74
75
ТЕХНИКАaBTOIipOMПРОИЗВОДСТВО «нивы» в КАЗАХСТАНЕВТОРОЙ УРОЖАЙ СНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО АВТОРАкуден список автомобилей, способных вызывать чувство гордости за отечественный автопром. Надежность и неприхотливость в эксплуатации, умеренная цена и, как следствие, устойчивый спрос не всегда это совпадало во времени. «Нива» - один из таких легендарных автомобилей. Четверть века она с нами. Экспортировалась в десятки стран мира, узнаваема на всех континентах, спортивные достижения в ралли-рейдах и марафонах ставили ее на одну ступеньку с куда более именитыми фирмами. Не зря у многих владельцев остается безграничная вера в ее поистине лошадиные силы и возможности.ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА И вдруг - известие о скором прекращении сборки! В чем причина такого решения? Может, экстерьер народу опротивел? Нет, не хуже, чем у других ветеранов конвейера, начиная с индий74 За рулем 4/2003ского «Виллиса-Махиндра» и заканчивая «Гелендевагеном». Ходовая устарела? Будь она у старушки никчемная, не взяли бы ее за основу для «Шеви». Нет, причина в другом - расчищают дорогу «американке» (интересно, кому это выгодно?). Кстати, «Нива» пробивала ее сама. И выигрывала, видимо, не только ценой, если даже из Германии шлют письма с просьбами продолжать ее выпуск. А уж в России у нее всегда был свой покупатель. Недоумевали и мы. Друзья и знакомые говорили о произволе, очередном сговоре руководства ВАЗа и правительства, о всемогущем лобби. И вдруг неожиданное известие о начале сборки «Нивы» в Казахстане. Первая мысль: погибла «Нива»! Как, кто, где и из чего будет делать нашу любимицу на чужбине? 9 декабря 2002 года в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области собрали первый казахский ВАЗ-21213. За 2003 год их должно быть уже десять тысяч - болееОперационная: все стерильно.800 в месяц. На четырех-пяти подъемниках такую программу не осилить. Откуда же взялся автосборочный завод в «верблюжьем углу» Азии? Шесть часов полета - и на многие вопросы появились ответы. На новом заводе не только десять - и тридцать тысяч за год соберут, был бы спрос и комплектующие. Помните «Евро-Самары» из Финляндии? Они выгодно отличались от тольяттинских качеством сборки и отделкой. Их собирали на филиале СААБа, заводе «Валмет аутомотив». За три года сделали около 15 тысяч машин; часть разошлась по Европе, часть вернулась в Россию. Финны установили современное оборудование, рассчитанное ПРОИЗВОДСТВО «НИВЫ» В КАЗАХСТАНЕна серьезную и долгую работу. По-другому и быть не должно - «Валмет» специализируется на престижных кабриолетах. Сегодня это СААБ 9-5 и «ПоршеБокстер». Но в 1998 году из-за потери рентабельности проекта конвейер решили демонтировать. «Валмет» хотел оставить его себе, но ВАЗ отсудил права ив начале 2001 года взялся за поиск покупателей. Претендентов было несколько, но основных - двое: «Укрпроминвест», собиравшийся наладить выпуск «девяток» в Луцке, и «Бипэк-Авто» из Усть-Каменогорска с проектом сборки «Нивы» - дилер АвтоВАЗа в Казахстане. Именно ему отдали предпочтение. Предприятие назвали «Азия-Авто». Производственный корпус и кадры нашлись быстро, ведь Усть-Каменогорск - крупный промышленный центр бывшего Союза. На ключевые посты пригласили специалистов ВАЗа, на конвейер тоже не абы кого: сейчас 60% работающих там имеют высшее образование или учатся. ПОД ДВУМЯ W «Нивы» «азиатской» сборки обозначаются так: ХТА и номер кузова выбиты еще в Тольятти, a VIN автомобиля с буквами XWW - на табличке. Скоро логотип «Азия-Авто» может появиться на облицовке радиатора, фонаре освещения номерного знака ив центре баранки, сменив привычную ладью. Но уже сейчас казахстанские «нивы» легко узнать по пластиковым подкрылкам, легкосплавным красноярским дискам и шинам «Кама-Флайм» 205/70R16 - с ними машина смотрится куда эффектнее, чем сошедшая с конвейера ВАЗа. По бескрайним степям веселее ездить с музыкой, поэтому в комплектации «Стандарт» уже стоит магнитола «Урал». За «Ниву» казахской сборки просят $5500, на целых $100 меньше, Ма правах рекламыСегодня «Нива», а завтра, может, быть «Тойота»?Опции - за отдельную плату. Кожаные сиденья, усилитель руля, кондиционер.чем здесь стоит обычная тольяттинская. В перспективе комплектации «норма», «люкс» и «сафари» с богатым набором опций: электрозеркала, фароочистка, гидро- или электроусилитель руля, кожаные сиденья, кондиционер, лебедка, амортизаторы «Монро» или «Плаза», дополнительная шумоизоляция и антикоррозийка. В мелкосерийном производстве возможен практически индивидуальный подход к заказчику, но на все изменения должны быть получены разрешения ВАЗа. В почете моторы попроще, «213-е» - с карбюратором, без всяких там «евро». Здесь, однако, Азия. Конечно, пока работа завода полностью зависит от вазовских поставок. Но по условиям контракта 31 декабря 2008 года в адрес «Азия-Авто» из Тольятти будут отгружены последние машинокомплекты. К этому времени в Усть-Каменогорске уже три года должно работать собственное кузовное производство. Сваривать и окрашивать кузова будут на современном импортном оборудовании - реконструкция цехов идет полным ходом. Есть проблема с прессами для изготовления панелей кузова. Штамповку хотят разместить на стороне, но не каждому заводу это оказалось по плечу.Прорабатывают промышленные варианты рестайлинга, этим занимаются ведущие тольяттинские тюнинговые фирмы и известный автомобильный дизайнер, один из авторов вазовской «десятки» Георгий Ярцев, живущий в Бельгии. Надеются, что свежий облик машины увеличит ее экспорт в республики бывшего Союза, Китай и, возможно, даже в Европу. А какова «азиатка» в движении? Беру машину с конвейера, теперь ей осталось пройти несколько постов диагностики и дождевальную камеру. Стенд регулировки углов передних колес уже позади. Загоняю машину на беговые барабаны - здесь пока нет испытательного трека, как на ВАЗе, поэтому качество сборки проверяют на «валметовских» стендах. «Разгоняю» «Ниву» до 70 км/ч - при несоосности КП и «раздатки» должна появиться вибрация. Пока ее нет. Уже 80, 90 - раскручиваю дальше... Сотня, но вибраций не больше, чем на тольяттинской. Притормаживаю: свободный ход - в норме, по ноге не бьет - тормозные диски ровненькие. Теперь под дождь. Настоящий тропический ливень, но внутри сухо, уплотнители надежны. Глянцевый кузов сушат сжатым воздухом - и на склад. Там он не запылится. •*%saq&aa& suuuufteЛУЧШЕЕ- na MEDALIST ^в России от DELPHI (США)Настоящая гарантия - 3 годаЛУЧШИЙ па результатам испытаний «За рулем» 2002 г., N2 9, стр. 12 ОООО «Шан с+» Москва (095) 737-7541, 737-75*2, 9*1-9206, 941-9207if.batteries.ni [email protected] За рулем 4/2003 75