192
194
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ:детективное бюроВКЛЮЧАЙТЕ СВЕТ ДНЕМ!В «ТЕМНОМ ЦАРСТВЕАНДРЕИ БОЙКО, СЕРГЕИ СМИРНОВестно говоря, когда мы начинали акцию «Днем - с огнем!» и призывали автомобилистов ездить с включенным ближним светом фар ив светлое время, мы не рассчитывали только на одобрительные отклики. В первом материале на эту тему (ЗР, 2001, № 11) привели шесть наших аргументов «за» и предложили читателям попробовать ездить с включенными фарами. И сторонников, и противников у нашей акции нашлось немало. В конце концов, каждый сам для себя вправе сделать выбор - включать ближний свет фар или нет. Мы ведь считаем, что живем в свободной, демократической стране! Вот все ли думают так? Приходящие в редакцию письма и телеграммы свидетельствуют: немало у нас и представителей «темного царства» - в прямом и переносном смысле. На защиту тьмы встали грудью некоторые... «особо знающие» Правила дорожного движения сотрудники ГАИ. «Вчера был оштрафован за свет фар, включенный днем. «ПДД это не предусматривают - значит нельзя», - объяснили мне. Ездил со светом полгода нормально - теперь, выходит, нельзя». Александр, Ижевск (из телеграммы в редакцию). «Сколько можно терпеть эти издевательства! Постоянно останавливают гаишники и утверждают, что со светом фар днем ездить нельзя. Однажды дажеЧс «нарушителем», сотрудники ГАИ отпускали его с миром. Но убедить прапорщика милиции А. Рябоконева загля» нуть в ПДД водитель не смог. На доводы Алексея о повышении безопасности и прочих плюсах движения с ближним светом фар инспектор парировал заученными фразами: «Не положено!», «Вы не первый сегодня!», «Днем с ближним нельзя!»... И вот в руках Алексея протокол, согласно которому он нарушил п. 19.5 Правил. Не согласившись с доводами инспектора, Алексей написал две жалобы: одну - в местный суд, другую - в ГУ ГАИ России. Судебное разбирательство закончилось на удивление быстро. Суд, заслушав Алексея, представителей ГИБДД и свидетеля, изучив материалы дела, буквально грудью стал на защиту чести и достоинства... местных органов правопорядка ив удовлетворении жалобы отказал. По его мнению, инспектор составил протокол строго по закону. Обсуждать решение Зеленчукского районного суда мы не станем - его обжалованием занимаются наши юристы. Процитируем лишь показания свидетеля, водителя грузовика, на заседании: протокол составили». Сергей В., Ивано«...Меня и так слепило солнце, напрово (из письма). тив которого я двигался, а тут навстречу Вот это да! Такого подвоха от служистал поворачивать автомобиль. Яркость телей закона мы и не ожидали - в Праосвещения увеличилась, меня стало вилах дорожного движения нет ни слослепить еще больше (!) и мне это было ва о запрете использовать световые неприятно...» Если следовать логике суприборы в светлое время суток! Но кода, то вообще следует запретить движели уж такое случается, водитель при ние в солнечную погоду, раз водителю встрече с инспектором должен быть это неприятно. Пусть ездят по ночам юридически подкован и уметь грамоттак прохладнее! но, в доступной форме разъяснить гаСамое смешное в этой истории, что ишнику все требования ПДД. вскоре после суда Алексею позвонили из Правила дорожного движения Управления ГИБДД Карачаево-Черкесии (п. 19.5) говорят лишь о том, когда и сообщили, что его жалоба рассмотрена и где дальний или ближний свет фар и что движение автомобиля в светлое должен быть включен обязательно. Есвремя суток с включенным ближним свели требование этого пункта ПДД не вытом фар «не является нарушением ПДД», полнено, на водителя действительно Вот это да! Хорошо, что в автоинспекции может быть наложено взыскание в виде умеют признавать свои ошибки. Кстати, административного штрафа в размере письмо, которое через некоторое время 0,5 МРОТ (статья 12.20 КоАП РФ). получил А. Ячинский, заканчивалось таВ иных же случаях использование кими словами: «Руководство УГИБДД внешних световых приборов в дневное МВД КЧР выражает уверенность в том, время Правилами не запрещено и что последующие приезды на курорты штраф наложен быть не может. Карачаево-Черкесии не будут омрачены Но в нашей практике есть уже и слунесправедливым отношением к вам начай, достойный репертуара Евгения Пе- ших инспекторов ГАИ». Вот оно - знаметросяна. Читатель Алексей Ячинский нитое кавказское гостеприимство! при въезде на территорию КарачаевоА ездить с ближним светом - все-таЧеркесской Республики был трижды оски можно и нужно и это не запрещено тановлен сотрудниками автоинспекПравилами дорожного движения, о чем ции. Как вы догадываетесь, по одной - увы! - знают далеко не все судьи и сои той же причине - за езду с включентрудники ГИБДД. Вместе с вами мы наным ближним светом фар. Дважды водеемся это доказать. И еще раз призыдителю удалось отстоять свою правоту; ваем всех водителей: по возможности внимательно прочитав Правила вместе включайте свет днем!192За рулем 4/2003 КЛУБ « А ВТОЛЮБИТЕЛЬ »детеНТИВНОе бюроКАК УЗНАТЬ ПОДДЕЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТПРЕДЪЯВИТЕ ДОКУМЕНТ!ЛЕОНИД САПОЖНИКОВСИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р ГОССТАНДАРТ РОССИИСЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ%Ц^^ V- ПОСТ Rl .MTM.IIHI5S: *Срок действия с ;зц,.:ои:п о241 . U H - . ( ^ _ 3IM , V 564S554ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ » в т0ч0ВИ ТЬНЫЧ ИЗДЕЛИЙ - НАИИ.фОНЛ ! р V-!•-.. I KI ITUOI.11MT14QT09.63.1M9 Р. 12543Я.1 М.к,.,.. J-;, |„ч.,.,.-,.ск-111, n q . . Г л Ii-кф..и J54-IU.2" .Фка 45<>-5J.si> А«Стой, кто идет?! Скажи пароль!» - «Пароль!» - «Проходи!» Не напоминаем ли мы часового из старого анекдота, когда требуем в магазине или на рынке сертификат! Ну, покажут нам бланк с этим словом ис печатью, а толку-то?.. Как отличить настоящий от липового? Да и многие ли вообще хоть раз в жизни держали в руках подлинный? - Это документ, подтверждающий соответствие продукции образцу, который прошел определенную процедуру, включающую испытания, говорит заместитель директора органа по сертификации автомобильных изделий «НАМИ-Фонд» Илья Малашков. - Выдается он на специальном бланке Госстандарта России, имеющем восемь степеней защиты. Как правило, за ним обращается изготовитель продукции или дистрибьютор. Владея оригиналом сертификата, они должны снабдить торговые точки заверенными копиями. Такую копию и обязан предъявить по требованию покупателя продавец. На что же надо обратить внимание, рассматривая копию сертификата? Взгляд первый - на печати (1). Их должно быть две: ксерокопированная - органа по сертификации и натуральная («мокрая») - владельца сертификата (что копия, значит, верна). Взгляд второй - на номер сертификата (2). Он выглядит, например, так: РОСС RU.MT14.B10582. Здесь МТ14 - код органа по сертификации (в данном случае «НАМИ-Фонда»). В России сейчас более двадцати органов, которые194 За рулем 4/2003вправе сертифицировать автомобильные изделия. Буквы RU указывают на государственную принадлежность изготовителя продукции (код России). Согласно международному классификатору «Страны мира», DE, например, соответствует Германии, CZ - Чехии, JP - Японии и т. д. Пять цифр в конце - это непосредственно номер сертификата. Перед ним или буква А, если сертификат выдан на партию изделий, или буква В - если на продукцию серийного производства. Взгляд третий - на срок действия (3). Сертификат на партию действует, пока ее не продадут. Естественно, при этом в графе «Срок действия» нет конечной даты, вместо нее ставят прочерк. В случае же серийного производства такая дата обязательно должна быть указана. Итак, внимание: буква Вв номере сертификата возможна лишь в паре с датой окончания срока действия, а буква А - только в сочетании с прочерком. Нарушение любого из этих условий должно насторожить вас самым серьезным образом. Как правило, в области механических транспортных средств сертификаты выдаются не больше чем на три года (3). Взгляд четвертый - на строку «Продукция» (4). В ней должно быть четко обозначено именно то изделие, которое вы хотите приобрести. Здесь же может быть дана ссылка на приложение к сертификату с подробным перечнем изделий, на которые он распространяется. НедобросовестныйПРОДУКЦИЯ , .„,.,,,,. ,,„.„„, „,,,,•«,,„„.,„ „ ~ „ , » » >.!ш|>|ы I -2<i(> " ч".1.[и 1.ш ЗНСКОПЫХ (фрМОЗОа атгл'.ни'.тгИ с рабоч :. | о 40сч : , Т > :5~1-01?-0(Ч4«3"?--»" | . :чп11и,П1 НЫНуСК CM. ПрИ НМчЧ-IIKt НЯ VBXX IUCT iv СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ I п. 1 141 |.' " ' П , , , ш . ... ЕЭК ООН v 131 ГолР5 « * а ? . « ( » п . 1-: i.u'-лшы ккод OK 005 -ОКП;ГН БЭЛ •'ill IIИЗ ГОТОВИТЕ-Vb t »Л1 > "Егорьевский мне i цсбк годы* гсхннчм k.iv nut гаЯ*1 lin'iiit Чи,к11||,1,..и г.,'. ц еп . , i Епфьсиск, П|1.>М1,1Ш1сг(1шн юнаСЕРТИФИКАТ ВЫДАЛИл,14ШМ, \|, Ч ;,.,|;, ,,.IH пГ. i.icп.. i. ЕгОрЬСаск. Ир^-Чв.ин.е.чпци К1 МЯ - :'-JN ФцКС 4-18-59 ГМЙК 346436 НА ОСНОВАНИИ Протоком neauianni v .">"-5-L- :д ]o.:un:, •hi >T1-НАМИ"ilU'iii.M.iu-ii-.iiJi! центряатюгабяямш ншаяО к! W I MMTOSo. 26.6X2081 г. W . ф|нф|ша1иTl \ C FRT .v : i> in;. UK&cn (м.о&20*1 г . с оотвттмп . cm IOM.I \. i<tei rai грсвмпЖиям * Г» и арп I'M IK ОМПi\ПОЛНИТЕ \ЬНАЯ ПН<ГОР\1ЛШ1Я Dpi II :<•• II КЛ • на ГОСТ РЯШЯМЗ > ( • п.. r . г:- mitt тлре. \n:ikiiBKt. Сааром inn :- руководитель органе --g^zи\.-.*;:*?•.;:;;•'.;'•-.-Т куЛ •• К - . - : : П ' ; У : ; -. ••продавец зачастую подсовывает покупателю сертификаты аналогичных изделий, но - другой марки или другого типоразмера. (А случается, показывает вместо сертификата «официальное» письмо со словами типа «одобрено НАМИ» - на эти хитрые бумажки и смотреть не стоит.) Фальшивые копии фабрикуют на основе подлинного сертификата с использованием сканера и компьютера. Чаще всего подделывают номер и дату окончания срока действия («продлевают» ее; тут-то и полезно знать, что сертификат выдается максимум на три года). - А порой доходит до анекдота, - вспоминает И. Малашков. - Был случай, когда на нашем сертификате удалили название продукции «бензонасос» и взамен вставили... «подсолнечное масло». К сертификатам соответствия в полной мере относится русская поговорка: «Доверяй, но проверяй!». Тем более, по оценкам экспертов, до 50% автозапчастей в розничной торговле не имеют сертификата вообще, а 25% прикрыты «липой»... Теперь положение будет меняться. Недавно Госдума приняла в третьем чтении Закон о техническом регулировании. Согласно ему перечень автокомпонентов, подлежащих обязательной сертификации, значительно сократится, для многих из них будет достаточно декларации изготовителя о соответствии официальным требованиям (требованиям технического регламента). Так что вскоре надо будет просить у продавца копию или сертификата, или декларации. Сертификаты останутся, в основном, на продукцию, тесно и напрямую связанную с безопасностью. А от этого их значимость лишь возрастет. •