126
127
РЫНОКЭКСПертмЗЯСОВМЕСТИМОСТЬ МАСЕЛАЛЕКСАНДР БУДКИНГРЕМУЧАЯ ЛИ СМЕСЬ?Вспомните-ка, уважаемый читатель, когда вы впервые услышали, что «минералку» нельзя смешивать с «синтетикой». Попробуем угадать: примерно в то время, когда узнали, что моторные масла бывают минеральными или синтетическими и что это совсем не одно и то же. Угадали? Еще больше уверены в том, что вам вряд ли доводилось читать об испытаниях масел на совместимость. Даже специалисты, с которыми мы часто общаемся, стараются эту тему обходить стороной - почти нет общепризнанных критериев совместимости, крайне мало методик проверки и т. д. Да к тому же, какой фирме выгодно говорить, что ее масло совместимо с другими. Не лучше ли рекомендовать клиентам покупать только свой продукт? В общем, мы решили похимичить.комендовали специалисты, подразумевает проверку совместимости двух образцов после их смешивания в пропорциях 1:9 и 9:1. Эти смеси длительное время выдерживают, или подогревают и выдерживают, или... Впрочем, как их 10W40), от синтетических - «Кастрол мучают, потребителям знать совсем не GTX Магнатек» и «Шелл Хеликс Ультобязательно. Важнее поинтересоваться ра» (SL/CF, 5W40), наконец, от проу тех же специалистов, как они оценимывочных - «Люксойл промывочное вают совместимость. масло» и «ЛУКОЙЛ Авто ПромывочВнешний вид - раз, проверка вязконое» (см. фото). сти -два, щелочного запаса - три, зольности - четыре... Хватит, пожалуй. И КАК ПРОВЕРЯЛИ так много набегает: восемь образцов Поскольку здравомыслящие люди «каждый с каждым» умножить на две разные масла не разбавляют, смешиконцентрации (1:9 и 9:1), умножить на вать их в наших опытах в пропорции три проверяемых параметра - это уже 1:1 не имело большого смысла. При занесколько сотен цифр! Как по ним опмене масла так называемый несливае- ределяют совместимость? Конечно, вимый остаток составляет в среднем окозуально оценивают, не выпал ли осало 10% (считают, что он может коледок. Затем фавнивают три названных баться от 5 до 20%). Поэтому методика параметра для смеси до ее выдержива(Минсельхозпрома), которую нам порения и после (внешний вид не в счет).ЧТО ПРОВЕРЯЛИ Вряд ли найдутся любители смешивать два-три разных моторных масла в равных долях и заливать эту смесь в двигатель. Смешение чаще всего происходит при замене одного масла другим, при доливе или... промывке. Да, да, не удивляйтесь. Часто промывают именно затем, чтобы масла не смешивались. При переходе, скажем, с минерального на синтетическое мастер в автосервисе непременно скажет: обязательно с промывкой. Старое и новое моторные масла при этом действительно не смешиваются, но смешение все-таки происходит: вначале старого масла с промывочным, а затем промывочного со свежим. Для проверки совместимости мы купили два минеральных масла, два полусинтетических, два синтетических и два промывочных. Проверяли каждое с каждым! Ориентировались, как и обычные покупатели, по надписям на канистре. Написано «semisynthetic» или «synthetic blend», считаем, что это полусинтетическое масло, не вдаваясь в подробности. Указано «fully synthetic», будьте добры - представляйте синтетическую диаспору. Так, знаменосцами у нас стали: от минеральных масел - «Спектрол Супер Универсал» и «Синтек» (оба уровня SF/CC вязкостью 15W40), от полусинтетических - «Эссо Ультра» и «Вальволин Дура Бленд» (оба SJ/CF,126 За рулем 4/2003Spectral Super Universal; API SF/CC; SAE15W40,Sintec; API SF/CC; SAE15W40Esso Ultra API; SJ/CF; SAE 10W40.Valvoline Dura Blend; API SJ/CF; SAE 10W40 СОВМЕСТИМОСТЬ МАСЕЛCastrol GTX Magnatec; API Sl/CF, SAE 5W40«Luxoil промывочное масло».Если они со временем станут ухудшаться, для неработающей смеси масел это означает несовместимость. Понятно, что знакомить с таблицей «два на три метра» нет резона. Просто расскажем о наиболее интересных результатах.ЧТО ПОЛУЧИЛИТаких результатов, как минимум, три. Первый и главный - специалисты констатировали, что использованная методика (а она существует не первый день) не выявила какой-либо несовместимости. Оптимисты воскликнут «ура, смешивать можно все!», а пессимисты, наверное, скажут что-нибудь очень нелестное в адрес методики. Попробуем все же оставаться «над схваткой». Мы и раньше не единожды обращались к ученым мужам с прозаическимкаждое (или, по крайней мере, лучшее) из двух образцов до их смешения. Но проверять - это совсем другая задача. Вместо нескольких сотен простых тестов потребуется несколько очень сложных. Этим мы, наверное, со временем займемся, а пока расскажем еще о двух результатах. Из всего изобилия смесей нашлись три, которые, с точки зрения обывателя, вели себя антинаучно - свойства смеси не ухудшились со временем, а, напротив, щелочность немного возросла. По-научному это называют «синергизмом». Примерно, как волны в море: две маленькие, накладываясь друг на друга, образуют одну большую. Так, в паре «Эссо» - «Кастрол» (90%+10%) исходная щелочность образцов была 6,40 и 8,56*, после смешения стала 6,48, а со временем возросла Shell Helix Ultra; API Sl/CF; SAE 5W40. до 9,90. У «Вальволин» (с исходной 7,99) и «Кастрол» она изменилась с 8,50 до 9,11. А в другой комбинации 10% «Кастрол» и 80% «Шелл» (с исходной 8,78) - получилось соответственно 8,57 и 9,80. Это говорит о том, что в смеси происходят какие-то химические процессы, но сказать, чем они закончатся через 10-15 тыс. км службы, никто не возьмется. Отечественной методики для таких случаев не разработано, а потому и здесь должны признать: масла ив этом случае совместимы. Наконец, еще один обещанный результат. Он тоже весьма показателен, хотя вряд ли кого удивит. Поскольку исходная щелочность у промывочных масел всегда меньше, чем у моторных, - в нашем случае - 4,01 и 2,97 - добавка 10% «промывки» к свежему маслу снижает его способность к нейтрализа«ЛУКОЙЛ Авто Промывочное». ции продуктов окисления. Скажем, для вопросом: можно ли угробить мотор пары «Шелл» (90%) и «Люксойл» (10%) смесью масел? Каждый раз получали с 8,78 и 8,00. Но означает ли это, что осторожный ответ: нам такие случаи мотор промывать вредно, ведь у отранеизвестны. Как правило, все слухи ботки щелочной запас тоже невысок? о том, что кто-то смешал «синтетику» Словом, испытания, как это часто с «минералкой» и из-за этого запорол бывает, ответив на один главный вопдвигатель, не более чем страшилки. Есрос, поставили много других. С достали дядя Вася и запорол мотор, то вовсе точной долей уверенности можно тольне потому, что «мешал», а из-за того, ко повторить: небольшая примесь одчто норовил купить масло подешевле ного масла в другом при его замене и нарвался на подделку. не может «запороть» мотор, что бы там Излагаемые здесь результаты проверни говорили «знатоки». Но еще больше ки подтвердили, что катастрофических мы уверены в том, что проверку совмеизменений в смеси моторных масел не стимости в разных аспектах следует происходит. Однако, как всегда, остопродолжить. Так что ждите очередных рожные специалисты подчеркивают, что публикаций. а речь идет о конкретной методике. 'Абсолютные значения щелочности, полученные Иначе говоря, смесь двух синтетиздесь, нельзя сравнивать с ранее публиковавшимических масел не станет для мотора хуся результатами для этих и других масел из-за же, чем дешевая «минералка», хотя, методических особенностей определения показавозможно, работать будет не так, как теля в этой и предыдущих работах.За рулем 4/2003 127