78
79
80
82
СРАВНИМ НЕСРАВНИМОЕЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИКМИХАИЛ КОЛОДОЧКИН. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ-Михаил! Поверьте-такие машины не выбирают с умом! Потому что... ну, это вообще не машины! По радио вон открытым текстом говорят, что на «волгах» ездят только лохи. А «Матиз»-это... это не автомобиль, а яйцо какое-то! После подобного «напутствия» Шефа захотелось, конечно же, работать еще лучше. Но, в конце концов, не всем жесравнивать «ягуары» с «майбахами» должен кто-то уделить внимание и лохам, и яйцам. Тем более, если их цены практически одинаковы... ЦЕННОСТИ АБСТРАКТНЫ, ЦЕНЫ - КОНКРЕТНЫ Для «хулиганского» сравнения «Волги» с «Матизом» есть как минимум три объ-ективные причины. Сопоставимая цена - раз, обе не нравятся Шефу - два, и, наконец, обе нравятся мне-три... Последнее обстоятельство, конечно же, самое забавное. Ведь если симпатии к «узбечке» «Дэу» напоминают эдакий служебный флирт, затянувшийся на полтора года, то с «Волгой» меня связывают узаконенные три года назад ча- СРАВНИМ НЕСРАВНИМОЕНаши «одноклассницы» похожи друг на друга, как Шварценеггер и Де Вито в комедии про родных братьев. стнособственнические отношения. Почти как у Чехова: «Жена - медицина, любовница - литература...» А к кому больше симпатий в эдаком «любовном треугольнике»? М-да... Итак - ГАЗ-3102 или «Дэу-Матиз»? Между прочим, у обоих впрыск топлива распределенный, степень сжатия - 9,3, коробка передач - пятиступенчатая, передние тормоза - дисковые, задние - барабанные. Даже число мест в салоне одинаковое - пять! Ну да ладно - для начала прикинем, ЗА ЧТО МЫ ПЛАТИМ? В самом деле, за что - за престиж? За комфорт? За мощность? Все это как-то неполно и неточно. Правильнее сказать: человек платит деньги за свое представление о товаре! Начнем с «Матиза». Одни покупают его как яркую игрушку для жены, дочки или, скажем так, для других знакомых женщин - пусть, мол, забавляются. Другие видят в нем просто транспортное средство с гарантией на 5 лет или 100 000 км. Третьим для перевозки собственной персоны по городским пробкам сгодится абсолютно любая ненашенская машина - приобретая «Матиз», они просто экономят! Четвертые же, напротив, готовы выложиться до копейки, поскольку видят в этой машинке единственный для себя шанс поездить в этой жизни хоть на какой-то новенькой иномарке. А еще кому-то нужен второй автомобильчик для своей «конюшни». А за что платит те же деньги апологет «Волги»? Один по-прежнему видит в ней величавый айсберг, отколовшийся в прошлой жизни от монолита великой империи. Второму нужна машина на все случаи жизни - и в отпуск всем семейством, и по городу покалымить, и тонну картошки загрузить... Третий всегда мечтал о представительском автомобиле и всеми силами пытается превратить «Волгу» в «мерс». Четвертый же по жизни привык чинить свою машину в таксопарке, руководствуясь некими высшими соображениями... Кстати, о руководствах. ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ? Скажем сразу - неприятности по части инструкций светят только «волговодам». Если вы купили «Матиз», то перед началом движения погрейте с полминуты его моторчик - и вперед! С «Волгой» все гораздо серьезнее... Прежде, чем сдвинуться с места, требуется прогреть двигатель ЗМЗ-4062 до 60°С. Зимой на это уйдет минут эдак 10-15. А «Волга» с 402-м движком на холостом ходу вообще может никогда не нагреться... Да и описание процедуры пуска такого мотора («Нажмите здесь», «Прикройте там»...) занимает десяток абзацев текста и значительно отличается от европейского «поверните ключ зажигания». .. Есть у «Волги» и понятие обкатки - она длится 2500 км. Все это время вам надлежит следить за температурой ступиц передних колес, регулировать подшипники, а также подтягивать ослабевшие болты и гайки. УЗБЕКСКОЕ С НИЖЕГОРОДСКИМ? Сопоставлять несопоставимое всегда интересно. Попытаемся оценить «волжанку» и «узбечку» под разными углами зрения.РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ. Этот раунд - за«Волгой». Даже впрысковую машину радостно примутся чинить в любой точке постсоветского пространства. Купить в магазине новую стекляшку взамен разбитой - тоже не проблема. А вот «Матиз» еще не всякий узнает «в лицо» - без «УзДэу-сервиса» с той же стекляшкой придется несладко.НАДЕЖНОСТЬ И ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ. Абсолютное преимущество «Матиза» - он почти что неубиваемый (если, конечно, через За рулем 7/2004 79 ТЕХНИКАСРАВНИМНЕСРАВНИМОЕПодарок уместился в «Матизе», примерно как одна половинка спичечного коробка в другой. Впрочем, еще и место осталось.- Не-е-е, хозяин - не влезет... Тут тачка повместительнее нужна - «Матиз», например!каждые 10 000 км заезжать на вышеупомянутый сервис). «Волга» же нормального ТО, пожалуй, никогда и не видела на ней, как правило, ездят до очередной неисправности. На новеньком (из магазина) «Матизе» можно сразу же ехать куда угодно. На «Волге» это исключено по определению: не приложишь рук - не поедешь. Есть у нее дурная привычка ломаться...ПРЕСТИЖНОСТЬ-ИМИДЖ-МОДА. Н еболь ­зе» ездить не в пример проще, однако, на все случаи жизни он подойдет далеко не каждому. Поездка вдвоем и налегке это запросто, а вот строительно-дачные дела лучше возложить на «Волгу». Особым вниманием угонщиков ни та, ни другая машина не пользуются: ничья. А по вандалостойкости впереди «Волга» - на ней и пластика поменьше, да и безлошадного пролетария она не так сильно раздражает.ОТНОШЕНИЕ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ДВИличной жестикуляции. Зато высунувшийся нос «Волги» плавно обтекают подобно тому, как мелкие льдинки огибают айсберг...КОМФОРТНАЯ СКОРОСТЬ. Речь - и менноо УГОНЯЕМОСТЬ И ВАНДАЛОСТОИКОСТЬ. комфортной, а не о максимальной скорости! На мой взгляд, «Матизу» не стоитДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ«ДЭУМАТИЗ» •Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота Снаряженная масса, кг Максимальная скорость км/ч • Двигатель Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/ мин •Трансмиссия Привод Коробка передач Рулевое управление* на передние колеса на задние колеса типа «винтшариковая гайка» 3497 1495 1485 778-835 4960 1800 1490 1450-1550 ГАЗ 3102шой перевес «Матиза». Назвать престижной «Волгу» сегодня сможет разве что самый ярый ее поклонник, а лупоглазый звереныш - действительно модная игрушка.Ж НЯ Раунд безоговорочно за «ВолЕ И. гой». Чтобы убедиться в этом, достаточно попытаться выехать из переулка на УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ-ПРИМЕНЯЕМОСТЬ. широкую магистраль... «Матиз» немедВыигрыш «по очкам» - за «Волгой». Коленно подвергнут коллективному обрунечно, по городским пробкам на «Матиганию - звуковому, световому и непри144175РЗ 6 79637,5/51 5900 68,6 4600Р4 162286 106.1/145 5200 201 4000№реечноеТормоза: передние задниедисковые барабанныеСамые удобные места в «Волге» - сзади... А «Матиз» больше подходит для водителя.'Есть комплектации с гидроусилителемВ «Матизе» к приборной панели вопросов нет - а вот «Волгу» пришлось кардинально переделать «под себя»... Зачем? Да потому что даже наручные часы - не только прибор для определения времени, но и часть имиджа, стиля, характера... 80 За рулем 7/2004 ТЕХНИКАСРАВНИМ НЕСРАВНИМОЕгарнизон под Ревелем. Узенький, несерьезный, игрушечный... Однако вполне уместна и другая аналогия - это просто легкие кроссовки после привычных сапог. Удобные и современные. НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ ДВУХ СРАЗУ? А Шефа я все-таки убедил в том, что ни лохи, ни яйца к этим автомобилям отношения не имеют. Ну, не то чтобы совсем убедил, но почти... Так что же выбрать? Если хотите ездить без проблем - только «Матиз»! Нравится «Волга» - готовьте еще деньги и сразу меняйте то, что ежедневно будет протекать, отваливаться и греметь. Как это обозвать - послепродажной подготовкой или тюнингом, неважно. Только обойдется такая машина куда дороже, чем самый навороченный «Матиз», а потому победу в нашем соревновании одерживает именно он. Но... Но лично я всегда хотел иметь машину «индивидуального пошива стиля ретро». Ради этого - и переборка двигателя, и новый салон, и шумоизоляция, и финский глушитель, и микроклимат. При всем том «Матизу» я готов поставить самую высокую оценку - он ее честно заслужил. DНе так страшен питерский трамвай, как его рельсы... Даже «Волге» на них не по себе, а «Матиз» вообще может провалиться в преисподнюю...забираться выше 100-110 км/ч, особенно если дорога славится своей колейностью. На «Волге» спокойно едешь примерно до 130 км/ч - дальше начинается борьба за выживание. «НЕ ККУ ВСЕХ». Тут впереди, конечно А же, ГАЗ-3102. И без того автомобиль довольно редкий - опаянные швы кузова и все такое, а если он еще и тюнингованный... «Узбеки» - вот они, бери не хочу, а райкомовскую «Волгу» просто так не купишь. Впрочем, это мое личное мнение. СКОЛЬКО ВЕШАТЬ В ГРАММАХ? «Волга» примерно вдвое превосходит «Матиза» по массе и втрое - по литражу и мощности, поэтому результат сравнения экономичности абсолютно предсказуем. Принято считать, что «Волга» жрет 15-17 литров, а вот «Матиз» при любом раскладе спокойно укладывается в 4-5. А реально? Проверим еще разок без измерительной аппаратуры, в самых обыкновенных условиях - по дороге из Москвы в Петербург и обратно. По дороге «туда» постараемся следовать известному рецепту: плавный разгон, минимум торможений, пятая передача и пореже забираться за сотню, как бы ниблагоприятствовала тому обстановка. А вот «обратно» поедем чуть порезвее для сравнения. После московской заправки «под пробку» «Волга» впервые мигнула лампочкой только под Питером - на одометре было 707 км. Очередная заправка «по горлышко» - влезло 58 литров. Итого - 8,2 л/100 км. Обратная дорога скушала уже 9,5 л/100 км. Поделом нечего гоняться за «десятками»... А «Матиз»? «Вальяжный» режим вылился для него в 653 км на одометре, компенсированные 32 литрами на заправке: итого - 4,9 л/100 км. Очень хорошо, но совершенно неудивительно. А вот езда «газ в пол» сразу сближает антиподов - довести расход до 8 л/100 км ничего не стоит. Как видите, «Волга» может кушать не слишком много, а «Матиз» - не так уж и мало... Теперь вспомним, каково было в ходе эксперимента пересаживаться ТУДА-СЮДА? Прямо скажем, тяжеловато. После ежедневных разъездов на служебном «Матизе» «Волга» встречает тугими педалями, «неправильным» стояночным тормозом, к которому нужно тянуться куда-то вперед, и, как ни странно, ощущением некоторой тесноты на водительском месте. Однако через полчаса ты «дома» - наконец-то вытянутая вправо рука не упирается в стекло. А при включении пятой передачи не касаешься коленок пассажирки - даже специально... По части эргономики «Волга» в подметки не годится «Матизу». Слепые и безликие клавиши, непродуманное управление отоплением и вентиляцией (ЗР, 2003, № 7) - кому-то на ГАЗе должно быть за это очень стыдно. Однако при всем при том мне нравится, как черный нос «Волги» рассекает пространство. Необходимость пересесть на служебный «Матиз» я в свое время воспринял как ссылку из гвардейской части Питера в зачуханныйГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО«Волга» ГАЗ-3102 претендовала на элитарность еще до рождения. Появившись на свет в 1981 году, сразу огорошила: частникам не продают! В 1996-м ненадежные форкамерные движки уступили место древним ЗМЗ-402 и 4021. Впрочем, двумя годами раньше «тридцать первая» примерила на себя шестнадцатиклапанники ЗМЗ-4062. Потихоньку коробка обрела пятую передачу, мост - неразъемный картер, появились дисковые тормоза с плавающими одноцилиндровыми скобами, новые подвеска, шины, колеса и интерьер. За это время «обыкновенная» нижегородская модель превращалась из ГАЗ-24 то в 24-10, то - в 31029, затем в 3110 и, наконец, в 31105, зато 3102 попрежнему стояла особняком. Что касается «Матиза», то он изначально был «из простых собак» - какая там элитарность... В 1988 году корейцы освоили сборку микролитражки «СузукиАпьто», окрестив ее на свой манер «ДэуТико» - в 1998 году ей на смену пришел «Матиз». Платформа осталась японской, а вот интерьеры-экстерьеры возникли из концепт-кара «Чинквеченто-Личчолла» махтро Джуджаро. В 2000 году корейцы провели рестайлинг машины, а еще через год благословили ее сборку на «УзДэуавто» в Асаке близ Андижана.тттттшт.Первые мысли - хана, антифриз потек! Однако раньше, чем открыли капот, благородный нос коллеги учуял яблочный запах - ага, омывай ка! Ну, это мы запросто... 82 За рулем 7/2004