98
99
100
ТЕХНИКАПРОБЕГ РОБОТОВЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШАЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВТо, что происходит в министерстве обороны США, обычно не слишком известно широкой публике. Но иногда завеса тайны приподнимается и налогоплательщики с интересом наблюдают, как Пентагон тратит их кровные. В этот раз агентство DARPA(Defense Advanced Research Projekts Agency - Агентство передовых оборонных исследовательских проектов) объявило на весь мир о проведении пробега «Грэнд Челлендж» на суперприз в размере одного миллиона долларов. Речь идет о попытке создания автоном-Старт дан, но роботомобили не спешат сорваться с места в карьер. Часть из них «решила не рисковать» и... осталась на старте. Те, которые рискнули, врезались в стену через несколько секунд. Симпатичный броневичок команды СИМАР (CIMAR) всего через 700 метров запутался в колючей проволоке, начал беспомощно скрести колесами, и его пришлось выключить.Ранним утром зрители собрались на диковинное зрелище: наряду с переделанными серийными, стартовали и совершенно удивительные машины вроде тех, что воевали в фильме «Терминатор».-т98За рулем 7/2004 ПРОБЕГ РОБОТОВПеределанный пикап «СиОтоникс-1» (SciAutonics I) резво начал гонку, но через 1,2 км сошел с дороги. Полтора часа, возмущенно вращая датчиками и видеокамерами, он безуспешно пытался вернуться на трассу, которая была всего в... двух метрах слева. Белому пикапу на этом этапе повезло больше, но коварный сбой в программе поджидал и его.Самый огромный - «Ошкош», в прошлой жизни аэродромная пожарная машина, проявил особое дружелюбие к природе, умиленно застыв перед... кустиком шалфея. Компьютер долго перебирал в своей необъятной памяти растения, занесенные в Красную книгу и, в конце концов, включил задний ход. Итог: почти два лихо пройденных километра.Четыре команды далеко оторвались от аутсайдеров. Тех, что оказались на третьем и четвертом местах, неудача постигла на десятом и девятом километрах. Надо было просто прибавить газ на небольшом подъеме, но оба пикапа «ТойотаТундра» заглохли, уставившись видеокамерами в небо. Видно, программисты чего-то не учли: гладко было на бумаге... ных транспортных средств, способных решать боевую задачу без участия человека. То есть - автомобилей-роботов.Оценим оригинальность задумки. Во-первых, этот и, возможно, будущие аналогичные пробеги не разорят казну: получить заветный миллион очень непросто. Во-вторых, проект активизирует творчество университетской молодежи. А наблюдатели из Пентагона получают возможность применить удачные решения в своих весьма недешевых секретных разработках. Не случайно выбрано и место проведения пробега: пустыня Мохаве напоминает ландшафт Ирака и Афганистана. Да и дистанция 225 км тоже символична: ровно столько отделяет Багдад от Тикрита - родного города Саддама Хусейна. Согласитесь, в подобных войнах работы были бы весьма кстати.Вседорожник команды Калифорнийского технического колледжа хотя и смог найти шоссе, но не заметил ограждения из проволоки и безнадежно уперся в него через 2080 м после старта. Вероятно, заветный миллион еще надолго останется в сейфе министерства обороны. Но Конгресс США постановил: к 2015 году довести долю автономных наземных транспортных средств в зоне боевых действий до 1/3, дабы сократить потери личного состава. А для решения этой задачи и миллиарда маловато. Ведь сегодняшних роботов-разведчиков нельзя назвать вполне беспилотными - их движение пока контролируют операторы из центра управления...Большинство участников (на старт допустили 15 машин из 106 заявленных) потратили на создание авторобо-За рулем 7/200499 ТЕХНИКАПРОБЕГ РОБОТОВПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ «ГРЭНД ЧЕЛЛЕНДЖ» Пробег начинается около Барстоу (штат Калифорния) и заканчивается близ ЛасВегаса (штат Невада). Маршрут включает дороги и участки бездорожья с искусственными и естественными препятствиями. Транспортное средство или действия команды не должны оказывать недопустимого воздействия на окружающую среду, то есть не разрушать строения, не выделять опасные вещества. Транспортные средства должны бьпъ беспилотными (никакие животные на борту не допускаются) и полностью автономными. Не допускается связь (радио, визуальная, звуковая) с объектом на маршруте, кроме приема сигналов навигационной системы GPS.Квадрицикл «СиОтоникс-Н» проехал почти 11 километров, пока не увяз в песчаной насыпи - зрители так и не поняли, что заставило его свернуть с ровной дороги.тов «всего» около 100 000 долларов, но некоторые - 5-6 миллионов. Конечно, не обошлось без солидных спонсоров, например IBM, «Нортроп Грумман». Их затраты окупаются не призом, а возможностью продемонстрировать свои достижения. А потом, глядишь, «нарисуется» выгодный оборонный контракт.Точный маршрут с контрольными точками и ограничениями скорости участникам сообщили всего за два часа до старта. Каждый колесный робот был вынужден действовать самостоятельно: смотреть на дорогу, избегать слишком крутых уклонов, глубоких бродов и любых возможных препятствий. Скорость на некоторых участках достигала 80 км/ч - у ЭВМ на принятие решения считанные секунды, а объем обрабатываемой информации чрезвычайно велик. Туг и сигналы спутников, и картинки с видеокамер, радаров... •Самое же драматичное зрелище устроил победитель - «Хаммер» команды «Ред Тим» (Red Team). На пятом километре он не увидел стойки ворот, хотя ее обозначили для радара листом жести. Удар не остановил мощную машину. «Песчаная буря» упорно шла к победе по гравию, хотя пробитая шина занялась пламенем. Но пока не сломался вал привода, робот не сдался и установил рекорд пробега: 11,84 км. Напомним, из... 225. «Кибер Райдер» (CyberRider) лихо проявил себя в квалификационных заездах, но из-за дефекта процессора, проявившегося за 30 минут до старта, его сочли небезопасным и сняли с пробега. Как заявил руководитель команды, нет гарантий остановки перед препятствием...100За рулем 7/2004