192
193
ТЮНИНГПРИМЕРОЧНАЯ ПОДИУМЫВсе хотят на подиумДенис ЧиликинДля чего изготавливают подиумы под акустику? Причин несколько. Самая тривиальная – акустика просто не влезает в штатное место. Но это – лишь самая очевидная причина, есть и другие. Одна из них – направленность акустики. Когда динамики установлены в плоскости двери (что обычно при штатной установке), играют они «в ноги». А это, сами понимаете, не очень-то правильно. Ощутить, что такое направленность, позволяет достаточно простой способ. Сядьте в автомобиль с уже установленной акустикой в передних дверях, а затем попробуйте приоткрыть двери на разные углы. Уверен, разницу почувствуете. Ситуация, когда при открытых дверях баса оказывается больше – не редкость. Подиум стараются сделать таким, чтобы установленные на нем динамики были повернуты к слушателю. На какой угол, подбирают опытным путем. Но следует учитывать: если динамики сильно «заваливать» к слушателю, подиум получится массивным. А это может затруднить посадку в автомобиль, да и салон вряд ли украсит. Еще один аргумент в пользу подиумов – правильный крепеж динамика. Прикручивание акустики непосредственно к металлу двери чревато перекосом корзины – со всеми вытекающими неприятностями. Ведь поверхность двери ровная только на первый взгляд. А тонкий металл после установки и вовсе может «повести». К тому же на подиум гораздо легче «посадить» динамик жестко и плотно.ВЫСОКО СИДИМВысокочастотная акустика не меньше нуждается в подиумах (правда, совсем иной конструкции). Традиционные места для них – стойки лобового стекла и «уголки» близ зеркал. Установка на стойки – трудо-В «Адмирале» изначально были установлены штатные 10-сантиметровые динамики. Заводская решетка на кармане – соответствующего размера. А значит, единственный логичный способ установки акустики большего размера – изготовление подиумов.Штатный кармашек нас вполне устраивал, как функционально, так и эстетически. Поэтому был применен достаточно распространенный для установщиков прием: одна половина для нового подиума взята от этого кармана, а вторая часть, выполненная из фанеры, надежно приклеена и прикручена к первой.емкий процесс, но за счет частичного или полного отражения от лобового стекла можно сделать звучание более равномерным, в большей степени компенсировав несимметричность расстояния от акустики до водителя. Вариант с «уголками», напротив, может оказаться более простым. Но в процессорных системах с временными задержками (звук в более близкий динамик будет передаваться с некоторым опозданием, что будет создавать эффект его отдаления) он может оказаться вполне приемлемым. Хотя говорить, что это – железные правила для всех автомобилей, все же не стоит. Существует масса иных факторов, как-то: угол наклона лобового стекла, форма панели приборов и, в конце концов, предпочтения слушателя. Поупражняться с выводом акустики на подиум мы решили на редакционном «Адмирале». Машина, признаемся, далеко не самая «музыкальная». Но, чем сложнее, тем интереснее.192 За рулем 01/2007 ИЗ ЧЕГО ЖЕ?Из чего обычно делают подиумы? Тут кто на что горазд. Отталкиваются от знания определенной технологии и наличия материалов. В нашем случае основной материал – фанера. Вначале сделали черновые заготовки, затем их тщательно склеили и стянули между собой, отшлифовали, после чего совместили с частью штатного дверного кармана. Дали конструкции просохнуть и окончательно вывели форму шпатлевкой. Оставалось покрасить или обтянуть кожей. Остановились на последнем – и, как показал результат, не ошиблись. Если поверхность не совсем идеальной формы, то кожа скрывает некоторые недостатки, тогда как окраскаДля изготовления наших «уголков» использовалось штатное основание, форму придавали при помощи шпатлевки (со стекловолокном и финишной). Для дополнительной защиты фанеры ее покрасили. Последний этап – обтягивание кожей.Изготовлением самих подиумов работа, естественно, не заканчивается. Их нужно надежно закрепить (о чем, кстати, стоит подумать заранее), а если за динамиком остается обшивка или металл, то их лучше удалить: они не должны препятствовать перемещению воздуха при работе динамика. Лучше ли звучит акустика, установленная на подиумах? Безусловно, если подиумы изготовлены правильно. Но если уж собрались «шалить» с музыкой, делать это лучше по полной программе: подобрать акустику, поменять провода, позаботиться о шумовиброизоляции дверей. Ведь только установки подиумов для достижения хорошего результата может и не хватить!Поскольку чуть раньше в интерьере автомобиля появились детали черного цвета (сиденья, вставка в панель), решили доработать и саму дверь. Подиумы обтянули кожей и установили на свои законные места.может, наоборот, их подчеркнуть. Еще вариант – обтянуть карпетом (ворсовый материал, которым, например, отделан багажник ВАЗ- 2110): он лучше скроет дефекты поверхности, но выглядеть будет так себе. Еще один вариант изготовления подиумов в студиях – формование из смол. Хотя смола в основном ассоциируется с «эпоксидкой», на самом деле вариантов множество. Поскольку такая технология редко используется в жизни (согласитесь, что-то выпиливать и шпатлевать приходилось почти всем, тогда как работа со стекловолокном – дело специфическое), то ради одного раза в нее вряд ли стоит углубляться. Но достоинства у нее, безусловно, есть: можно, например, получить более хитрую форму да ив долговечности выиграть.Такого рода проставки иногда тоже называют подиумами. Динамик установлен в штатное место жестко, плотно и без перекосов. Дизайн интерьера в этом случае не меняется. Но в «Адмирале» такой способ нельзя было применить – не хватало места. За рулем 01/2007 193