186
187
188
АВТОКЛУБТРАНСМИССИЯ ИЖ-2126 И МОДИФИКАЦИИПО ВАЛАМ, ПО ШЛИЦАМ Ижевских машин на улицах все больше, как и вопросов по ним. Ведь с тех пор, как прекратили выпуск «Орбиты» (этих машин, кстати, сделали очень немного), ее успели забыть. А «оды» и «фабулы», сходящие с конвейера нынче, между прочим, заметно отличаются от прародительницы. Разберемся с трансмиссией ИЖ-2126, включая полноприводную модификацию. Такие машины небольшими партиями тоже выпускают серийно. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ На предсерийных ИЖ-2126 стоял агрегат предшественника - ИЖ-412. Но конструкторы справедливо решили: перспективному автомобилю коробки с четырьмя ступенями недостаточно. Нужна дополнительная повышаМАКСИМ САЧКОВющая передача, которая снизит расход топлива и уменьшит шум. В начале 80-х в разработке новой конструкции участвовал НАМИ. Потом подключились специалисты Омского завода коробок передач, который стал выпускать этиОтличить полноприводную модификацию можно по увеличенному дорожному просвету или, заглянув в документы, по дополнительному индексу «60» в обозначении модели. Рис. 1. Коробка передач ИЖ-2126: 1 - промежуточный вал; 2 - первичный вал; 3 - блокирующее кольцо синхронизатора; 4 - ступица III-IV передач; 5 - муфта III-IV передач; 6 - шестерня III передачи; 7 - шестерня V передачи; 8 - шестерня II передачи; 9 - шестерня I передачи; 10 - ведущая шестерня привода спидометра; 11 - сальник вторичного вала; 12 - вторичный вал; 13 - промежуточная шестерня заднего хода.186За рулем 7/2004 ТРАНСМИССИЯ ИЖ-2126 И МОДИФИКАЦИЙагрегаты. Создавая коробку, конструкторы одними из первых в стране опробовали оригинальный метод оптимизации передаточных чисел. Их рассчитывали, исходя не только из динамических характеристик автомобиля - разгона и «максималки». «Играя» передаточными отношениями, специалисты пытались одновременно достичь и минимального расхода топлива. Коробка получилась очень компактной. Во многом потому, что ее создавали с чистого листа, не привязываясь к прежним конструкциям (пятиступенчатый агрегат автомобилей ВАЗ, например, получили, «добавив» передачу старой четырехступенчатой коробке). Первые образцы коробки ИЖ-2126 были еще компактнее нынешней серийной. Ведь агрегат предназначен для машины с уфимским 1,5литровым двигателем и должен был передавать максимальный крутящий момент 125 Н-м. Но вскоре появился мотор объемом 1,7 л, и запас пришлось увеличить до 155 Н-м. Шестерни и синхронизаторы коробки сделали шире, немного «поплыли» габариты всего агрегата. Конструкция коробки ИЖ-2126 немногим отличается от отечественных аналогов: те же три вала - первичный, вторичный и промежуточный, синхронизаторы на всех передачах, кроме задней, алюминиевый картер.*v&*Рис. 2. Конструкция заднего моста: 1 - ведомая шестерня главной передачи; 2 - ведущая шестерня главной передачи; 3 - шестерня полуоси; 4 - сателлиты; 5 - ось сателлитов; 6 - регулировочные гайки; 7 - балка заднего моста; 8 - крышка картера; 9 - крышка подшипника; 10 - коробка дифференциала.Но есть и оригинальные решения. Например, вместо сухарей синхронизаторов применены пружинные кольца, благодаря которым удалось снизить массу и размеры узла. У ижевской коробки картер закрыт крышкой сверху, что снижает вероятность течи из-под прокладки. Агрегат явно проектировали с оглядкой на качество комплектующих, что в наших условиях оправдано. Увы, неплохая по конструкции коробка не славилась надежностью, часто докучала шумом. Специалисты стараются усилить слабые места. Особое внимание - подшипникам первичного, вторичного и промежуточного валов. Требования к поставщикам постоянно повышают, дорабатывают и конструкцию. Чтобы снизить шум, планируют отказаться от игольчатых подшипников на вторичном валу: шестерни будут вращаться непосредственно на шейках вала. А с прошлого года, когда автомобили стали комплектовать электронным спидометром, в коробке появился датчик скоро-На правахрекламы+20%Только в июне и июле 2004 г. Спрашивайте в магазинах!Москва: 937-42-27, Санкт-Петербург 542-48-30Региональные дилеры WD-40: Благовещенск (4162) 521-342, Владивосток (4232) 334-891, Волгоград (8442) 753-050, Воронеж (0732) 417-997, Екатеринбург (3433) 505-836, Ижевск (3412) 505-557, Иркутск (3952) 208-209, Казань (8432) 412-660, Калуга (08439) 43 939, Кемерово (3842) 370 579, Краснодар (8612) 640 268, Красноярск (3912) 218 630, Нижний Новгород (8312) 630-111,488-030, Новокузнецк (3843) 432616, Новосибирск (3832) 117-246, Омск (3812) 312-411, Пермь (3422) 962-080, Ростов-на-Дону (8632) 991255, Самара (8462) 513-898, Саратов (84511) 27 502, Северодвинск (81842) 45-633. Тверь (0822) 345-205, Тула/Орел (0872) 392-538, Хабаровск (4212) 215-309, Уфа (3472) 421-212, Ярославль (0852) 459-002.БЕСПЛАТНО! АВТОКЛУБТРАНСМИССИЯ ИЖ-2126 И МОДИФИКАЦИЙдольной оси, поэтому левый привод длиннее.ПОЛНЫЙ ПРИВОДРис. 3. Схема полноприводной трансмиссии автомобилей ИЖ: 1 - привод переднего колеса; 2 - редуктор переднего моста; 3 - двигатель; 4 - коробка передач; 5 - эластичная муфта; 6 - раздаточная коробка; 7 - карданный вал; 8 - задний мост.Узлы полноприводного ИЖа: передний редуктор от «Нивы» и......раздаточная коробка оригинальной конструкции.сти, позволивший отказаться от тросика. На серийные «оды» устанавливали двигатели ВАЗ объемом 1,6 ли УЗАМ 1,7 л (последние на завод больше не поставляют). Под эти моторы создали две модификации омской коробки. В сборе они невзаимозаменяемы, хотя отличий немного. Стыковку с двигателем ВАЗ-2106 обеспечивает проставка между коробкой и картером сцепления, чтобы рычаг переключения попал на нужное место. Соответственно, у такого агрегата длиннее188 За рулем 7/2004первичный вал. Кстати, предстоит еще одна модернизация: чтобы уменьшить вибрации и шум, проставку в ближайшее время планируют объединить с картером сцепления.ЗАДНИЙ МОСТКорпус узла состоит из чугунного картера главной передачи, в который запрессованы и для страховки «прихвачены» сваркой стальные трубы. В отличие от мостов «москвичей» классической компоновки и «жигулей», у ИЖ-2126 подшипники дифференциала, на которые опираются полуоси, «сидят» в картере главной передачи. Следовательно, вынуть редуктор целиком не получится. Сняв заднюю крышку моста, можно по отдельности извлечь дифференциал в сборе с подшипниками и ведомой шестерней главной передачи, затем ведущую шестерню. Кстати, такая конструкция знакома владельцам «волг». Полуоси «оды» отличаются по длине. По компоновочным соображениям двигатель смещен вправо от проПервые попытки сделать полноприводную версию в Ижевске предприняли в 1990 году. Заказчиками тогда выступили спортсмены. Не сильно измененный «гражданский» вариант с четырьмя ведущими колесами сегодня выпускают малыми сериями. К коробке передач через штатную эластичную муфту присоединяют оригинальную «раздатку» с дифференциалом. Чтобы сделать конструкцию более жесткой, снизить вибрации и шум, между коробкой передач и раздаточной ставят стальной тоннель. От «раздатки» крутящий момент через карданные валы идет на передний и задний мосты. Последний не отличается от того, что установлен на заднеприводной версии, а спереди на подрамнике закреплен редуктор «Нивы». Приводы передних колес также позаимствованы у вазовского вседорожника, только валы подогнали по длине. На нынешних серийных полноприводных машинах межосевой дифференциал блокируется механически дополнительный рычаг расположен на центральной консоли. Но конструкторы работают и над иными видами блокировок. Например, ставят дифференциал повышенного трения, экспериментируют с вискомуфтой. Рассматривали вариант ис понижающей передачей... Не исключено, что некоторые решения воплотят в будущем. В целом конструкция трансмиссии «оды» и «фабулы» не хуже, а во многом даже современнее «жигулевской». Подтянуть бы еще качество... Впрочем, нынешние ИЖи доставляют меньше хлопот, чем сошедшие с конвейера пару лет назад. А значит, есть надежда, что знание конструкции трансмиссии не понадобится для ее ремонта. •