86
87
88
89
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ НЕШТАТНЫЕ ЛАМПЫСветотатство– Алло, технический центр? Я хотел бы поставить «ксенон» на «Калину», это возможно? – Конечно, приезжайте! – и Михаил Гзовский поехал. Фото: Георгий Садков.86За рулем 01/2007 НЕ СЛЫШАЛИ?О преимуществах газоразрядных ламп в сочетании с фирменной оптикой сказано все или почти все. Прочитав очередную хвалебную оду в автомобильной прессе, владелец машины звонит установщикам. А те не торопятся раскрывать секреты: например, что техосмотр с «самопалом» не пройдешь! В ГОСТ Р 51709-2001 черным по белому написано: «Использование источников света категории D (то есть ксеноновых ламп), не оснащенных автоматическими корректорами фар, НЕ допускается». Установить такой корректор можно (хотя иногда возникают проблемы чисто технического характера), но он обойдется вам в сумму, сопоставимую с комплектом самого «ксенона». Есть и другие нюансы. Грязное стекло фары теряет светопропускную способность и вместе с тем усиливает слепящее действие «ксенона». Вот почему омыватель фар на машинах с ксеноновым светом обязателен – таково требование безопасности. Наконец, ГОСТ нормирует не только форму светового пучка, но и освещенность в определенных точках. Что будет, если вместо штатных ламп установить ксеноновые, которым нужен отражатель со свободной поверхностью. Они могут оказаться не в фокусе, и правильной регулировки вы не добьетесь при всем желании.специалистов и использованию профессионального оборудования: проводить полноценную экспертизу заведомо незаконного света бессмысленно. Наш эксперимент состоял из трех упражнений. Для начала – визуальная оценка светотеневой границы в сравнении со штатным светом. На втором этапе отслеживали освещенность в дорожных условиях. Наконец, заключительная стадия – попытка определить, насколько велики шансы ослепления встречных. Объективно оценить яркость помог компьютер. Все представленные кадры были сделаны с одинаковой экспозицией, камера закреплена на штативе. Кадры сохранили в формате RAW, впоследствии фотографии открывали в пространстве LAB графического редактора Photoshop. Цветовые составляющие не учитывали, нас интересовал лишь канал яркости L со шкалой от 0 до 100, где 100 – абсолютно белый цвет. Измерения проводили с усреднением 3х3 для исключения влияния шумов матрицы. В очередной раз констатируем: требования ГОСТа имеют под собой веские основания! Нигде, ни в одной стране вам не позволят ездить с незаконным светом, и будут тысячу раз правы. В лучшем случае «ксенон» – это выброшенные деньги. Если вам их не жалко, то почему бы не подумать о том, как чувствуют себя встречные? Взгляните: на заглавном фото не НЛО – это наша «Калина», подпрыгнувшая на кочке. Вам бы понравился такой «ближний»?!НЕ ВИДЕЛИ!Предположим, вы всего этого не знали и готовы потратить на «ксенон» сумму с тремя, а то и четырьмя нулями. Не торопитесь: ознакомьтесь с результатами наших опытов. Для редакционной «Калины» в качестве отправной точки использовали комплект галогенных ламп штатной мощности: Н7, 12 В, 55 Вт. Конкурентами стали лампа аналогичной мощности, но с заявленным увеличением силы света на 50%, а также незаконные 100-ваттные лампы «под ксенон». Наконец – гвоздь программы: комплект ксеноновых ламп корейского производства со световой температурой 4200 К, не требующий, по словам установщиков, какойлибо переделки оптики. По нашей просьбе проводку машины дублировали, дабы можно было оперативно демонтировать газоразрядные лампы и заменить их на галогенные. Естественно, каждый раз контролировали угол наклона светового пучка. Мы намеренно не указываем производителей ламп, не прибегаем к помощиНАШИ ВЫВОДЫПервый и главный – эксперименты со светом не столь удачны, как заверяют продавцы. Журнал неоднократно проводил экспертизы ламп различных стандартов, в том числе с усилением силы света, а также увеличенной мощности. В большинстве случаев обещанной прибавки они не давали, как правило, не укладывались ив нормативы. Сегодняшний эксперимент в очередной раз подтвердил это. Что касается «ксенона», то исход теста стал ясен, едва машина подъехала к стенке. Добиться правильного светораспределения, объединив рассчитанную на лампу накаливания фару и газоразрядную лампу, весьма проблематично. Да, ваши фары будут освещать дорогу ярче, но и шансы ослепить встречных вырастут многократно. Жизнь показывает – важно не только количество, но и качество!За рулем 01/200787 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ НЕШТАТНЫЕ ЛАМПЫШТАТНЫЙ СВЕТОБРАЗЕЦ С УСИЛЕНИЕМ СИЛЫ СВЕТАВ нашей стране принята асимметричная система светораспределения, при которой пучок ограничен по высоте. Видите световые изломы? Благодаря им глаза водителя встречной машины находятся выше светотеневой границы, при этом правая обочина хорошо освещается.Штатная лампа обеспечивает равномерное светораспределение.Образец с усилением силы света на 50% на первый взгляд ничем не отличается от «стандарта».Оцениваем освещенность в дорожных условиях. 30-метровая зона перед «Калиной» размечена конусами, а в 40 м на обочине для наглядности притаился другой автомобиль – он поможет почувствовать «дальнобойность» тех или иных ламп.Укладываемся во все нормы, видим хорошо. Встречная полоса освещена достаточно, препятствие на правой обочине обозначено. Оценка освещенности – 57.Практически та же картина, что и со штатными лампами, только... света меньше! За что переплачиваем? Оценка освещенности – 53.Заключительная стадия – оценка ослепления встречных. Фотокамера установлена на встречной полосе на высоте 1200 мм в 30 м от «Калины».Штатный свет никому не мешает.Образец с усилением силы света в допуске.88За рулем 01/2007 100-ВАТТНЫЕ ЛАМПЫКСЕНОНОВЫЙ СВЕТПо уверению производителя, эти лампы светят вдвое ярче 55-ваттных! Обратите внимание на нарушенное светораспределение левой фары.Это ксеноновый «ближний». Или «дальний»? А может быть, «средний», кривой?Если для вас фары – декорация, то голубой свет 100-ваттного образца подойдет. Но дорогу с таким светом видно не будет. Оценка освещенности – 50.Ксеноновые лампы – самые яркие. Обратите внимание, насколько сильно освещена встречная полоса. Оценка освещенности – 89.100-ваттная лампа не светит на свою цену.В лучшем случае «ксенон» слепит встречных так. Малейшая неровность, и встречного ударит по глазам яркий поток. За рулем 01/200789