66
67
68
ТЕХНИКАВТОрое ПрИШеСТВИеЗАПОРОЖЦЫ В НИЖНЕМ«ТАВРИЯ» СНОВА?ЮРИЙ НЕЧЕТОВ. ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВТО ВЗЛЕТ, ТО ПАДЕНИЕ ЗАЗ - марка в России почти исчезнувшая: можно день проездить и не встретить. За годы, прошедшие с развала Союза и прекращения поставок, юркие «таврии» успели прожить свой недолгий ресурс, а неспешные «запорожцы» зарастают пылью в гаражах и потихоньку мигрируют на свалки. Не лучше обстояло дело и на Украине качество катастрофически снижалось, производство падало. Но в 1998 году СП «АвтоЗАЗ-Дэу» вдохнуло новую жизнь в умирающий завод. ОбъемыКРАТКИЕ ДАННЫЕ«ТАВРИЯ»• Семейство переднеприводных «таврии» ведет историю с 1987 года. • Основная модель - трехдверный хэтчбек ЗАЗ1102. • Позже были разработаны универсал ЗАЗ-1105 «Дана» (сейчас не выпускается), пятидверный лифтбек ЗАЗ-1103 «Славута», грузовой и полугрузовой фургоны ЗАЗ-11026 и 11024, а также пикап ЗАЗ-110557. • Привод - передний, двигатели - бензиновые объемом 1,1 и 1,2 л, коробка передач - механическая пятиступенчатая. • Летом 2002 года первая партия машин собрана на Нижегородском автосборочном заводе. • Цены: «Таврия-Нова» - 84,5 тыс руб.; «Славута» - 89,9 тью. руб. 66 За рулем 4/2003выпуска пошли вверх, а желание восстановить репутацию оказалось столь велико, что объявили даже о выпуске «Таврии-Нова». Впрочем, по мировым меркам, новизна вряд ли тянула даже на рестайлинг - различить «нову» и «стару» можно только на расстоянии вытянутой руки. Уместнее говорить об исправлении недостатков, улучшении качества, повышении потребительских свойств - в этом смысле машина действительно стала на голову выше. А если так, почему бы не вернуть утраченные позиции на гигантском автомобильном рынке России? Тем более, что пробел между «оками» и «ладами» остался незаполненным - городских компактов В-класса российский автопром не выпускает. Для снижения таможенных расходов был образован Нижегородский автосборочный завод, на шести постах которого крупноузловым методом можно собирать до 120 машин в месяц. Однако возникли проблемы со сбытом - из тридцати машин, собранных в июне-июле прошлого года, за восемь месяцев продана лишь... одна. Не помогло даже снижение цен с первоначальных 113 и 118 тыс. руб. (соответственно, за «Таврию-Нова» и «Славуту») до 84,5 и 89,9 тыс. Может, машины не стоят таких денег? Чтобы решить, познакомимся с ними поближе.Благодаря малой массе «Таврия» весьма динамична. О ЛЮБВИДавным-давно была у меня синяя «восьмерка» - именно она вспомнилась, когда увидел «Таврию-Нова» ЗАЗ110217. Те же цвет, силуэт, две большие боковые двери, черный «подбородок» бампера, а сзади и вовсе не отличить, даже фонари похожи. Лишь чуть поменьше. Или это я вырос? Машинка высоко стоит на тринадцатидюймовых колесах, выглядит поджарой и динамичной. «Славута» ЗАЗ-110307, конечно, смотрится богаче: пять дверей, окрашенные бампера, лючок на горловине бензобака, повторитель стоп-сигнала, в спинке заднего сиденья есть даже отверстия для подголовников - без них самих. Но пока- ЗАПОРОЖЦЫ В НИЖНЕМжите мне человека, который нарисовал бедняжке такой неуклюжий профиль, такие тяжеловесные колесные арки и задние стойки? Я хочу посмотреть ему в глаза - он не любил эту машину. Ее любил технолог. И маляр. И сборщик. Нет, это что-то из Фрейда - я, собственно, хотел сказать, что кузовные элементы тщательно подогнаны, машина хорошо покрашена и аккуратно собрана. Да и двери можно захлопывать мягко и непринужденно, без остервенения. Хотя нет: сзади слева дверь чуть «прикусывает» уплотнитель.ПРОСТЕНЬКО, НО СО ВКУСОМЗнаете, какой автомобиль напомнили салоны новых ЗАЗов? Не «Жигули», не «Оку», не «Волгу», а «ФИАТ-Пунто».Здесь нет вопиющей дешевизны обивок из «кожи молодого дерматина», но нет и кичливого велюра, резко контрастирующего с торчащими головками саморезов и покоробленным разномастным пластиком. Цезарю - цезарево, а салоны недорогих иномарок именно так и выглядят: без претензий, просто, иногда до утилитарности, но щелей не видно, обивочка из «веселенького ситчика». В общем, как минимум, не хуже отечественных автомобилей, а кое в чем и получше. Ну вот, сглазил - нажал на сигнал, а клавиша возьми и вывались из ступицы руля... Что до утилитарности - это есть, не отнять. Приборов минимум-миниморум: спидометр да указатели количества топлива и температуры. Из-под руляторчат тонюсенькие палочки переключателей - такие бесхитростные, что слеза прошибает. Пяток ручек-выключателей просто затерялся на просторах передней панели, хотя, будем справедливы, щелкают они бодро, выпасть из гнезд не норовят. Удивительное сочетание: есть электрокорректор фар, но нет очистителя и даже обогревателя заднего стекла - это уж скупердяйство. Впрочем, штатное место для очистителя и подштамповка в спойлере «Новы» имеются, вот где простор для тюнинга! Еще один необъяснимый факт - внутренние дверные ручки на обеих машинах похожи, но у «Славуты» они удобные, ухватистые, а у «Новы»... Интересно, в какую сторону сгибались пальцы конструктора?Вариант «люкс»: пять дверей, салон чуть богаче, багажник просторнее.На правахрекламыЗа рулем 4/200367 ТЕХНИКАВТОрое ПрИШеСТВИеЗАПОРОЖЦЫ ВНИЖНЕМБОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ АВТОМОБИЛЬ За рулем, при своих 180 см, я устроился вполне удобно, сверху еще осталось место для кепки. Кресла достаточно жесткие, но неплохо держат седока, на дверях отштампованы подлокотники. Фотограф справа чуть сполз вниз и, разложив два метра своих суставов, удивленно присвистнул: «Слушай, это первый нелимузин, где я могу свободно вытянуть ноги!» Сзади куда теснее: сам за собой сижу, как эмбрион: рад бы обнять коленями спинку, да тесновато,£ 1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ•Тавряя-Нова» «Славута» ЗАЗ-1 Ш17 ЗАЗ-110307 Размеры, мм: длина ширина высота Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Макс, скорость, км/ч Время разгона 0-100 км/ч, с Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км при 90 км/ч при 120 км/ч городской цикл И Кузов Количество дверей Число мест Объем багажника, л • Двигатель Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Степень сжатия Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин • Транс* не спя Привод Коробка передач Передаточные числа: I II III IV V з.х Главная передача • Ходовая часть Подвеска: спереди сзади 35 250/630 55 300/740Приборов лишь самый минимум.Карбюраторный МеМЗ2457 объемом 1,2 л развивает 43 кВт/58 л. с.3708 1554 1410 5,5 760 1160 150 16,0* АИ-92/38 5,5 7,3 8.23980 1578 1425 5,5 790 1190 147 17,4* АИ-5 5,6 7,5 8,6МаМЗ-2 157. карбюрата рный Р4 8 1197 9,5 43/58 5300 90 3200 переднийМ53,04 1,95 1,36 0,94 0,73 3,9 3,9макушка уперта в сталь поперечины под тонким винилом. Нет, назад - только изящных женщин и детей среднего школьного возраста. При внутренней ширине 1300 мм таких пассажиров там и трое поместится. В салонах почти не видно голого металла, хотя это было бы простительно для авто такого класса. Лишь во внутренних зеркалах у обоих маячит железо задних дверей. Кстати, о задних дверях - в «Одобрении типа транспортного средства» оба кузова именуются хэтчбеками, хотя «Славуту» в обиходе называют и лифтбеком, и псевдоседаном. Хотя «корма» у нее ступенчатая, с выраженным багажником, его крышка поднимается вместе со стеклом, так что формально это все-таки хэтчбек. Багажный отсек «Новы» под мягкой шторкой невелик, всего-то 250 л, а прямоугольной формой с ровными тонкими стенками напоминает ящик - все на виду и под руками. У «Славуты» вместилище чемоданов длиннее сантиметров на двадцать и на вид гораздо объемнее, чем обещанные техническими характеристиками 300 л. Сверху жесткая крышка-полка, а широкий вырез в задней стенке открывает прекрасный доступ. Заднее сиденье можно сложить, правда, только целиком, и удлинить грузовой отсек еще на 700 мм. ЛЕГКОСТЬ - РЕЗВОСТИ ЗАЛОГ «Подсос!» - сказал, как плюнул, доброжелатель за окошком. Да уж, общение с иномарками развращает - кляня свою забывчивость, вспоминаю навыки холодного пуска карбюраторного мотора. Под капотами «таврии» поначалу стоял довольно капризный мелитопольский мотор МеМЗ-245 объемом 1,1 л. У нашей пары - его доведенные до ума потомки с индексом 2457: те же четыре цилиндра, восемь клапанов и карбюратор, но объем уже 1,2 л. Отдача возросла вроде бы ненамного, но на машинке снаряженной массой меньше 800 кг прибавка чувствуется сразу.Через полчаса езды салон протопился, я освоился и выдавил на пустой трассе 140 км/ч - мог и больше, да жаль новенькую машину. Пересаживаюсь из одной в другую и обратно, приглядываюсь, прислушиваюсь, принюхиваюсь. Все работает, шумы, вибрации невелики, руль чуть туговат - или, может, смазка в рейке замерзла? Коробка работает четко, ходы рычага умеренные. На подъемы взлетаешь на пятой передаче, ну а если потерял скорость, четвертая не поможет, только третья - и газ в пол. Та же метода и на обгонах. Однако стихия этих машинок все-таки не шоссе, а город - маленькие, шустрые, юркие, здесь они дадут фору многим куда более мощным автомобилям. Динамика, особенно на низших передачах, хороша. А что вы хотите - по «тяговооруженности» «таврии» не уступают полуторалитровым «восьмеркам-девяткам»! Впрочем, пассажиры в салоне и груз в багажнике заметно убавят резвости ис этим придется мириться. БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ? Вот в чем вопрос... Конечно, «Ока» дешевле - каких-то 70 тыс. рублей - но ведь и цилиндров всего два! Да и вообще, несерьезная она. «Нова», не говоря уже о «Славуте», гораздо более полноценный автомобиль. С другой стороны, есть «классики» ВАЗа и ИЖа - от 100 тыс. руб., а где-нибудь в Тольятти и вовсе от 93-95 тыс. Большие и прочные, они лучше подходят для дачно-хозяйственных нужд. Ну а если все-таки взять «Таврию» - где потом искать запчасти и ремонтировать? В нижегородском регионе проблем быть не должно: «тавриями» торгует автосалон «Ока-Лада», у которого здесь восемнадцать сервисных станций. А в других местах? Ведь фирменные СТО ЗАЗа канули в Лету, а деталей в автомагазинах днем с огнем не сыскать. В общем, и хочется, и колется... DУсилитель рул. управления Размер стандартных шин Тормоза: дисковые передние задние барабанные 'С водителем и одним пассажиром-типа «Мак-Ферсон» продольные рычаги, упругая поперечина нет 155/70R13РЕЗЮМЕ£% Интересная цена, хорошее качество изготовления, ак*•» куратная отделка, неплохая динамика. Отсутствие сервисной базы и запчастей, тесный второй ряд сидений.68За рулем 4/2003