76
78
80
ТЕХНИКАновинкиМОДЕРНИЗАЦИЯ «ГАЗЕЛИ» И «СОБОЛЯ»ЪШш£яШё«ГАЗЕЛЬ» НАДЕЛА МАСКУЮРИИ НЕЧЕТОВ. ФОТО: ГЕОРГИИ САДКОВ ЮРИЙ HP4PTHR спптп ГРПРГИЙ г.длкгшДАВШИ СЛОВО - ДЕРЖИСЬ! Когда ровно год назад ЗР готовил материал о грядущем обновлении Газовских легких грузовиков, названный тогда срок - начало нынешнего года - воспринимался с немалым скепсисом. Мы привыкли к тому, что от планов до их реального воплощения - дистанция огромного размера, с многократной корректировкой дат, а подчас и самой сути обещаний. Тем более приятной неожиданностью стало известие, что завод сдержал слово ис8 января полностью перешел на выпуск обновленных «газелей» и «соболей». А подтверждение этому увидели своими глазами на трассе, как только отправились в Нижний Новгород - навстречу гнали и гнали машины с наивными треугольными глазками-фарами.фейслифтингом. С нижегородскими грузовичками дело обстоит иначе: здесь серьезно можно говорить о модернизации, поскольку изменены многие силовые элементы - практически до переднего щита кабина сконструирована заново. Чего стоят только разведенные на полметра лонжероны, позволяющие разместить более крупные силовые агрегаты. Для этой же цели служит выпуклая подштамповка на капоте, а радиатор сдвинулся вперед на 8 мм. Напомним, что одним из первоначальных требований к новой кабине была унификация со среднетоннажным «Валдаем», которому прочили шестицилиндровый дизель ГАЗ-562. Если раньше кузовные элементы носовой части висели вкривь и вкось, кажется совершенно обособленно, а в интервалы между ними кое-где проходила ладонь, то теперь кабина приобрела более цельный, аккуратный вид. Не в последнюю очередь благодаря новому элементу - маске, которая связала в единое целое крылья, облицовку радиатора и капот. Кстати, пока все машины комплектуют хромированной облицовкой, но позже обещают и «бюджетный» вариант из черного пластика. Фары,трно, что в дальнейшем в СССР спрос онные автомобили будет весьма больггоыобидь проникнет в мелкие хозяй: об'единения, как только цена на ^нет достаточно доступной. Большой 'т грунтовых дорог по отношению к шосным точно также говорит - польз; именноПЛАСТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯОбновление внешности автомобиля обычно называют рестайлингом или76 За рулем 4/2003«Бесспорно, что в дальнейшем в СССР спрос на малотонные автомобили будет весьма большим и автомобиль проникнет в мелкие хозяйственные объединения, как только цена на него станет достаточно доступной... На ближайшее время автомобильная промышленность Союза должна поставить производство... грузовиков около 1 тонны для массового пользования в мелких хозяйственных единицах». («За рулем», 1928, № 1) ТЕХНИКАновинкиМОДЕРНИЗАЦИЯ «ГАЗЕЛИ» И «СОБОЛЯ»Светоблоки вязниковского завода ОСВАР закрыты противоударными колпаками из поликарбоната, лампочка «габаритов» помещается в фаре ближнего света. Светотехнику «Бош-Рязань» под стеклянными колпаками легко опознать по треугольному рефлектору габаритного освещения.Работая в две смены, три конвейера ежесуточно выпускают около 450 легких грузовиков в 273 вариантах комплектации.точнее говоря, передние светоблоки, поставляют два завода - «Бош-Рязань» и ОСВАР. Их изделия чуть различаются внешне, но полностью взаимозаменяемы. Гладкие колпаки без рассеивателей придают им нарядный вид. Прежде «газели» частенько страдали от перегрева. Эту проблему решили комплексно. Кое-что усовершенствовали в системе охлаждения. Например, расширительный бачок стал больше и переехал чуть выше, перед радиатором установлены горизонтальные трубки охлаждения масла - первоначально ими оснащали только машины с трехлитровым ульяновским мотором или те, что предназначены для эксплуатации в жарких районах. Теперь, похоже, это решение приживется на всех автомобилях. Более эффективное охлаждение и вентиляцию моторного отсека обеспечит новый бампер с увеличенной площадью отверстий для прохода воздуха. Здесь изначально предусмотрены места для крохотных противотуманных фар, типа «кошачий глаз» - пассажирские «соболи» комплектуются ими серийно. Правда, владельцев прежних машин придется разочаровать - новый бампер невзаимозаменяем со старым: изменены места крепления, да, собственно, и сам автомобиль вырос в длину на 60 мм. Есть и не столь заметные перемены. Например, многие пластиковые детали теперь делают из импортного сырья, изменили форму и стали аккуратнее многие элементы. Среди них накладки вокруг ветрового стекла и над арками78 За рулем 4/2003передних колес, а у «соболей» - и под передними дверями. Чуть раньше появились более надежные чешские дверные замки «Брано», начали грунтовать колесные диски - можно надеяться, что теперь они перестанут ржаветь после первой лужи. Между прочим, и кузова сегодня покрывают импортной двухкомпонентной грунтовкой, а сварные стыки кузовных панелей дополнительно промазывают герметикой. Прежний кузов бортовых «газелей» не удовлетворял жестким требованиям некоторых стран по выступанию элементов. Поэтому в прошлом году появился новый - с гладкими бортами и утопленными замками. Он почти на 100 кг легче прежнего и оборудован петлями под «еврошнуровку», позволяющую обвязать и опечатать кузов. К марту закончился переход на малолистовые рессоры в задней подвеске. Более технологичная конструкция позволит заводу экономить в год около 10 млн. рублей. Все больше полуторок будут оснащатьсяусилителем рулевого управления - болячки борисовских ГУРов почти вылечены, хотя какие-то проблемы с насосом еще требуют устранения. КРАСИВЫЙ И ТЕПЛЫЙ, НО НЕ СВИТЕР Первое, что обращает на себя внимание в салоне, - новая передняя панель с «волговской» комбинацией приборов. Она, в отличие от прежней, не дрожит на ходу. Приборы поставляют из Владимира и Риги. Оба варианта взаимозаменяемы и внешне не отличаются друг от друга. Естественно, никаких тросиков - тахометр и спидометр электронные. Кроме того, здесь есть вольтметр, указатели температуры охлаждающей жидкости, давления масла, уровня топлива. На передней панели расположились большой перчаточный ящик, два стандартных гнезда для аудиосистемы, а сверху - два места под динамики. Слева внизу разместился блок ножевых предохранителей. УдобВладимир Давыдов, начальник конструкторского отдела грузовых автомобилей ОАО «ГАЗ»: «Закупленные моторы ИВЕК0 - модернизация хорошо известных 23-литровых турбодизелей серии 8140.27, испытаниями которых мы занимались с 1995 года». НОВИНКИМОДЕРНИЗАЦИЯ «ГАЗЕЛИ» И «СОБОЛЯ»но, что появилась кнопка проверки лампочек - нажал, и сразу видно, какая перегорела. Особо отметим модернизацию системы отопления и вентиляции - ею теперь управляют удобными вращающимися ручками (подробнее см. с. 112). Внутри панели поместили более компактный и мощный отопитель, он расположился выше, чем прежний, освободив место для пятого и шестого цилиндров длинной рядной «шестерки» «Валдая». Вместо обычного крана в моторном отсеке установлен электроклапан на входе в радиатор отопителя, а температура регулируется заслонками, которые меняют соотношение горячего и холодного воздуха. Жесткость панели возросла благодаря приваренным изнутри воздуховодам увеличенного сечения. Снизились потери воздуха, больше стали дефлекторы, пять сопел вместо трех прежних улучшили обдув ветрового стекла. Во всяком случае при -16°С трехскоростной вентилятор работал вполсилы, в салоне было тепло и стекла оставалисьРаздвинутые на 500 мм лонжероны кабины освободили место для более крупных силовых агрегатов.чистыми. Мешавшиеся под ногами шланги, идущие к салонной «печке», теперь проложили под днищем. Современнее смотрятся округлые накладки передних стоек, звуковой сигнал стал двухтональным, у пассажирских модификаций появилось внутреннее зеркало заднего вида. Все эти изменения не могли не сказаться на цене. За обновленные машины дилеры просят примерно на 10-13 тыс. рублей больше, хотя завод поднял отпускные цены всего на 4-6 тыс. рублей, в зависимости от модели.К ОНЕЙНА ПЕРЕПРАВЕ... МЕНЯЮТС марта нынешнего года на все «газели» устанавливают сзади малолистовые рессоры -два листа с подрессорником, вместо прежних пяти. Новый кузов бортовой «Газели» стал легче почти на 100 кг, а также приобрел более безопасные замки и петли под «ев-Самая большая проблема легких грузовичков из Нижнего Новгорода двигатели. В нынешнем году будут наращивать выпуск машин, удовлетворяющих нормам Евро II, так что дни ульяновских моторов, ведущих родословную от «четыреста второго», сочтены. Базовый «четыреста шестой» неплох, но до сих пор страдает детскими болезнями, как и его преемники - ЗМЗ-405 и 409. От этого, в принципе, излечиться можно и нужно, но пристрастие к дорогому бензину - это уже на всю жизнь. А вот в других странах на абсолютном большинстве машин этого класса стоят дизельные двигатели.Под капотом «газелей» и «соболей» пытались обосноваться ЗМЗ-514, импортные дизели, но бесспорным фаворитом оставался лицензионный ГАЗ560, в доводку и освоение производства которого были вложены отнюдь не малые средства. На прошлогоднем Московском автосалоне в закоулке экспозиции ГАЗа скромно стоял разобранный мотор, прошедший 400 тыс. км на маршрутном такси, а скупые строчки дефектовочной ведомости гласили: «износ минимальный», «износ в пределах нормы». Казалось, стоит еще чуть поднажать - и можно запускать в серию. Но с недавних пор подули другие ветры, новое руководство автозавода сделало ставку на моторы ИВЕКО. В конце января был подписан договор о поставке первой партии из 120 дизелей серии 8140.43С2590 - четыре цилиндра, 2,8 л, турбонаддув, интеркулер, каталитический нейтрализатор, экологические нормы Евро II. Машины с этим мотором пойдут в продажу и опытную эксплуатацию, а вскоре будет создано совместное предприятие, которое в дальнейшем, как уже писал ЗР, займется производством дизелей ИВЕКО. Насколько лучше окажется новый фаворит - покажет время, но в том, что он будет дороже обрусевшего «Штайра», можно не сомневаться.80За рулем 4/2003