошлом году стал все тот же Нарышкин, а в самом Кубке третье место занял наш Александр Хроль. Явный успех! В России не первый год тоже проходит чемпионат страны по ралли-рейдам. В основном в его программе бахи. Го-• > * * * ^* ^ —>_». 226-£>.И .*~i« С-с*TV в —— . •За рулем 4/2003 4x4нять карьерный самосвал, и репелленты, чтобы противостоять полчищам комаров. Мощность мотора в трофи-рейдах решающей роли не играет, куда важнее передаточные отношения и - высокий дорожный просвет. Кроме того, машины предельно облегчают. На трофи-рейде можно увидеть настоящих монстров, когда по внешнему виду и не определить, что это за модель. Есть спринтерские трофи-рейды, километров на 10-20, а есть марафонские до 100 или чуть больше это уже многодневки! Наиболее известные объединены в чемпионат России, где можно завоевать титул, медаль и спортивное звание. Зачет идет на время, при этом средняя скорость победителя в иной гонке не превышает 10 км/ч. Всем экипажам приходится заниматься самовытаскиванием, причем особо сложные препятствия требуют рекогносцировки, когда пилот и штурман покидают машину, знакомятся с условиями и определяют способы преодоления преграды. В трофи-рейдах оказывать помощь напрочь застрявшему сопернику, даже если он лидер, - в порядке вещей, впрочем, как ив ралли-рейдах. Это принципиально отличает дисциплины «4x4» от любых других в автоспорте! Такие законы джентльменства действуют не только в России. В Европе тоже проводят трофи-рейды, более того, экипажи из Германии и Прибалтики - частые гости наших соревнований. Очевидно, следующий этап - международная серия - уже на подходе. В Москве недавно открыли школу езды по «экстремальному бездорожью». Что ж, спрос рождает предложение будущие участники трофирейдов не хотят выходить на старт в роли полных «чайников». Это по асфальту ездить можно, сдав экзамен в ГАИ. Но ведь полный привод - не для гладких дорог! D За рулем 4/2003 227стей из Красноярска и Иркутска, увы, увидишь здесь редко - далеко добираться. Так что правят бал тут москвичи и питерцы. Техника у них подготовлена серьезно, порой просто сделана по заказу в спортивных отделениях европейских заводов. Самый массовый внедорожник для этих целей - «Паджеро», признанный мировой лидер. Многие вчерашние пилоты-любители специально тренировались у гонщиков-профи. Пожалуй, сегодня каждый экипаж из первой шестерки нашего чемпионата способен достойно выступить на международной гонке любого ранга. И если мы не видим их на очередном «Дакаре», то только по одной причине - нехватка средств. Если хочешь здесь чего-то добиться, помимо боевого автомобиляс собой надо прихватить техничку с бригадой механиков и тонной запчастей. Но даже для наших небедных владельцев «ленд-роверов» и «мерседесов» серии ML «Дакар» - не по карману. Основная категория марафонцев в российских чемпионатах -люди среднего достатка, так что наиболее острая борьба идет здесь в зачете «народных машин», где «нивы» сражаются с УАЗами. Добавим, что очень немногие сегодняшние мастера спорта «4x4» пришли из ралли или кросса. Почти все они начинали в ралли-рейдах и остались в них. БЕЗДОРОЖЬЕ В ЧИСТОМ ВИДЕ Второе направление в движении «4x4» уходит в леса и болота. В таких состязаниях, получивших название трофи-рейды, на первом плане не скоростные достоинства техники, а ее возможности в проходимости в сочетании с волевыми качествами пилотов. Для участия в трофи-рейдах нужен особый склад характера, поскольку, с точки зрения обычного водителя, трассы здесь - это просто непроходимые дебри. Их подбирают обычно в глухой местности, используя «дикие» лесные тропы, некогда «протоптанные» бульдозерами, овраги, русла небольших речушек. Не помешает пара упавших поперек дороги столетних елей. В стандартную комплектацию «трофи-рейдового» автомобиля входят лебедки, металлические «рельсы», домкраты, способные под